ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2002 г. N 2744-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 156181-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО -
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 156181-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Баранниковым, В.П.
Воротниковым, П.В. Крашенинниковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в
течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федераций
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 156181-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
БАРАННИКОВЫМ А.Е.,
ВОРОТНИКОВЫМ В.П.,
КРАШЕНИННИКОВЫМ П.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР
Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.
2954; 1998, N 26, ст. 3012) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 158:
части первую, вторую и третью изложить в следующей редакции:
"1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до двухсот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо
обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года,
либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет.
2. Кража, совершенная:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное
хранилище;
в) с причинением значительного ущерба, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до семи месяцев, либо
обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот
сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года
до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Кража, совершенная:
а) неоднократно;
б) с незаконным проникновением в жилище, -
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного
года либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом
в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
одного месяца либо без такового";
часть третью считать частью четвертой;
дополнить примечание частями второй, третьей и четвертой
следующего содержания:
"2. Преступлением по части первой настоящей статьи, частям
первым статей 159 и 160 настоящего Кодекса признается хищение
чужого имущества стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты
труда, установленных законодательством Российской Федерации на
момент совершения преступления.
3. Значительным ущербом гражданину в статьях настоящей главы
признается стоимость имущества, в сто раз превышающая минимальный
размер оплаты труда, установленный законодательством Российской
Федерации на момент совершения преступления.
Значительным ущербом организации, независимо от форм
собственности, в статьях настоящей главы признается стоимость
имущества, в двести раз превышающая минимальный размер оплаты
труда, установленный законодательством Российской Федерации на
момент совершения преступления.
4. Под помещением в части второй настоящей статьи понимаются
строения и сооружения, независимо от форм собственности,
предназначенные для временного размещения людей или материальных
ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем в части второй настоящей статьи понимаются,
независимо от форм собственности, хозяйственные помещения,
обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные
трубопродуктопроводы, иные сооружения, которые оборудованы
ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной
охраной, и предназначены для постоянного или временного хранения
материальных ценностей, независимо от форм собственности,
предназначенные для временного размещения людей или материальных
ценностей";
части вторую, третью и четвертую считать частями пятой, шестой
и седьмой.
2. В пункте "г" части второй статьи 159, пункте "г" части
второй статьи 160, пункте "д" части второй статьи 161 исключить
слово "гражданину".
Статья 2. Внести в статью 126 Уголовно - процессуального
кодекса РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст.
592; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16,
ст. 1769; N 52, ст. 5881; 1998, N 30, ст. 3613) следующие
изменения:
1. В части первой заменить слова "158 частью первой" словами
"158 частью первой и второй".
2. В части пятой заменить слова "158 частями второй и третьей"
словами "158 частями третьей и четвертой".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
Основным предметом нормативного регулирования рассматриваемого
законопроекта является дифференциация уголовной ответственности
лиц, совершивших кражи, с учетом их личности и наступивших
последствий.
Необходимость принятия данного проекта обусловлена тем, что с
1 июля 1994 года отдельные виды краж, квалифицируемые по части 2
статьи 144 УК РСФСР, а с 1 января 1997 года - по части 2 статьи
158 УК Российской Федерации, законодателем отнесены к тяжким
преступлениям. В связи с этим органы предварительного следствия в
отношении лиц, совершивших квалифицированные кражи, в соответствии
с частью 2 статьи 96 УПК РСФСР почти в каждом втором случае
избирают меру пресечения, связанную с лишением свободы, по мотивам
одной лишь опасности преступления.
В результате следственные изоляторы в течение последних двух -
трех лет оказались переполненными. При этом по данным ГУИНа
Министерства юстиции Российской Федерации ежегодно из СИЗО
освобождаются в связи с осуждением к мерам наказания, не связанным
с лишением свободы, от 100 до 125 тысяч граждан.
Об отсутствии высокой общественной опасности основной части
краж и соответственно о необоснованном отнесении их к тяжким
преступлениям свидетельствуют статистические данные за 1996 - 2000
гг. о количестве направленных в суд уголовных дел о кражах. В
среднем ежегодно в суд направляется 370 тысяч дел в отношении 530
тысяч обвиняемых, которым инкриминировалось около 600 тысяч
преступлений. То есть 60% краж совершается в одиночку и по каждым
двум из пяти уголовным делам правонарушитель обвиняется в
совершении только одной кражи.
