ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2002 г. N А56-31749/01
(Извлечение)
Кировская районная организация Ленинградской областной
организации Всероссийского общества инвалидов (далее - Кировская
ЛОО ВОИ, организация) обратилась в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании
недействительным акта камеральной налоговой проверки от 30.07.2001
N 02-20/10297 и решения от 10.08.2001 N 02-20/10959 Межрайонной
инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) в части
взыскания с организации 36447 руб. налога на добавленную
стоимость, 605 руб. пеней и 7289 руб. штрафа, установленного
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
До рассмотрения дела по существу организация отказалась от
иска в части требования о признании недействительным акта
налоговой инспекции.
Решением суда от 18.02.2002 производство по делу в части
признания недействительным акта налоговой инспекции прекращено, в
остальной части исковые требования Кировской ЛОО ВОИ полностью
удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить
решение и отказать организации в иске, ссылаясь на неправильное
применение судом норм материального права - подпункта 2 пункта 3
статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд
кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела
камеральную проверку расчета истца по налогу на добавленную
стоимость за 2-й квартал 2001 года, о чем составлен акт от
30.07.2001 N 02-20/10297.
В ходе камеральной проверки налоговый орган выявил нарушение
- неправомерное использование Кировской ЛОО ВОИ льготы,
установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации. При реализации покупных товаров организация
не исчисляет и не уплачивает в бюджет налог на добавленную
стоимость. На основании материалов проверки налоговая инспекция
приняла решение от 10.08.2001 N 02-20/10959 о доначислении
организации 36447 руб. налога на добавленную стоимость, начислении
605 руб. пеней и о привлечении Кировской ЛОО ВОИ к
ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового
кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 7289 руб. штрафа.
Организация, считая указанные действия налоговой инспекции
незаконными, обжаловала их в суд. По мнению истца, он обоснованно
применял льготу, установленную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149
Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой
освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость
операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых и
реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов
которых инвалиды и их законные представители составляют не менее
80 процентов, так как из смысла изложенной нормы не следует, что
она применяется только при реализации товаров собственного
производства.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, прекратил
производство по делу в части признания недействительным
упомянутого акта камеральной налоговой проверки. В остальной части
исковые требования организации удовлетворены. При этом суд
сослался на подпункт 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации и указал, что этой нормой предусмотрено два
основания освобождения отдельных "организаций по налогу на
добавленную стоимость": реализация товаров (за исключением
подакцизных), а также других товаров по перечню, утвержденному
Правительством Российской Федерации по представлению
общероссийских общественных организаций инвалидов (за исключением
брокерских и посреднических услуг), производимых и реализуемых
общественными организациями инвалидов. По мнению суда, из этой
редакции следует, что только для работ и услуг законодатель
требует их производства и реализации. При реализации товаров такое
ограничение отсутствует.
Кассационная инстанция считает решение суда в части
удовлетворения иска ошибочным.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации не подлежат обложению налогом на добавленную
стоимость операции по реализации (в том числе передача,
выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением
подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также
других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской
Федерации по представлению общероссийских общественных организаций
инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными
организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы
общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды
и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Из смысла указанной нормы следует, что льгота предоставляется
только в случае реализации общественными организациями инвалидов
товаров собственного производства.
На операции по реализации товаров, приобретенных у третьих
лиц для дальнейшей перепродажи, данная льгота не распространяется.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене в
части признания недействительным решения налоговой инспекции от
10.08.2001 N 02-20/10959, а в иске следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175(пункт
2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 18.02.2002 по делу N А56-31749/01 отменить в части
признания недействительным решения Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по
Ленинградской области от 10.08.2001 N 02-20/10959.
В иске в этой части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
|