ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2002 года
Дело N 47-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 7 мая 2002 г. по кассационной
жалобе Я.А. и Я.Ю. на решение Оренбургского областного суда от 30
января 2002 года дело по заявлению Я.А. и Я.Ю. о признании
недействительными пунктов 2, 3 Положения "Об условиях и порядке
передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование
бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти",
утвержденного указом главы администрации Оренбургской области от 2
августа 2001 г. N 24-ук.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
указом главы администрации Оренбургской области N 24-ук от 2
августа 2001 года было утверждено Положение "Об условиях и порядке
передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование
бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти".
Я.А. и Я.Ю. обратились в суд с заявлением о признании пунктов 2
и 3 Положения недействительными, указывая, что их деду Я.И. как
участнику Великой Отечественной войны в ноябре 2000 года был
предоставлен автомобиль "Ока". Они все являлись членами одной
семьи, вместе проживали и вели общее хозяйство, и после смерти
деда автомобиль должен был остаться у них, однако в этом им было
отказано со ссылкой на п. 2 Положения, где установлено, что к
членам семьи отнесены только супруг и дети инвалида. Возможность
передачи автомобиля в собственность другим членам семьи умершего
инвалида не предусмотрена, что заявители считают противоречащим
федеральному законодательству.
Согласно абзацу 23 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" в
качестве льготы инвалиду и членам его семьи предусмотрена
возможность передачи в собственность семьи умершего инвалида
выданного ему ранее бесплатно автомобиля. Этот Закон в прежней
редакции в настоящее время не действует, в Федеральном законе "О
ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ такой нормы нет,
однако в п. 3 ст. 11 этого Закона предусмотрено, что права и
льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов
их семей, ранее установленные законодательством СССР и
законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без
равноценной замены. Следовательно, по мнению заявителей, члены
семьи умершего инвалида вправе оставить у себя выданный
автомобиль. Кроме того заявители указали, что в паспорте
транспортного средства Я.И. указан как собственник автомобиля, что
дает им права претендовать на него, но не как наследникам, а по
законодательству о ветеранах.
Решением Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года
заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Я.А. и Я.Ю. поставлен вопрос об отмене
решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
Согласно пп. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
вопросы социальной защиты населения, включая социальное
обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов. В соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не
могут противоречить федеральным законам, принятым Российской
Федерацией по предмету своего ведения или по предмету совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов, в противном случае
действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке
разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия
федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам
совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе
осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в
соответствие с принятым федеральным законом.
Поскольку федерального закона, регулирующего условия и порядок
передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование
бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти,
не имеется, оспариваемое заявителями Положение Оренбургской
области принято в пределах полномочий субъекта Российской
Федерации.
Из материалов дела усматривается, что согласно п. 2
оспариваемого заявителями Положения "Об условиях и порядке
передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование
бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти"
транспортное средство, выданное инвалиду в пользование бесплатно,
в качестве средства реабилитации, в случае его смерти, может быть
передано на основании приказа главного управления социальной
защиты населения Оренбургской области в собственность членов семьи
указанного инвалида, к числу которых относятся совместно
проживающие с ним на день смерти дети и супруг (супруга).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что при отсутствии у
умершего инвалида перечисленных в пункте 2 настоящего Положения
членов семьи автотранспортное средство подлежит возврату в главное
управление социальной защиты населения Оренбургской области.
Суд правильно указал в решении на то, что 2 января 2000 года в
Федеральный закон "О ветеранах" были внесены изменения и
дополнения. В новой редакции Закона нет нормы, дающий право членам
семьи умершего инвалида оставлять у себя выданное инвалиду
автотранспортное средство. В подпункте 20 п. 1 ст. 14 Федерального
закона "О ветеранах" указано, что выданное бесплатно инвалиду
войны транспортное средство в случае его смерти может быть
передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение
транспортным средством, на условиях и в порядке, которые
определяются субъектом Российской Федерации. В ст. 21 данного
Закона нет нормы о социальной защите членов семей погибших
(умерших) инвалидов войны, а сам Закон направлен на защиту
ветеранов, а не имущественных интересов членов их семей.
Суд правильно отметил в решении то обстоятельство, что в
оспариваемом Положении были предусмотрены дополнительные по
сравнению с федеральным законом права пережившего супруга и детей
инвалида, что согласуется с правилами пунктов 4 и 5 ст. 11
Федерального закона "О ветеранах". Положение не противоречит
федеральным и областным законам, поскольку Положение Оренбургской
области содержит социальную льготу, не предусмотренную федеральным
законом. Устанавливая такую дополнительную льготу, субъект
Российской Федерации вправе сам определить круг лиц, в отношении
которых она распространяется.
Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство,
что оспариваемое заявителями Положение Указом главы администрации
Оренбургской области от 1 апреля 2002 г. N 19-ук было признано
утратившим силу, в связи с чем в настоящее время отсутствуют
основания для прекращения действия этого Положения в судебном
порядке.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года 7
мая 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Я.А. и
Я.Ю. - без удовлетворения.
|