ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2002 г. N 2789-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 180385-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВАЛЮТНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 180385-3 "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, М.М.
Задорновым, В.М. Зубовым, П.А. Медведевым, В.М. Резником, В.Б.
Шубой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до
10 июня 2002 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 180385-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
ЖУКОВЫМ А.Д., ЗАДОРНОВЫМ М.М.,
ЗУБОВЫМ В.М., МЕДВЕДЕВЫМ П.А.,
РЕЗНИКОМ В.М., ШУБОЙ В.Б.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
Статья 1. Внести в статью 5 Закона Российской Федерации от 9
октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном
контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45,
ст. 2542; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,
N 23, ст. 2290) следующее дополнение:
пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Валютная выручка от экспорта товаров, работ, услуг
(результатов интеллектуальной деятельности) в сумме, необходимой
для исполнения обязательств резидентов по кредитным соглашениям с
организациями - нерезидентами, являющимися агентами правительств
Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Великобритании,
Франции, Германии, Италии, может зачисляться резидентами,
получившими соответствующее разрешение Центрального банка
Российской Федерации, на счета в банках за пределами Российской
Федерации до момента поступления на счета резидентов в
уполномоченных банках.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
Проектом Федерального закона "О внесении дополнения в статью 5
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" предлагается:
- предоставить право российским предприятиям, имеющим
обязательства по кредитным соглашениям с организациями -
нерезидентами - агентами правительств США, Японии, Канады,
Великобритании, Франции, Германии, Италии, зачислять часть
валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг (результатов
интеллектуальной деятельности) в размере, необходимом для
исполнения своих обязательств, на счета в банках за пределами
Российской Федерации;
- установить в качестве условия осуществления такой операции
получение соответствующего разрешения Центрального банка
Российской Федерации.
Необходимость предоставления такой возможности объясняется
следующим:
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике
на 2001 год и на среднесрочную перспективу" обозначен отказ от
использования связанных кредитов как элемента бюджетной политики
государства.
Банки - нерезиденты, являющиеся подведомственными учреждениями
правительств иностранных государств, такие как Экспортно -
импортный банк США, Банк международного сотрудничества Японии,
обычно предоставляют кредиты для российских предприятий только под
гарантии Правительства Российской Федерации. Исключением из общего
правила служат кредиты Экспортно - импортного банка США,
привлеченные российскими нефтяными компаниями и направляемые ими
на реконструкцию нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих
предприятий. Привлечение таких кредитов не предусматривает
гарантий российского правительства, что, в свою очередь, не
создает дополнительной долговой нагрузки.
Такую возможность нефтяные компании получили в результате
заключения в 1993 году Рамочного соглашения для нефтегазовой
промышленности между Министерством финансов Российской Федерации,
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации и Экспортно - импортным
банком США. В соответствии с указанным соглашением российская
сторона приняла на себя обязательства не создавать препятствий для
выполнения заемщиками своих обязательств. То есть создать условия,
при которых резидент - заемщик мог бы сразу же направлять
необходимую сумму валютной выручки на погашение кредита.
Банк международного сотрудничества Японии в настоящее время
также рассматривает возможность предоставления кредитов российским
предприятиям без требования государственных гарантий под свои
кредиты.
Действовавший до 1 января 2002 года Указ Президента
Российской Федерации "О поддержке приоритетных инвестиционных
проектов, финансируемых в соответствии с российско - американским
Рамочным соглашением для российской нефтегазовой промышленности от
6 июля 1993 года" освобождал резидентов от обязательной продажи
валютной выручки в части, направляемой на погашение кредита. В
связи с тем, что резидентами были заключены кредитные соглашения
до прекращения действия Указа, предлагается внести в Закон
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" норму прямого действия, позволяющую резиденту - заемщику
добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по кредитным
соглашениям.
Приложение
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в статью 5
Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании
и валютном контроле"
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВАЛЮТНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении
дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" не потребуется внесения
изменений в действующее законодательство.
Приложение
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в статью 5
Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании
и валютном контроле"
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 5 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВАЛЮТНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 5
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" не предполагает затрат за счет средств федерального
бюджета.
|