УТРАТИЛО СИЛУ - РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РФ ОТ 30.10.2003 N ИС-958-Р
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 мая 2002 г. N ИС-485-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В целях совершенствования организации работы ведомственного
контроля по проведению проверок целевого и эффективного
использования средств федерального бюджета, выделяемых на дорожное
хозяйство, использования федерального имущества, качества
строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных
дорог и искусственных сооружений:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый к настоящему
распоряжению Временный порядок проведения проверки целевого и
эффективного использования средств федерального бюджета и
федерального имущества в дорожном хозяйстве (далее - Временный
порядок).
2. Председателям комиссий, руководителям федеральных
управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных
магистралей, дирекций строящихся дорог, органов управления
дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации при проведении
проверок целевого и эффективного использования средств
федерального бюджета, выделяемых на дорожное хозяйство,
использования федерального имущества и качества выполняемых
дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и
содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений
руководствоваться положениями Временного порядка.
3. Руководителям федеральных управлений автомобильных дорог,
управлений автомобильных магистралей, дирекций строящихся дорог,
органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской
Федерации и государственных унитарных предприятий дорожного
хозяйства обеспечить комиссиям условия, необходимые для проведения
проверок.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.
Первый заместитель Министра,
Руководитель Государственной
службы дорожного хозяйства
И.Н.СЛЮНЯЕВ
Приложение
к распоряжению Росавтодора
от 24 мая 2002 г. N ИС-485-р
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с
Положением о Государственной службе дорожного хозяйства
Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденным
Приказом Минтранса России от 08.11.2001 N 161, и Приказом Минфина
России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке
проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами
Министерства финансов Российской Федерации".
1. Цель и основные задачи проверки
1.1. Цель проведения проверки - осуществление контроля за
соблюдением действующих законодательных и нормативных актов, а
также ведомственных и директивных документов Государственной
службы дорожного хозяйства Минтранса России Российской Федерации
при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций
со средствами федерального бюджета, целевого их использования,
наличием и движением федерального имущества, использованием
материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными
нормами, нормативами и сметами.
1.2. Основной задачей проверки является контроль финансово -
хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных
ценностей;
эффективное использование средств от платных услуг,
установленных Правительством Российской Федерации;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами федерального
бюджета;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение;
выполнение объемов работ в соответствии с утвержденными
заданиями;
соответствие качества выполненных дорожных работ, проектно -
сметной документации и действующей нормативно - технической
документации.
2. Организация и проведение проверки
2.1. Координация контрольно - ревизионной деятельности и
ответственность за ее состояние в дорожном хозяйстве возлагаются
на Управление инспекторского надзора и производственно -
финансового контроля в дорожном хозяйстве Росавтодора Минтранса
России.
2.2. Проведение проверок осуществляется в соответствии с
графиком, утвержденным руководителем Росавтодора: структурными
подразделениями Росавтодора, Центром производственно - финансового
контроля в дорожном хозяйстве, федеральными управлениями
автомобильных дорог, Центром лабораторного контроля, диагностики и
сертификации, Дирекцией "Дороги России" (далее - органы
ведомственного контроля).
2.3. Внеплановые проверки отдельных участков и отраслей
финансово - хозяйственной деятельности проводятся:
- по указанию руководителя Росавтодора;
- по решению Контрольной комиссии Росавтодора;
- по требованию органов прокуратуры или судебных органов;
- при ликвидации или изменении организационно - правовой формы
предприятий, организаций или учреждений, подведомственных
Росавтодору.
2.4. Сроки проведения проверки, руководитель и состав комиссии
определяются распоряжением Росавтодора или приказом органа
ведомственного контроля в дорожном хозяйстве с учетом объема
предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и
особенностей проверяемой организации, но не более 14 дней.
Продление первоначально установленного срока проверки
осуществляется руководителем, утвердившим состав комиссии, по
мотивированному представлению председателя комиссии.
2.5. Проверки целевого использования средств федерального
бюджета и использования федерального имущества органов управления
дорожным хозяйством и учреждений, подведомственных Росавтодору,
проводятся не реже одного раза в год, а дорожных предприятий и
организаций, непосредственно осуществляющих кассовые операции, не
реже одного раза в два года.
2.6. Конкретные вопросы проверки определяются программой или
перечнем основных вопросов проверки (далее - программа).
Программа включает ее тему, период, который должна охватить
проверка, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих
проверке, и утверждается руководителем Росавтодора или органа
ведомственного контроля в дорожном хозяйстве.
2.7. Председатель комиссии до начала проверки знакомит ее
участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы
и участки работы между его исполнителями.
Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения
необходимых документов, отчетных и статистических данных, других
материалов, характеризующих проверяемую организацию, может быть
изменена и дополнена.
