ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2002 года
Дело N 11-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Василевской В.П.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 24 мая 2002 г. дело по
заявлению прокурора Республики Татарстан и Е. о признании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании
платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку
Волга" от 19 июля 1997 года N 572 противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению по
кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Потапенко С.В., объяснения представителей Кабинета Министров
Республики Татарстан Маматовой Г.А. и Хайдарова С.А., поддержавших
доводы частной жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей
решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд
Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 572 от 19
июля 1997 года "О взимании платы за проезд автотранспорта по
автодорожному мосту через реку Волга", указав в обоснование
заявления, что данное постановление противоречит требованиям
федерального законодательства и подлежит отмене.
В Верховный Суд Республики Татарстан также обратился Е. с
заявлением о признании недействительным этого же постановления
Кабинета Министров РТ.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Маматова
Г.А., Минуллина А.Г. и Хайдаров С.А. с заявлением прокурора
Республики Татарстан и Е. не согласились, пояснив, что федеральная
автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема - Казань
проходит через населенные пункты: Нижние Вязовые - Зеленодольск -
Казань. Участок автомобильной дороги Горький - Казань от с.
Покровка до с. Новая Тура, где и расположен автодорожный мост
через реку Волга, является автомобильной дорогой республиканского
значения, и данный объект - мост через реку Волга - является
республиканской собственностью, в связи с чем указанное
постановление требованиям федерального законодательства не
противоречит.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002
г. заявления прокурора Республики Татарстан и Е. удовлетворены.
Суд признал постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
"О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту
через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 в редакции
постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 апреля
1999 года N 190, от 31 декабря 1998 года N 815, от 17 сентября
1997 года N 712 противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению со дня издания.
В кассационной жалобе, поданной Кабинетом Министров Республики
Татарстан, поставлен вопрос об отмене решения и об отказе в
удовлетворении требований заявителей по тем основаниям, что выводы
суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела, суд неправильно применил материальный закон,
финансирование и содержание автодорожного моста производит
Республика Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены
решения, постановленного в соответствии с установленными в суде
обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от
27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети
автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации"
решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или
расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее
именуются - дорожные объекты) принимается преимущественно в
отношении тех из них, строительство которых только начинается или
которые находятся в стадии незавершенного строительства
(реконструкции). При этом решение в отношении федеральных
автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации,
а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации
от 27 августа 1999 года N 973 "Об утверждении Временных правил
организации эксплуатации на платной основе федеральных
автомобильных дорог и дорожных объектов и Временных правил
определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и
дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств"
правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных
дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов
Российской Федерации, правила определения стоимости проезда по
таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования
взимаемых за проезд средств устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19
июля 1997 года N 572 "О взимании платы за проезд автотранспорта по
автодорожному мосту через реку Волга" введено с 1 августа 1997
года взимание платы за проезд автотранспорта по автодорожному
мосту через реку Волга и утверждено Положение о взимании платы за
проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга.
Как видно из материалов дела, данный автодорожный мост был
принят в эксплуатацию на основании решения Государственной
приемочной комиссии Министерства автомобильных дорог от 23 января
1989 года. В соответствии с п. п. 1, 2 акта Государственной
приемочной комиссии (л.д. 46) мостовой переход через реку Волга
находится на участке автомобильной дороги Горький - Казань от села
Покровка до села Новая Тура, данная автомобильная дорога
республиканского значения 1-й технической категории, строительство
мостового перехода произведено на основании титульного списка
вновь начинаемой стройки, утвержденного Постановлением Совета
Министров РСФСР от 24 октября 1980 года N 520.
В соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
24 декабря 1991 года N 62, с последующими изменениями и
дополнениями, федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга"
обозначена: от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до
Уфы, подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и
Пермь.
Как усматривается из Атласа автомобильных дорог, составленного
в установленном порядке (л.д. 59), федеральная автомобильная
дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема - Казань проходит через
населенные пункты: Нижние Вязовые (где имеется переправа) -
Зеленодольск - Казань. Такой маршрут данной федеральной
автомобильной дороги в настоящее время является действующим.
Участок автомобильной дороги Горький - Казань от села Покровка до
села Новая Тура, где и расположен автодорожный мост через реку
Волга, не определен каким-либо нормативным актом как федеральная
автомобильная дорога М-7 "Волга". Об этом указано и в ответе
Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта
Российской Федерации (л.д. 182), согласно которому в период 1991 -
2000 гг. управление федеральными автомобильными дорогами,
проходящими по территории Республики Татарстан, осуществлялось
Правительством Республики Татарстан, регистрация федеральных
автомобильных дорог в Министерстве имущественных и земельных
отношений продолжается. Однако Кабинет Министров РТ не предоставил
суду доказательств того, что автодорожный мост и участок
автомобильной дороги от села Покровка до села Новая Тура является
собственностью Республики Татарстан. Поэтому суд первой инстанции
пришел к правильному выводу о том, что на момент рассмотрения дела
автодорожный мост через реку Волга, расположенный на участке
автомобильной дороги Нижний Новгород - Казань от села Покровка до
села Новая Тура, не является собственностью Республики Татарстан.
Поэтому у Кабинета Министров Республики Татарстан не имелось
полномочий на принятие решения об эксплуатации на платной основе
данного автодорожного моста.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют
собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их
неправильными не установлено. Учитывая требования закона и
установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил
возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе,
являются необоснованными.
Вместе с тем в соответствии с абзацем вторым пункта 9
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27
апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых
актов противоречащими закону" в редакции постановлений Пленума от
21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10, с
изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от
25 мая 2000 г. N 19 и от 24 апреля 2002 г. N 8, при удовлетворении
заявления о признании противоречащим федеральному закону закона
субъекта Российской Федерации либо заявления о признании
противоречащим закону иного нормативного правового акта в
резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на
то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный
правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в
законную силу (ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР). В связи с этим решение
суда подлежит изменению с указанием на то, что оспоренный
нормативный правовой акт не подлежит применению со дня вступления
решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002 г.
изменить, указав, что постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по
автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 в
редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от
5 апреля 1999 года N 190, от 31 декабря 1998 года N 815, от 17
сентября 1997 года N 712 не подлежит применению со дня вступления
решения в законную силу.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а
частную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без
удовлетворения.
|