МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 мая 2002 г. N 200
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СУДАХ И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля
1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан", Федеральным законом от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также требованиями
директивы Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N Д-14 "О
работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных
Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их
действия и решения", других нормативных правовых актов органами
военного управления, подразделениями юридической службы
Вооруженных Сил Российской Федерации проделана значительная работа
по защите законных интересов Министерства обороны Российской
Федерации <*> в судах.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Приказа и Приложения к нему,
если не оговорено особо, для краткости будут именоваться:
Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны;
Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами;
Управление делами Министерства обороны Российской Федерации -
Управлением делами.
Практика показывает, что наиболее эффективно эта задача
решается в тех случаях, когда должностные лица органов военного
управления при защите законных интересов Министерства обороны
строго руководствуются требованиями нормативных правовых актов, в
полной мере владеют знаниями судопроизводства, своевременно
принимают меры по изжитию причин, способствующих росту числа
обращений в суды с исками и жалобами на решения и действия органов
военного управления Вооруженных Сил.
Благодаря квалифицированным действиям должностных лиц органов
военного управления, подразделений юридической службы Вооруженных
Сил только в 2001 году судами отказано в удовлетворении по 203
искам к Министерству обороны, удовлетворены частично 282 иска,
заключены мировые соглашения по 20 искам, прекращены дела по 80
искам, что позволило уменьшить сумму исков, подлежащих взысканию,
на 1,8 млрд. рублей.
Вместе с тем в работе органов военного управления,
подразделений юридической службы Вооруженных Сил по защите
законных интересов Министерства обороны еще встречаются серьезные
недостатки.
К ним прежде всего следует отнести произвольное толкование
должностными лицами отдельных органов военного управления правовых
норм законодательства Российской Федерации, приказов и директив
Министра обороны Российской Федерации, что порождает обращение
граждан в суды различной инстанции с исками и жалобами.
Не всегда органы военного управления и должностные лица
тщательно подбирают и готовят представителей для защиты законных
интересов Министерства обороны в судах, порой ведение дел
поручается представителям, не обладающим достаточными знаниями
основ судопроизводства, действующего законодательства.
Не изжиты факты, когда представители для защиты в судах
законных интересов Министерства обороны вообще не назначаются или
не прибывают на заседания судов без уважительных причин. Так, в
2001 году около 50 процентов предъявленных исков рассматривалось
арбитражными судами в отсутствие представителей Министерства
обороны, и в большинстве этих случаев все заявленные в исках
требования решениями судов были удовлетворены.
В отдельных органах военного управления не налажена
организация постоянного контроля за ходом рассмотрения в судах
каждого предъявленного иска, не проявляется должной настойчивости
при защите в судах законных интересов Министерства обороны с
использованием всех процессуальных возможностей. Отсутствует
персональный спрос с назначенных в суды представителей за полноту
и качество решения ими задач по защите прав и законных интересов
Министерства обороны.
Имеют место случаи невыполнения законных и обоснованных
требований судов об обеспечении явки представителей органов
военного управления и должностных лиц в судебные заседания, о
представлении судам документов и других доказательств,
неисполнения должностными лицами вступивших в законную силу
судебных решений или иных судебных актов.
Значительная часть обращений военнослужащих и лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил за защитой нарушенных прав и интересов в
суды связана с несовершенством механизма реализации их прав, льгот
и преимуществ.
Эти и другие недостатки привели к значительному росту
количества исков (жалоб), предъявляемых к Министерству обороны
через арбитражные суды и суды общей юрисдикции. В большей мере это
касается арбитражных споров, где число исков составило: в 1999
году - 667, 2000 году - 1788, 2001 году - 2392. Растут и годовые
суммы исков, которые составили: в 1999 году - 3,3 млрд. рублей,
2000 году - 5,8 млрд. рублей, 2001 году - 7,5 млрд. рублей. Данная
тенденция сохраняется и в 2002 году.
Взыскание с Министерства обороны даже части указанных сумм в
условиях ограниченного финансирования крайне отрицательно
сказывается на решении задач обеспечения всех направлений
деятельности Вооруженных Сил.
