МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2002 г. N 14-55-359ин/15
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
Направляем для практического использования в работе
Методические рекомендации по определению структуры и содержания
государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки
(специальности) высшего профессионального образования,
сформированные на основе Методики создания оценочных средств для
итоговой государственной аттестации выпускников вузов на
соответствие требованиям государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования (письмо
Минобразования России от 16 мая 2002 г. N 14-55-353ин/15).
Обращаем внимание, что в случае обнаружения требований к
уровню подготовки выпускника, которые не могут быть прямо
проверены ни во время государственного экзамена, ни в процессе
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, необходимо
подготовить и направить в Минобразование России предложения по
уточнению требований к уровню подготовки выпускников,
установленных соответствующим ГОС ВПО (письмо Департамента
образовательных программ и стандартов профессионального
образования от 24 июля 2001 г. N 14-58-424ин/16).
Проект рекомендаций необходимо разработать по каждому
направлению подготовки бакалавров и магистров и каждой
специальности, отнесенным к компетенции руководимого УМО (при
наличии направлений подготовки дипломированных специалистов - по 1
- 2 специальностям, входящим в направление), и представить для
экспертизы в Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов МИСиС по адресу: Москва, Измайловское шоссе, д. 4.
Откорректированный после экспертизы вариант следует передать
до 1 декабря 2002 г. на бумажном и электронном носителе в
Исследовательский центр и направить в высшие учебные заведения,
осуществляющие подготовку специалистов по данному направлению
подготовки (специальности).
Заместитель Министра
Л.ГРЕБНЕВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________
(наименование учебно - методического объединения)
__________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
__________________________________________________________________
(шифр и наименование направления подготовки или специальности)
__________________________________________________________________
Одобрено учебно - методическим
советом по направлению подготовки
(специальности)
_________________________________
_________________________________
протокол N ___
от "__" ________ 200__ г.
Председатель совета
_____________________ ( )
Москва 200_ г.
(оборот титула)
Проект подготовлен рабочей группой в составе:
проф. Н.И. Максимов - руководитель,
проф. И.Н. Бородулин,
проф. И.Г. Галямина,
проф. Э.М. Коротков,
доц. С.В. Коршунов,
проф. В.П. Соловьев,
проф. Л.А. Трубина.
1. Общие положения
Государственным образовательным стандартом по направлению
подготовки (специальности) _______________________________________
__________________________________________________________________
(шифр и наименование направления подготовки (специальности))
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________,
утвержденным Минобразованием России "__" ________________ 200__ г.
(регистрационный N _________), предусмотрена государственная
аттестация выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы;
б) государственного экзамена.
(Указываются предусмотренные ГОС виды государственных
испытаний.)
2. Определение содержания государственных испытаний
2.1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи
профессиональной деятельности: ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. Определяются из пп. 1.4.3 государственного
образовательного стандарта. При этом следует иметь в виду, что
государственный образовательный стандарт предусматривает
возможность подготовки выпускников к нескольким видам
профессиональной деятельности (например, производственно -
технологическая, организационно - управленческая, научно -
исследовательская, проектно - технологическая и т.п.).
Высшему учебному заведению предоставлено право при
формировании своей образовательной программы устанавливать
конкретные виды деятельности и разрабатывать программу
государственных испытаний с учетом этого фактора.
2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции),
необходимые для выполнения каждой из указанных выше
профессиональных задач ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. С учетом вышеизложенного в примечании к пп. 2.1
квалификационные требования (профессиональные функции) из пп.
1.4.4 государственного образовательного стандарта определяются
только для тех видов профессиональной деятельности, к выполнению
которых вуз готовит своих выпускников.
2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к
профессиональной подготовке выпускника
------------------------------T----------------------------------¬
¦Требования к профессиональной¦ Профессиональные функции ¦
¦ подготовке выпускника ¦ ¦
+-----------------------------+--T--T----T----T----T--T---T--T---+
+-----------------------------+--+--+----+----+----+--+---+--+---+
+-----------------------------+--+--+----+----+----+--+---+--+---+
L-----------------------------+--+--+----+----+----+--+---+--+----
Примечание. Требования к уровню подготовки выпускника,
установленные государственным образовательным стандартом (пп.
7.1), могут быть расширены высшим учебным заведением с учетом
заявленных целей образовательной программы по данному направлению
подготовки (специальности), реализуемых им дисциплин специализаций
и национально - регионального компонента государственного
образовательного стандарта.
При установлении соответствия требований к уровню подготовки
выпускника и профессиональных функций целесообразно использовать
экспертные оценки нескольких специалистов, привлекая для большей
объективности к экспертизе не только работников высшего учебного
заведения, но и специалистов предприятий, учреждений и организаций
различных форм собственности - потенциальных заказчиков
выпускников по данному направлению подготовки (специальности).