2.8. Председатель комиссии должен предъявить руководителю
проверяемой организации распоряжение, приказ о проведении
проверки, ознакомить его с основными задачами, представить
участвующих в проверке работников, решить организационно -
технические вопросы проведения проверки.
По требованию председателя комиссии при выявлении фактов
злоупотребления или порчи имущества руководитель проверяемой
организации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации
денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и
участки (объем) инвентаризации устанавливаются председателем
комиссии по согласованию с руководителем проверяемой организации.
2.9. Проверка финансово - хозяйственной деятельности
организации проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных,
бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях
установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным
первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи
указанных в них денежных средств и материальных ценностей,
фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и
расходования средств федерального бюджета, использования средств
от платных услуг;
сличения имеющихся в проверяемой организации записей,
документов и данных с соответствующими записями, документами и
данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или
которыми выданы денежные средства, материальные ценности и
документы;
организации процедур фактического контроля за наличием и
движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полнотой оприходования продукции,
достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг,
обеспечением сохранности денежных средств и материальных
ценностей, обследований, контрольных анализов сырья, материалов и
готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ и
т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения
установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в
регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов,
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств.
3. Права, обязанности и ответственность проверяющих
и проверяемых
3.1. Председатель комиссии обязан:
а) при проведении проверок исходить из интересов государства,
строго руководствоваться законами Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями
руководителя Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса
России, проявлять непримиримое отношение к нарушениям
государственной финансовой дисциплины и законности в расходовании
бюджетных средств, излишествам, бесхозяйственности,
злоупотреблениям и расточительству, фактам приписок, быть
принципиальным и объективным в оценке вскрываемых недостатков и
нарушений, принимать меры к тому, чтобы каждая проверка
способствовала улучшению финансово - хозяйственной деятельности в
дорожной отрасли;
б) проверять книги и карточки финансового (бухгалтерского), а
при необходимости и материального учета, подлинные приходные и
расходные денежные и другие документы, подтверждающие законность и
достоверность финансово - хозяйственных операций; обеспечить
хранение подлежащих обревизованию документов, исключающее доступ к
ним других лиц;
в) документально устанавливать сущность выявленных недостатков
и нарушений, размер причиненного государству материального ущерба
и другие последствия, причины допущенных нарушений и виновных
должностных лиц;
г) в процессе проверок информировать руководителя,
назначившего проверку, о выявленных нарушениях в расходовании
бюджетных средств, добиваться принятия срочных мер к их
прекращению и предупреждению, привлечению виновных лиц к
ответственности и возмещению причиненного ущерба.
При выявлении фактов растрат, хищений и незаконного
расходования государственных средств, бесхозяйственности и других
злоупотреблений немедленно докладывать руководителю, назначившему
проверку;
д) обеспечить достоверность материалов проверок и
обоснованность изложенных в акте выводов.
3.2. Председатель комиссии и ее члены имеют право:
а) требовать от должностных и других лиц представления
письменных справок и объяснений по вопросам, возникающим при
проверке;
б) назначать и проводить контрольные обмеры выполненных
дорожно - строительных и других работ, осмотры сырья, материалов и
готовой продукции, взятие проб и образцов на исследование,
проверять полноту оприходования материальных ценностей,
правильность применения норм естественной убыли при их
транспортировке, хранении и переработке;
в) выдавать предписания о приостановке работ, выполненных с
нарушением технологии или применением материалов, не
соответствующих проекту и действующей нормативной документации, а
также об устранении нарушений технологии выполненных работ;
г) при выявлении злоупотреблений в установленном порядке
требовать с должностных лиц объяснения с приобщением к ним копий
документов для приобщения их к акту проверки, в необходимых
случаях получать от должностных лиц проверяемого учреждения,
предприятия или организации для подтверждения выявленных фактов
нарушений копии или выписки из относящихся к выявленным фактам
документов либо справки, составленные на основании имеющихся
документов;
д) вносить предложения об устранении выявленных проверкой
недостатков, о возмещении причиненного материального ущерба, а в
необходимых случаях - о назначении административного расследования
для установления виновных должностных лиц и размера ущерба,
причиненного по вине каждого из них, если это не представилось
возможным установить в процессе проверки;
е) в случае отказа работников проверяемой организации
предоставить необходимые документы либо возникновения иных
препятствий, не позволяющих проводить проверку, председатель
комиссии (проверяющий) сообщает об этих фактах руководителю, по
поручению которого проводится проверка.
3.3. За некачественное проведение проверки, искажение или
сокрытие фактов хищений или злоупотреблений, использование
служебного положения в корыстных целях, неправильные выводы и
предложения по результатам проверок руководитель группы
привлекается к ответственности в установленном действующим
законодательством порядке.