В целях совершенствования организации защиты в судах законных
интересов Министерства обороны приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации защиты
законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в
судах.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками
военных округов, флотами, командующим родами войск Вооруженных
Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства
обороны, командующим объединениями, командирам соединений и
воинских частей, начальникам (руководителям) организаций
Вооруженных Сил, военным комиссарам:
своевременно осуществлять разработку нормативных правовых
актов, обеспечивающих реализацию прав, льгот и преимуществ,
установленных законодательством Российской Федерации для личного
состава Вооруженных Сил;
установить строгий контроль за ходом рассмотрения
предъявленных к Министерству обороны исков с момента поступления
исковых заявлений до принятия по ним окончательного судебного
решения;
обеспечивать безусловное и своевременное исполнение вступивших
в законную силу судебных решений, в установленные сроки
информировать суды об их исполнении.
3. Возложить на начальника Управления делами Министерства
обороны Российской Федерации организацию работы по защите законных
интересов Министерства обороны в судах.
4. Поощрять военнослужащих и гражданский персонал Вооруженных
Сил, осуществивших квалифицированную защиту законных интересов
Министерства обороны в судах и сохранивших значительные
материальные ценности.
5. Признать утратившей силу директиву Министра обороны
Российской Федерации 1995 г. N Д-14.
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ
Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 21 мая 2002 г. N 200
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУДАХ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и
осуществления судебной защиты законных интересов Министерства
обороны в соответствии с требованиями гражданского процессуального
и арбитражного процессуального законодательства Российской
Федерации, Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
2. Защита в судах законных интересов Министерства обороны
осуществляется должностными лицами органов военного управления,
действующими в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством Российской Федерации, либо их представителями.
3. Должностные лица органов военного управления, выступающие
от имени Министерства обороны как юридического лица, представляют
суду документы, удостоверяющие их полномочия.
4. Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица
гражданского персонала Вооруженных Сил, а также иные лица по
решению Министра обороны Российской Федерации или его заместителей
в соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР и статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Для участия в рассмотрении сложных судебных споров, как
правило, назначается несколько представителей. В качестве
представителей могут быть назначены как лица, имеющие юридическое
образование, так и другие специалисты, в компетенции которых
находятся вопросы, подлежащие рассмотрению в судебном заседании.
5. При назначении представителя должен учитываться опыт работы
в соответствующем органе военного управления, знание основ
судопроизводства, требований нормативных правовых актов Российской
Федерации, иных руководящих документов по вопросам, которые
подлежат исследованию в суде при рассмотрении конкретного дела.
6. Полномочия представителя на ведение дел в судах
определяются выданной ему доверенностью, оформленной надлежащим
образом на совершение процессуальных действий от имени
Министерства обороны (форма доверенности приведена в
Приложении N 1 к настоящей Инструкции).
7. Доверенность может быть дана на ведение определенного дела,
нескольких дел или всех дел с участием Министерства обороны либо
на совершение определенных процессуальных действий.
8. Представители могут быть уполномочены на ведение дела
посредством телеграммы - доверенности, которая состоит из текста
доверенности, подписанного уполномоченным должностным лицом с
приложением печати Министерства обороны (форма телеграммы -
доверенности приведена в Приложении N 2 к настоящей Инструкции).
Наличие подписи вышеуказанного должностного лица, уполномоченного
на выдачу доверенности, и печати подтверждается в установленном
порядке органом связи, через который передается доверенность.
9. В случае ликвидации либо реорганизации органа военного
управления к участию в рассмотрении иска (жалобы), заявленного к
нему, привлекаются органы военного управления, к компетенции
которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.
II. Порядок работы
должностных лиц органов военного управления
по организации защиты в судах законных интересов
Министерства обороны Российской Федерации
10. Все поступившие в Управление делами материалы по искам
(жалобам), в которых ответчиком привлечено Министерство обороны,
регистрируются, вносятся в базу данных, после чего направляются в
соответствующие органы военного управления.
Должностное лицо органа военного управления, получившее
материалы с поручением Управления делами, организует назначение
представителя Министерства обороны для ведения дела в суде,
получение им доверенности в Управлении делами, его подготовку,
контроль за его участием во всех стадиях судебного процесса.