На данном этапе могут быть установлены весовые коэффициенты
для каждого требования к профессиональной подготовке выпускника,
что позволит правильно сформировать аттестационные задания.
2.4. Требования к профессиональной подготовленности
выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных
функций, и соответствующие виды государственных аттестационных
испытаний
------------------------T-----------------------------T----------¬
¦ Требования ¦Вид аттестационного испытания¦Примечание¦
¦ к профессиональной +--------------T--------------+ ¦
¦ подготовленности ¦ гос. экз. ¦ защита ВКР ¦ ¦
¦ выпускника ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------------+--------------+----------+
+-----------------------+--------------+--------------+----------+
+-----------------------+--------------+--------------+----------+
+-----------------------+--------------+--------------+----------+
L-----------------------+--------------+--------------+-----------
Примечание. Для каждого из требований к профессиональной
подготовленности выпускника (см. пп. 7.1 государственного
образовательного стандарта) при определении вида государственного
испытания (государственный экзамен или защита выпускной
квалификационной работы), при котором наиболее эффективно можно
проверить их достижение, целесообразно использовать экспертные
оценки нескольких специалистов, привлекая для большей
объективности к экспертизе не только работников высшего учебного
заведения, но и специалистов предприятий, учреждений и организаций
различных форм собственности - потенциальных заказчиков
выпускников по данному направлению подготовки (специальности).
При этом могут быть ситуации, когда то или иное требование:
- может быть проверено только в одном виде государственного
испытания;
- может быть проверено как в том, так и в другом виде
испытаний;
- не может быть прямо проверено ни во время государственного
экзамена, ни в процессе выполнения и защиты выпускной
квалификационной работы (например, когда поставлено требование к
умениям выпускника организовать работу трудового коллектива и
т.п.). В этом случае необходимо подготовить и направить в
Минобразование России предложения по уточнению требований к уровню
подготовки выпускников, установленных соответствующим ГОС (см.
письмо Департамента образовательных программ и стандартов
Минобразования России от 24.07.2001 N 14-58-424ин/16).
3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе
государственного экзамена (ТЭК)
3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) - дисциплин
образовательной программы, обеспечивающих получение
соответствующей профессиональной подготовленности выпускника,
проверяемой в процессе государственного экзамена
-----------------T------------------------------------T----------¬
¦ Требования к ¦Дисциплины образов. прогр. (разделы)¦Примечание¦
¦профессиональной+---T----T---T----T----T---T----T----+ ¦
¦подготовке (ТЭК)¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦...¦... ¦... ¦ ¦
+----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+----------+
+----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+----------+
+----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+----------+
+----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+----------+
+----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+----------+
L----------------+---+----+---+----+----+---+----+----+-----------
Примечание. При установлении перечня дисциплин образовательной
программы, изучение которых обеспечивает подготовленность
выпускника к решению профессиональных задач, эффективным может
оказаться использование матриц логических связей дисциплин,
которые достаточно широко применяются при разработке моделей
специалистов и рабочих учебных планов по соответствующему
направлению подготовки или специальности.
3.2. Перечень вопросов, выносимых для проверки на
государственном экзамене (программа государственного экзамена) __
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.3. Методические рекомендации по формированию педагогических
контрольных материалов (с примерами типовых контрольных
материалов) ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.4. Методические рекомендации по проведению государственного
экзамена _________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. Здесь могут быть приведены рекомендации УМО высшим
учебным заведениям по форме проведения государственного экзамена
(письменная, устная или сочетание этих форм), длительности
экзамена, возможности пользования учебной и справочной
литературой, электронно - вычислительной техникой и т.п.
4. Требования к выпускной квалификационной работе
4.1. Виды выпускных квалификационных работ (дипломный проект,
научно - исследовательская работа, магистерская диссертация и
т.п.) ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. Структура выпускных квалификационных работ ______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. Руководствуясь таблицей 2.4, с учетом требований к
выпускнику, которые могут быть проверены при выполнении и защите
выпускной квалификационной работы (ТКР), для каждого вида
выпускной квалификационной работы устанавливается ее структура
(перечень возможных разделов и основные требования к их
содержанию).
4.3. Рекомендации по проведению защиты выпускных
квалификационных работ ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание. Здесь могут быть приведены примерные формы:
- протокола для каждого члена ГЭК, позволяющие оценивать
выполнение и защиту выпускной квалификационной работы по единым
для всех членов ГЭК критериям;
- отзыва руководителя работы;
- отзыва рецензента и т.п.
|