ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2002 года
Дело N 89-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 21 мая 2002 г. гражданское
дело по заявлению прокурора Тюменской области о признании
недействительным постановления губернатора Тюменской области от
22.10.2001 N 393 "О создании совместной комиссии по выработке
решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим
лицам и гражданам" по протесту и.о. прокурора Тюменской области на
решение Тюменского областного суда от 28.02.2002, которым в
удовлетворении заявления прокурора области отказано.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителя губернатора Тюменской области Дражиной И.В.,
возражавшей против доводов протеста, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., поддержавшей доводы
протеста, Судебная коллегия
установила:
прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о
признании недействительным постановления губернатора Тюменской
области от 22.10.2001 N 393 "О создании совместной комиссии по
выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков
юридическим лицам и гражданам", ссылаясь на то, что указанное
постановление противоречит федеральному законодательству, в
частности п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с
которым до разграничения государственной собственности на землю
распоряжение землями осуществляется органами местного
самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не
предусмотрено иное.
Оспариваемым постановлением губернатора Тюменской области от
22.10.2001 N 393 образована совместная комиссия по выработке
решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим
лицам и гражданам. Данная комиссия образована при комитете по
управлению государственным имуществом Тюменской области для
принятия решений о предоставлении и передаче гражданам и
юридическим лицам земельных участков, находящихся в
государственной собственности, до разграничения государственной
собственности на землю.
Законодательство на федеральном уровне не предусматривает
возможность субъекта РФ осуществлять собственное регулирование по
данному вопросу.
Представители губернатора Тюменской области возражали против
заявления прокурора и пояснили, что основанием для издания
оспариваемого постановления послужил Закон Тюменской области N 411
от 05.10.2001 "О порядке распоряжения и управления
государственными землями Тюменской области", ст. 14 которого
установлено, что до разграничения государственной собственности на
землю предоставление и передача земельных участков гражданам и
юридическим лицам производятся по распоряжению комитета по
управлению государственным имуществом Тюменской области на
основании решения совместной комиссии, определяются губернатором
области.
Губернатором Тюменской области было принято постановление N 393
от 22.10.2001 "О создании совместной комиссии по выработке решения
о предоставлении и передаче земельных участков гражданам и
юридическим лицам" (в редакции от 25.01.2002), была образована
совместная комиссия, утверждено положение о ней, и на заместителя
губернатора Тюменской области возложено формирование и утверждение
персонального состава комиссии и контроль за исполнением
постановления. В соответствии с Положением о совместной комиссии
комиссия вырабатывает решения о предоставлении и передаче
земельных участков юридическим лицам и гражданам. В состав
комиссии входят представители структурных подразделений
администрации области, территориальных органов государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Тюменским областным судом постановлено указанное выше решение,
об отмене которого в кассационном протесте просит и.о. прокурора
области, указывая, что судом неправильно истолкован и применен
материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит
оснований к его удовлетворению.
Судом установлено, что 05.10.2001 был принят Закон Тюменской
области N 411 "О порядке распоряжения и управления
государственными землями Тюменской области".
Статьей 14 указанного Закона урегулирован порядок управления и
распоряжения государственными землями, в соответствии с которым до
разграничения государственной собственности на землю
предоставление и передача земельных участков гражданам и
юридическим лицам производится по распоряжению комитета по
управлению государственным имуществом Тюменской области на
основании решения совместной комиссии, образованной при данном
комитете. В состав комиссии в обязательном порядке входят
представители органов местного самоуправления, комитета по
земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области. Состав и
порядок работы комиссии определяются губернатором Тюменской
области.
Оспариваемое постановление губернатора области принято во
исполнение указанного Закона области.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами в соответствии с п. "в" ч.
1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов РФ.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
предусмотрено, что "до разграничения государственной собственности
на землю государственная регистрация права государственной
собственности на землю для осуществления распоряжения землями,
находящимися в государственной собственности, не требуется".
Распоряжение указанными землями до разграничения
государственной собственности на землю осуществляется органами
местного самоуправления в пределах их полномочий, если
законодательством не предусмотрено иное.
Рассматривая заявление прокурора, суд правильно
руководствовался указанными выше правовыми актами и обоснованно
пришел к выводу, что вопрос о порядке распоряжения и управления
государственными землями в Тюменской области урегулирован
областным Законом N 41 от 05.10.2001 (принятым до введения в
действие Земельного кодекса РФ) и издание губернатором
оспариваемого постановления не противоречит федеральному
законодательству и, в частности, п. 10 ст. 3 Федерального Закона
от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации", на которую имеется ссылка в протесте.
При этом следует иметь в виду, что в оспариваемом постановлении
губернатора речь идет о государственных землях субъекта Федерации,
о землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Нормы материального права применены и истолкованы судом
правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене
решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 307, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Тюменского областного суда от 28 февраля 2002 года
оставить без изменения, кассационный протест и.о. прокурора
области - без удовлетворения.
|