11. Должностное лицо органа военного управления (назначенный
им представитель Министерства обороны) для оформления доверенности
сообщает в Управление делами следующие сведения:
занимаемая представителем должность в соответствии со штатом;
воинское звание представителя (для военнослужащего);
фамилия, имя и отчество представителя;
наименование суда, в котором рассматривается иск (жалоба),
дата слушания дела;
фамилия и инициалы или наименование истца (заявителя);
номер поручения Управления делами;
телеграфные позывные органа военного управления (при
необходимости оформления телеграммы - доверенности).
12. Назначенный представитель Министерства обороны при
подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства,
послужившие основанием для рассмотрения дела в суде, изучает
требования законодательства Российской Федерации по вопросам,
подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает надлежащим
образом документально оформленные доказательства для защиты
законных интересов Министерства обороны.
Должностные лица органов военного управления оказывают
содействие представителям Министерства обороны в собирании
необходимых доказательств по делу.
Представитель Министерства обороны прибывает в суд в
установленные судом сроки и участвует в рассмотрении дела в
порядке, предусмотренном гражданским процессуальным или
арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
13. В случаях, когда, по мнению представителя Министерства
обороны в суде, вынесенное судом по делу решение является
незаконным и (или) необоснованным, он в 3-дневный срок со времени
вынесения решения судом докладывает руководителю органа военного
управления, которым был назначен, предложения о целесообразности
обжалования решения суда.
При необходимости на вступившие в законную силу судебные
решения представителем Министерства обороны подается заявление о
принесении протеста должностным лицам, которым такое право
предоставлено гражданским процессуальным или арбитражным
процессуальным законодательством Российской Федерации.
14. Руководители органов военного управления проводят
разбирательство случаев неприбытия без уважительных причин в
судебное заседание представителей Министерства обороны либо
непринятия при необходимости мер к обжалованию судебных решений,
состоявшихся не в пользу Министерства обороны.
15. Должностные лица органов военного управления своевременно
представляют через Управление делами предложения по выполнению
решений (определений) судов, по которым требуется принятие решения
руководством Министерства обороны.
Начальник Управления делами
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал - майор
А.КАЗАКОВ
Приложение N 1
к Инструкции (п. 6)
Форма
ДОВЕРЕННОСТЬ
Город Москва, двадцать второе марта две тысячи второго года.
Я, __________________________________________________________,
(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество)
действующий на основании доверенности Министра обороны Российской
Федерации N ___ от "__" ___________ 200_ г., в порядке передоверия
уполномочиваю ____________________________________________________
(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество)
представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации
в ________________________________________________________________
(наименование суда)
и в суде второй инстанции (апелляционной и кассационной) по иску
(жалобе) _________________________________________________________
(фамилия и инициалы или наименование истца)
со всеми правами, предоставленными законом ответчику, в том числе
с правом признания требований заявителя, заключения мирового
соглашения, обжалования решения суда, подписания жалобы
(апелляционной и кассационной), заявления о принесении протеста.
_____________________________________
(должность, воинское звание, подпись,
инициал имени и фамилия доверителя)
Гербовая печать
Нотариальная подпись
Приложение N 2
к Инструкции (п. 8)
Форма
ТЕЛЕГРАММА - ДОВЕРЕННОСТЬ
Позывной органа военного управления
Должностное лицо органа военного управления
(для передачи в суд)
Город Москва, первое февраля две тысячи второго года.
Я, __________________________________________________________,
(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество)
действующий на основании доверенности Министра обороны Российской
Федерации N ___ от "__" ___________ 200_ г., в порядке передоверия
уполномочиваю ____________________________________________________
(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество)
представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации
в ________________________________________________________________
(наименование суда)
и в суде второй инстанции (апелляционной и кассационной) по иску
(жалобе) _________________________________________________________
(фамилия и инициалы или наименование истца)
со всеми правами, предоставленными законом ответчику, в том
числе с правом признания требований заявителя, заключения мирового
соглашения, обжалования решения суда, подписания жалобы
(апелляционной и кассационной).
Текст настоящей доверенности заверен гербовой печатью
Министерства обороны Российской Федерации.
__________________________________________________________________
(должность, инициал имени и фамилия доверителя)
N _____ Гербовая печать
Нотариальная подпись
__________________________________________________________________
"__" ________ 200_ г. ______________________________________
(должность, воинское звание, подпись,
инициал имени и фамилия доверителя)
Гербовая печать
Исп. _________________________
Тел: _________________________
|