О том, что основная масса краж, квалифицируемых по части 2
статьи 158 УК Российской Федерации, не может быть признана тяжким
преступлением, свидетельствует и судебная статистика. Так, по
данным Верховного Суда Российской Федерации в 1998 - 1999 годах по
части 2 статьи 158 УК Российской Федерации наказание в виде
лишения свободы на срок от пяти до шести лет назначалось 3 - 4
процентам осужденных к реальному отбытию за данный вид
преступления.
Механическое объединение в одной части статьи 158 УК
Российской Федерации квалифицирующих признаков "проникновение в
жилище" и "проникновение в помещение либо иное хранилище"
необоснованно включило в перечень тяжких преступлений большинство
краж, поскольку любое имущество имеет место своего хранения.
Также не может служить основанием для отнесения преступления
к категории тяжких и квалифицированный признак "причинение
значительного ущерба гражданину" в виду его оценочного характера
со стороны правоприменителя.
Таким образом, отнесение всех видов краж, квалифицируемых по
части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, к категории тяжких
преступлений привело к увеличению почти в три раза уровня тяжкой и
особо тяжкой преступности (с 19% в 1993 г. до 58,8% в 2000 г.).
С учетом изложенного, в представленном законопроекте
предлагается разделить вторую часть статьи 158 Уголовного кодекса
Российской Федерации на две самостоятельные нормы.
Новая часть вторая будет предусматривать ответственность за
кражи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с
незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, с
причинением значительного ущерба. Санкцию данной статьи
предлагается смягчить, в том числе снизить размер наказания в виде
лишения свободы с 6 до 5 лет. Это позволит перевести указанные
деяния в категорию преступлений средней тяжести и осуществлять
расследование по данным делам в форме дознания.
Часть третья в новой редакции статьи будет распространяться на
кражи, совершенные неоднократно либо с незаконным проникновением в
жилище. Наказание за совершение таких преступлений предлагается
установить аналогичным действующей санкции части второй статьи 158
УК Российской Федерации.
Одновременно предлагается разделить квалифицирующий признак
"причинение значительного ущерба" путем указания в Законе
конкретных сумм причиненного ущерба для наступления
соответствующих последствий. Значительный ущерб гражданину
полагаем целесообразным установить в размере стоимости похищенного
имущества, превышающей минимальный размер оплаты труда в сто раз,
для организации, независимо от формы собственности, - в двести
раз.
Наряду с этим в примечаниях к статье 158 УК Российской
Федерации необходимо дать определение понятия "помещения" и
"хранилища", а также разграничить мелкое хищение чужого имущества,
являющееся административным правонарушением, и аналогичное
уголовно наказуемое деяние.
Кроме того, анализ судебной статистики показывает, что по
части 1 статьи 158 УК Российской Федерации наказание в виде
лишения свободы на срок от двух до трех лет назначалось менее чем
12 процентам осужденных к реальному отбытию за данный вид
преступления. Что позволяет сделать вывод о том, что верхний
размер санкции части 1 статьи 158 УК Российской Федерации,
установленный законодателем в три года, завышен и может быть
изменен в сторону уменьшения.
В связи с этим, а также учитывая, что кража, хотя и является
распространенным преступлением, все же не представляет
значительной опасности для безопасности общества, законопроектом
предлагается снизить размер санкций за данный вид преступления, в
том числе с 3 до 2 лет лишения свободы, переведя данное
преступление в категорию преступлений небольшой тяжести.
Реализация предложенных мер будет способствовать гуманизации
уголовной политики, позволит существенно сократить сроки
расследования и кардинальным образом изменит обстановку в
пенитенциарной системе России, а также обеспечит приведение
уголовной статистики о тяжких преступлениях в соответствие с
реалиями.
Принятие данного законопроекта не повлечет необходимости
внесения изменений либо дополнений в другие законодательные акты и
не потребует дополнительных финансовых затрат.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно -
процессуальный кодекс РСФСР" необходимости внесения изменений и
дополнений в иные законодательные акты нет.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных
материальных затрат.
|