ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2002 г. N 2727-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 104537-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 104537-3 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской
Федерации "О Государственной границе Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Войтенко и А.И.
Романчук.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности в
месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 104537-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.П. ВОЙТЕНКО и А.И. РОМАНЧУК
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в статью 16 Закона Российской Федерации "О
Государственной границе Российской Федерации" (в ред. Федерального
закона от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ; Федерального закона от 29
ноября 1996 г. N 148-ФЗ; Федерального закона от 31 мая 1999 г.
N 105-ФЗ) следующие изменения:
Предложение первое части третьей изложить в редакции:
"Пограничная зона устанавливается в пределах территории
административного района, города, прилегающей к Государственной
границе на суше, морскому побережью Российской Федерации,
российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и
островов на указанных водоемах".
Предложение первое части пятой после слова "определяются"
дополнить словами "и изменяются".
Часть шестую после слова "определяются" дополнить словами "и
изменяются".
Предложение первое части седьмой после слова "устанавливаются"
дополнить словами "и отменяются".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законопроект разработан по вопросу, являющемуся предметом
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации и раскрывает вопросы развития правового регулирования
установления пограничной зоны и пограничного режима в интересах
поддержания необходимых условий охраны Государственной границы
Российской Федерации. Его актуальность обусловлена возрастанием
угроз национальной безопасности Российской Федерации, в том числе
усложнением обстановки на Северном Кавказе, усилением
контрабандной деятельности через Государственную границу
Российской Федерации, продолжающимися попытками расхищения
природных богатств России, увеличением потоков незаконной миграции
и количества территориальных притязаний к Российской Федерации со
стороны некоторых сопредельных государств.
Законопроект направлен на совершенствование порядка
установления пограничной зоны и ее режима в части, касающейся
определения пределов пограничной зоны. Данный законопроект не
затрагивает установленных Законом Российской Федерации "О
Государственной границе Российской Федерации" правил пограничного
режима, полномочий федеральных органов исполнительной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не
ограничивает возможности России по выполнению своих международных
обязательств.
Законопроектом предусматривается возможность увеличения
пределов пограничной зоны и предлагается более гибкий порядок
определения ее ширины в зависимости от административно -
территориальных, экономических, географических, демографических и
иных условий. В то же время он определяет, что пограничная зона не
может превышать пределов территории района, города примыкающих к
Государственной границе Российской Федерации, морскому побережью,
берегам пограничных рек, озер и иных водоемов.
Кроме того, предложенный проект Федерального закона
предполагает в сложных для Российской Федерации экономических
условиях решить проблему несоответствия установленных еще в
советское время на некоторых участках границы рубежей основных
инженерно - технических сооружений пограничных войск и
существующей ширины пограничной зоны. На сегодняшний день
пограничная зона включает полосу местности шириной до 5 км от
Государственной границы Российской Федерации, морского побережья,
российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, тогда
как рубеж основных инженерно - технических сооружений
располагается, как правило, на удалении 8 - 10 км, а на некоторых
участках Государственной границы - и более. Несовпадение
установленных пределов пограничной зоны с рубежом основных
инженерно - технических сооружений порождает конфликтные ситуации
в приграничных районах между местными жителями и должностными
лицами войск и органов Пограничной службы Российской Федерации.
Перенос же рубежей основных инженерно - технических сооружений
пограничных войск на 5-километровую глубину потребует вложения
значительных дополнительных финансовых средств.
В то же время, в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока,
где безлюдные участки местности простираются на сотни километров,
5-километровая пограничная зона теряет свой смысл, что не
позволяет существующими силами и средствами эффективно выполнять
поставленные перед Пограничной службой Российской Федерации
задачи.
Законопроект, кроме того, уточняет порядок отмены и изменения
пограничных зон.
Так как в соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции
Российской Федерации "режим пограничных зон" находится в
совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а статьей
16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе
Российской Федерации" установлено, что пределы пограничной зоны
устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению Пограничной службы
Российской Федерации, а пограничный режим - по согласованию с ней,
то и отмена таких решений или их изменение также должны
осуществляться по согласованию с Пограничной службой Российской
Федерации.
В результате на сегодняшний день имеет место ряд случаев,
когда субъекты Российской Федерации самостоятельно отменяют
пограничные зоны. В частности, Республикой Дагестан после
вступления в силу Закона Российской Федерации "О Государственной
границе Российской Федерации" было разработано и принято
Постановление Правительства Республики Дагестан от 11 марта 1997
г. N 27 "Об установлении пограничной полосы и утверждении правил
пограничного режима в пределах Республики Дагестан", а затем, в
одностороннем порядке, приостановлено решением Госсовета
Республики Дагестан от 24 марта 1997 года, что привело к
активизации в районе Каспийского моря незаконной добычи водных
биоресурсов и усилению контрабандной деятельности на российско -
азербайджанском и российско - грузинском участках Государственной
границы Российской Федерации в пределах Республики Дагестан.
Чтобы исключить подобные случаи, законопроект предусматривает
внесение дополнений в части пятую - седьмую, которые потребуют
осуществлять согласование нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по отмене или изменению пограничных зон с
войсками и органами Пограничной службы Российской Федерации.
Таким образом, принятие Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "О
Государственной границе Российской Федерации" позволит повысить
надежность охраны Государственной границы Российской Федерации.
Принятие данного Федерального закона дополнительных средств из
федерального бюджета не потребует.
|