ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2002 г. N 2777-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 110819-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", внесенный членами
Совета Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами
Государственной Думы В.А. Грачевым, И.И. Мельниковым, О.Н.
Смолиным, Д.Н. Абраменковым, А.В. Скочем, А.В. Шишловым, В.Н.
Ивановой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке
в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по образованию и науке
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 110819-3
Вносят члены
Совета Федерации
В.В. СУДАРЕНКОВ, В.А. МИРОНОВ
и депутаты Государственной Думы
В.А. ГРАЧЕВ, И.И. МЕЛЬНИКОВ,
О.Н. СМОЛИН, Д.Н. АБРАМЕНКОВ,
А.В. СКОЧ, А.В. ШИШЛОВ,
В.Н. ИВАНОВА
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(В ЧАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании"
(в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.
150; 1997, N 47, ст. 5341) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 10 дополнить абзацем вторым следующего
содержания:
"По профессиям и специальностям, получение которых в очно -
заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не
допускается, могут быть введены ограничения на их освоение
посредством дистанционных образовательных технологий в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации".
2. В статье 15:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы
оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных
технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или
не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и
педагогического работника.
Образовательное учреждение может использовать дистанционные
образовательные технологии для реализации образовательной
программы частично или в полном объеме (за исключением некоторых
занятий) в порядке, установленном федеральным (центральным)
органом управления образованием";
дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:
"8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный
учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а
также архивное хранение данных об этих результатах в бумажном и
(или) электронном виде в порядке, утверждаемом федеральным
(центральным) государственным органом управления образованием".
3. Подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей
редакции:
"5) организация и совершенствование образовательных технологий
и методического обеспечения образовательного процесса;".
4. В статье 33:
пункт 2 после слова "учреждения" дополнить словами ", его
филиалов и представительств (отделений)";
пункт 9 дополнить абзацами вторым и третьим следующего
содержания:
"Готовность образовательного учреждения реализовывать
образовательную программу (образовательные программы) в полном
объеме посредством дистанционных образовательных технологий, а
также непосредственно осуществлять учебный процесс и все виды
аттестации обучающихся в своих филиалах устанавливается по его
заявлению на основании заключения экспертной комиссии при выдаче
лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Особенности предмета и содержания экспертизы образовательных
учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии
для реализации образовательных программ частично или в полном
объеме, устанавливаются федеральным (центральным) государственным
органом управления образованием, если иное не установлено
федеральным законом.
При экспертизе филиалов образовательного учреждения,
использующего дистанционные образовательные технологии для
реализации образовательных программ в полном объеме, при условии
осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных
занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах,
учитывается обеспеченность педагогическими работниками данного
образовательного учреждения";
пункт 24 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"На филиалы образовательного учреждения, использующего
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных программ в полном объеме, при условии
осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных
занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах,
распространяются аттестация и государственная аккредитация данного
образовательного учреждения (при их наличии) по соответствующим
образовательным программам. При очередной аттестации указанного
образовательного учреждения учитывается соответствие содержания,
уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах
этого образовательного учреждения, требованиям государственных
образовательных стандартов".
5. Пункт 2 статьи 41 дополнить абзацем следующего содержания:
"Использование образовательными учреждениями при реализации
образовательных программ различных методик образовательного
процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных
образовательных технологий, не влечет за собой увеличения
нормативов их финансирования".
6. В статье 50:
дополнить статью новым пунктом 20 следующего содержания:
"20. Обучающиеся в образовательном учреждении, использующем
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательной программы в полном объеме, а также в филиалах
указанного образовательного учреждения, при условии осуществления
им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех
видов аттестации обучающихся в этих филиалах, обладают всеми
правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме
получения образования, а при окончании образовательного учреждения
- правом на получение документов об образовании данного
образовательного учреждения";
пункты 20 - 22 считать соответственно пунктами 21 - 23.
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года
N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.
4135; 2000, N 29, ст. 3001) следующие дополнения:
1. Пункт 3 статьи 8 дополнить абзацем восьмым следующего
содержания:
"На филиалы высшего учебного заведения, использующего
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательной программы в полном объеме, при условии
осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных
занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах,
распространяются аттестация и государственная аккредитация данного
высшего учебного заведения (при их наличии) по соответствующим
образовательным программам. При очередной аттестации указанного
высшего учебного заведения учитывается соответствие содержания,
уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах
этого высшего учебного заведения, требованиям государственных
образовательных стандартов".
2. Пункт 4 статьи 10 дополнить абзацами шестым и седьмым
следующего содержания:
"Особенности предмета и содержания экспертизы высших учебных
заведений, использующих дистанционные образовательные технологии
для реализации образовательных программ частично или в полном
объеме, устанавливаются федеральным (центральным) органом
управления высшим профессиональным образованием, если иное не
установлено федеральным законом.
При экспертизе филиалов высшего учебного заведения,
использующего дистанционные образовательные технологии для
реализации образовательной программы в полном объеме, при условии
осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных
занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах,
учитывается обеспеченность педагогическими работниками данного
высшего учебного заведения".
