ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2002 г. N ГКПИ2002-702
Судья Верховного Суда Российской Федерации Романенков Н.С.,
рассмотрев заявление Б. о признании не соответствующими закону
пунктов 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14 Наставлений по организации
и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской
Федерации, утвержденных приказом Главного управления
Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10,
установил:
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным заявлением.
Нахожу, что заявление Б. не подлежит принятию к производству
Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции в связи с
неподсудностью его данному суду.
Статьей 116 ГПК РСФСР определена исключительная подсудность
Верховному Суду РФ гражданских дел по первой инстанции. В
частности, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела
об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и
ведомств, касающихся прав и свобод граждан.
Оспариваемые заявителем Наставления по организации и
осуществлению государственного пожарного надзора в Российской
Федерации, утвержденные приказом Главного управления
Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10, к
таковым не относятся.
Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти" нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций
или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной
регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию. В силу
п. 10 настоящего Указа нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в
установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не
вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
Из содержания заявления следует, что оспариваемые заявителем
Наставления по организации и осуществлению государственного
пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденные приказом
Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от
25.05.1995 N 10, государственную регистрацию в Минюсте России не
проходили и в установленном порядке опубликованы не были.
Поскольку отсутствует специальный закон, который бы
устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду РФ заявлений
с требованиями, аналогичными заявленным Б., и руководствуясь п. 7
ст. 129 ГПК РСФСР,
определил:
отказать Б. в принятии заявления о признании не
соответствующими закону пунктов 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14
Наставлений по организации и осуществлению государственного
пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденных приказом
Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от
25.05.1995 N 10, в связи с неподсудностью заявленных требований
данному суду.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда РФ в течение 10 дней.
|