ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2002 г. N 9079/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 15.05.01, постановление
апелляционной инстанции от 27.06.01 Арбитражного суда Московской
области по делу N А41-К2-526-01 и постановление Федерального
арбитражного суда Московского округа от 20.08.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Международное
грузовое автотранспортное предприятие N 7" (далее - предприятие),
зарегистрированное в городе Бишкеке (Киргизия), обратилось в
Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству
транспорта Российской Федерации и Московскому областному отделению
Российской транспортной инспекции о признании за ним права на
осуществление предпринимательской деятельности на территории
Российской Федерации по автомобильным перевозкам грузов в
международном сообщении и в пределах Российской Федерации и об
обязании выдать лицензию на осуществление указанного вида
деятельности.
Решением от 15.05.01 исковые требования в части признания за
предприятием права на осуществление предпринимательской
деятельности по перевозке грузов и пассажиров на территории
Российской Федерации удовлетворены. В части требования об обязании
ответчика выдать лицензию на осуществление указанного вида
деятельности производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.01 решение
оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением
от 20.08.01 указанные судебные акты оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается судебные акты отменить, в иске
отказать.
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в части
требования о признании права предприятия осуществлять
предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров
в Российской Федерации отменить и в иске в этой части отказать. В
остальной части указанные судебные акты следует оставить без
изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировало на
территории Российской Федерации свой филиал, предметом
деятельности которого являлось оказание транспортных услуг как в
международном грузовом сообщении, так и на территории Российской
Федерации.
В связи с тем, что деятельность по перевозке грузов подлежала
лицензированию в Российской Федерации, предприятие обратилось с
просьбой о выдаче ему соответствующей лицензии на право ее
осуществления.
Министерство транспорта Российской Федерации отказало
предприятию в выдаче лицензии, поскольку иностранная фирма не
может осуществлять перевозки на территории Российской Федерации.
Подобная лицензия может быть выдана только российскому
юридическому лицу (в том числе и основанному с участием
иностранного капитала).
Арбитражный суд, признавая за иностранной фирмой право на
осуществление перевозок на территории Российской Федерации, не
учел наличия межведомственного соглашения об автомобильном
сообщении, заключенного министерствами транспорта Киргизии и
России 10.06.92 в целях развития автомобильного сообщения между
Республикой Кыргызстан и Россией, а также для развития транзита по
территории обеих стран. Согласно статье 2 соглашения каждая из
Договаривающихся Сторон обязывалась обеспечить условия для
беспрепятственного проезда автотранспортных средств другой
Договаривающейся Стороны по территории своего государства,
следующих транзитом в третьи страны.
Кроме того, в соответствии с Соглашением между государствами -
участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о
международном автомобильном сообщении, утвержденным решением
Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики
Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской
Федерации от 24.11.98 N 40 (далее - Соглашение N 40), должны были
осуществляться регулярные и нерегулярные перевозки грузов,
пассажиров и багажа между государствами - участниками данного
Соглашения транзитом через их территории автотранспортными
средствами, зарегистрированными в этих государствах.
Транзит осуществляется на основе специальных разрешений
(статья 3 Соглашения N 40).
Кроме того, в силу Соглашения N 40 иностранные перевозчики
(юридические лица, их филиалы или представительства, а также
индивидуальные предприниматели) могли осуществлять перевозки до
границы Российской Федерации.
При этом статьей 9 данного Соглашения перевозчику одной из
Сторон запрещается осуществлять перевозки пассажиров и грузов
между двумя пунктами, расположенными на территории государства
другой Стороны.
Соответствуют названным нормам международных соглашений и
положения национального законодательства Российской Федерации.
Так, статьей 2 Федерального закона от 24.07.98 N 127-ФЗ "О
государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка
их выполнения" предусмотрено, что международные автомобильные
перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской
Федерации осуществляются в соответствии со специальными
разрешениями на проезд транспортного средства по территории
России. Согласно статье 7 указанного Закона запрещаются перевозки
грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории
Российской Федерации, транспортными средствами, принадлежащими
иностранным перевозчикам.
Таким образом, к осуществлению внутренних перевозок в России
допускаются только российские юридические лица. Для
государственного контроля за таким видом предпринимательской
деятельности, как осуществление внутренних автомобильных
перевозок, Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" было предусмотрено обязательное
лицензирование деятельности российских фирм по осуществлению
автомобильных перевозок.
Следовательно, международные автомобильные перевозки по
территории Российской Федерации иностранными перевозчиками должны
были осуществляться с соблюдением установленного международным
правом и внутренним законодательством порядка, а осуществление
внутренних автомобильных перевозок по территории России
иностранным перевозчикам вообще запрещалось.
Это ограничение следует рассматривать как изъятие из
общепринятого для иностранных перевозчиков режима, установленного
Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации". Статья 4 этого Закона
определяет общий режим деятельности иностранных фирм в России:
"правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть
менее благоприятным, чем правовой режим деятельности,
предоставленный российским инвесторам, за изъятиями,
устанавливаемыми федеральными законами".
Таким образом, иностранное юридическое лицо с учетом изъятий,
установленных международным договором и федеральным законом, не
может осуществлять внутренние перевозки в Российской Федерации
автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу.
В сфере осуществления автомобильных перевозок в России действует
иной порядок допуска иностранных инвестиций - через создание на
территории России коммерческой организации с иностранными
инвестициями.
Поскольку арбитражный суд не учел указанных положений
международного договора и федерального закона, судебные акты
подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 15.05.01, постановление апелляционной инстанции от
27.06.01 Арбитражного суда Московской области по делу N
А41-К2-526-01 и постановление Федерального арбитражного суда
Московского округа от 20.08.01 в части требования о признании
права ООО "Международное грузовое автотранспортное предприятие N
7" (Киргизия) осуществлять предпринимательскую деятельность по
перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации отменить, в
иске в этой части отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без
изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
|