3. Статью 16 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Студенты высшего учебного заведения, использующего
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательной программы в полном объеме, а также филиалов
указанного высшего учебного заведения, при условии осуществления
им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех
видов аттестации обучающихся в этих филиалах, обладают всеми
правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме
получения образования, а при окончании высшего учебного заведения
- правом на получение документов об образовании данного высшего
учебного заведения".
Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(В ЧАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Настоящий проект Федерального закона является доработанным
проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части
дистанционного обучения) с учетом замечаний Правительства
Российской Федерации (заключение Правительства Российской
Федерации от 28.08.2001).
В настоящее время в системе образования широкое применение
получают дистанционные образовательные технологии, базирующиеся на
возможностях средств информатизации и телекоммуникации, потенциал
которых в последнее десятилетие резко возрос и позволяет коренным
образом модернизировать образовательный процесс. К таким
средствам, в том числе относятся компьютеры и программное
обеспечение, спутниковое телевидение, кабельные линии связи,
Интернет (всемирная сеть, обеспечивающая накопление информации и
обмен ею между удаленными пользователями).
Использование дистанционных образовательных технологий
позволяет успешно решить в системе образования целый ряд сложных
задач, в том числе:
создать условия для получения образования независимо от
местонахождения обучающихся (образовательный процесс может быть
организован в любой географической точке);
снизить затраты на образование;
привлечь к образовательному процессу наиболее подготовленную
часть педагогических работников;
значительно расширить доступ для обучающихся к информационным
ресурсам;
индивидуализировать обучение;
организовать систему оперативного контроля за освоением
обучающимися образовательных программ;
обеспечить условия для непрерывности образования, что особенно
важно для работающих граждан;
создать условия для оптимального использования научно -
педагогических потенциалов образовательных учреждений при
совместной организации образовательного процесса и формировании
открытого образования.
Все это позволит в значительной мере расширить доступность
образования, а также повысить его качество.
Одновременно следует отметить, что дистанционные
образовательные технологии могут эффективно применяться для всех
форм получения образования, а также как для обеспечения доступа к
образовательному процессу на удалении, так и для организации
образовательного процесса непосредственно в образовательном
учреждении.
Для Российской Федерации с населением, распределенным на
громадной территории, отсутствием достаточно развитых путей
сообщения применение дистанционных образовательных технологий
является особо актуальной задачей, позволяющей не только решить
проблему обеспечения конституционного права граждан на
образование, но и сделать профессиональное обучение массовым и
высококачественным.
При этом следует учитывать, что внедрение дистанционных
образовательных технологий вносит значительные изменения в
установившиеся отношения в области образования, что требует
законодательного разрешения.
Представленный проект Федерального закона вносит изменения и
дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", направленные на легитимацию дистанционных
образовательных технологий, регулирование особенностей правовых
отношений, возникающих при использовании указанных технологий.
Наиболее важные дополнения внесены в статью 33, так как
применение дистанционных технологий обучения требует изменения
процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Поэтому
вносимые дополнения предусматривают, что особенности предмета и
содержания экспертизы образовательных учреждений, использующих
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных программ в полном или частичном объемах, должны
быть определены федеральным (центральным) государственным органом
управления образованием.
Учитывая, что образовательное учреждение, использующее
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных программ в полном объеме, непосредственно само
осуществляет учебный процесс и аттестацию обучающихся в своих
филиалах, законопроект предусматривает возможность при экспертизе
филиалов такого образовательного учреждения учитывать
обеспеченность педагогическими работниками указанного
образовательного учреждения, а также распространяет аттестацию и
государственную аккредитацию указанного образовательного
учреждения на его филиалы. Но одновременно законопроект
значительно повышает ответственность образовательного учреждения
за результативность работы филиалов, устанавливая, что при
аттестации указанного образовательного учреждения учитывается
соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников,
обучавшихся в филиалах этого образовательного учреждения,
требованиям государственных образовательных стандартов.
Статья 41 дополняется положением, устанавливающим, что
использование образовательными учреждениями различных методик
образовательного процесса и образовательных технологий (в том
числе и дистанционных образовательных технологий) не влечет за
собой увеличения нормативов финансирования. Это положение особо
подчеркивает, что настоящий законопроект не накладывает на
государство каких-либо дополнительных финансовых обязательств.
Статьей 2 законопроекта вносятся аналогичные дополнения в три
статьи (8, 10 и 16) Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании".
Следует предположить, что рассматриваемый Федеральный закон
будет положительно воспринят педагогической общественностью,
обучающимися, их родителями и позволит отечественной системе
образования сохранить передовые позиции в условиях перехода
высокоиндустриальных стран к информационному обществу.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(В ЧАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части
дистанционных образовательных технологий) не накладывает
каких-либо финансовых обязательств на государство. Более того, в
данной редакции законопроекта введено положение, констатирующее,
что использование образовательными учреждениями при реализации
образовательных программ различных методик образовательного
процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных
образовательных технологий, не влечет за собой увеличения
нормативов их финансирования.
Таким образом, реализация проекта Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (в части дистанционных
образовательных технологий) не потребует материальных затрат за
счет средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(В ЧАСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (в части дистанционных образовательных технологий) не
потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения,
дополнения или принятия иных федеральных законов.
|