3.4. Руководители и другие должностные лица проверяемых
предприятий, учреждений и организаций, подведомственных
Росавтодору, обязаны:
а) создать условия для нормальной работы комиссии,
предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи,
канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и
т.п., оказывать ей содействие в проведении проверок, представлять
подлинные документы, подлежащие проверке, по требованию
председателя или членов комиссии давать справки и объяснения в
устной и письменной форме по вопросам, относящимся к проверке;
б) по требованию проверяющего обеспечить проведение
инвентаризации материальных ценностей, контрольных обмеров
выполненных дорожно - строительных работ, контрольных запусков
сырья и материалов в производство, осмотров сырья, материалов и
готовой продукции, взятие проб и образцов на исследование, а также
присутствие при этом заинтересованных материально ответственных и
других должностных лиц;
в) принимать меры к устранению выявленных в процессе проверок
недостатков, предупреждению или прекращению нарушений,
бесхозяйственности, злоупотреблений и решения о привлечении
виновных должностных лиц к ответственности и возмещении
причиненного ими государству материального ущерба.
4. Оформление и реализация результатов проверок
4.1. Результаты проверки оформляются актом, который
подписывается членами комиссии (проверяющим), руководителем и
главным бухгалтером (бухгалтером) проверяемой организации.
4.2. Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного
членами комиссии (проверяющим), вручается руководителю проверяемой
организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении
с указанием даты получения, второй экземпляр передается в
Росавтодор, третий экземпляр передается Контрольной комиссии
Росавтодора, четвертый экземпляр остается у проверяемой
организации.
4.3. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера
(бухгалтера) проверяемой организации по согласованию с
председателем комиссии (проверяющим) может быть установлен срок до
одного рабочего дня, отведенный для ознакомления с актом проверки
и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его
должностные лица проверяемой организации делают об этом оговорку
перед своей подписью и одновременно представляют председателю
комиссии (проверяющему) письменные возражения, пояснения или
замечания, которые приобщаются к акту проверки и являются его
неотъемлемой частью.
4.4. В случае отказа должностных лиц проверяемой организации
подписать или получить акт проверки руководитель группы в конце
акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от
подписи или получения акта.
В этом случае акт проверки может быть направлен проверяемой
организации по почте с уведомлением о его получении. При этом к
экземпляру акта, остающемуся на хранении в Росавтодоре,
прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного
способа передачи акта.
4.5. В акте проверки проверяющие должны соблюдать
объективность и обоснованность, четкость, лаконичность,
доступность и системность изложения.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных
данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых и других
организациях документами, результатами произведенных встречных
проверок и процедур фактического контроля, других действий,
заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и
материально ответственных лиц.
4.6. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки,
должно содержать следующую обязательную информацию: какие
законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные
положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились
нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие
последствия этих нарушений.
В акте проверки не допускается включение различного рода
выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или
результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных
органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте проверки не должна даваться правовая и морально -
этическая оценка действий должностных и материально ответственных
лиц проверяемой организации, квалификация их поступков, намерений
и целей.
Объем акта проверки не ограничивается, но проверяющие должны
стремиться к разумной краткости изложения при обязательном
отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы
проверки.
4.7. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть
скрыты или необходимо принять срочные меры к их устранению, в ходе
проверки составляется отдельный (промежуточный) акт и от лиц,
допустивших вышеуказанные нарушения, запрашиваются необходимые
письменные объяснения.
4.8. Промежуточный акт подписывается членом комиссии,
ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки,
и соответствующими должностными и материально ответственными
лицами проверяемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт
проверки.
4.9. Материалы проверки состоят из акта проверки и надлежаще
оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте
проверки (документы, копии документов, сводные справки, объяснения
должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
4.10. Материалы проверки представляются руководителю органа
ведомственного контроля в дорожном хозяйстве в срок не позднее 10
рабочих дней после подписания его в проверяемой организации.
4.11. Руководитель проверяемой организации по результатам
проведенной проверки в 10-дневный срок с момента проведения
проверки направляет в Росавтодор и Контрольную комиссию
Росавтодора (Центр производственно - финансового контроля в
дорожном хозяйстве) отчет об устранении выявленных нарушений с
непосредственным приложением к нему обосновывающих и
подтверждающих документов.
4.12. Результаты проверок рассматриваются в соответствии с
регламентом работы контрольной комиссии Государственной службы
дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
4.13. Информация об устранении недостатков, выявленных в ходе
проверки, направляется в Росавтодор (копия информации направляется
в Центр производственно - финансового контроля в дорожном
хозяйстве, Центр лабораторного контроля, диагностики и
сертификации) для последующего учета и контроля до полного их
устранения.
|