ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2002 года
Дело N 61-Г02-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 7 мая 2002 г. гражданское
дело по жалобе мэра п. Паланка Х. о признании незаконным,
недействующим и не подлежащим применению постановления губернатора
Корякского автономного округа N 28 от 24 января 2002 г. "О
приведении в соответствие с Трудовым кодексом РФ правовых актов
органов исполнительной власти Корякского автономного округа" по
кассационной жалобе представителя губернатора Корякского
автономного округа на решение суда Корякского автономного округа
от 14 марта 2002 г., которым постановление губернатора Корякского
автономного округа N 28 от 24 января 2002 года "О приведении в
соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации отдельных
правовых актов органов исполнительной власти Корякского
автономного округа" признано противоречащим действующему
законодательству, недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителя губернатора Корякского АО Шевеленко В.М.,
поддержавшего доводы жалобы, Х., возражавшего против доводов
кассационной жалобы, Судебная коллегия
установила:
решением исполнительного комитета Совета народных депутатов
Корякского автономного округа (далее по тексту Корякский
окрисполком) "О районном коэффициенте к заработной плате" N 59 от
12.04.1991 с 1 апреля 1991 года разрешено для всех категорий
рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций,
находящихся на территории Корякского автономного округа,
независимо от форм собственности применение районного коэффициента
к заработной плате, в размере максимально действующем на
территории Корякского автономного округа ,- 2,0.
Постановлением первого зам. главы администрации Корякского
автономного округа N 173 от 01.09.1994 постановлено выплату
пособий и компенсаций семьям, имеющим детей, производить с
районным коэффициентом 2,0.
Постановлением губернатора Корякского автономного округа от 24
января 2002 года N 28 "О приведении в соответствие с Трудовым
кодексом РФ отдельных правовых актов органов исполнительной власти
Корякского автономного округа" вышеуказанные нормативные акты с 1
февраля 2002 года признаны утратившими силу, одновременно
постановлено о восстановлении районного коэффициента 1,6,
выплачиваемого за счет средств бюджета округа к заработной плате и
иным социальным выплатам в Корякском АО.
Мэр поселка городского типа Х. обратился в суд с вышеуказанной
жалобой на том основании, что признание утратившими силу названных
правовых актов и восстановление коэффициента к заработной плате в
меньшем (с 2,0 до 1,6) размере противоречит ст. 55 Конституции РФ,
ст. ст. 10, 23 Федерального закона РФ "О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях", постановлению Совета Министров
РСФСР N 76 от 4 февраля 1991 года "О некоторых мерах по социально-
экономическому развитию районов Севера", а также ст. 44 Устава
Корякского автономного округа.
Представитель губернатора Корякского АО возражал против
заявленных требований и пояснил, что Корякский АО является
дотационным (на 93%) субъектом Российской Федерации и практически
существует за счет федеральных средств.
В 2002 г. Министерство финансов РФ отказало округу в
централизованном выделении средств на покрытие расходов по выплате
районного коэффициента в размере 2,0, ссылаясь на то, что
работникам непроизводственной сферы в централизованном порядке
установлен коэффициент 1,6.
Средства на выплату коэффициента в повышенном размере
предложено изыскивать за счет собственных средств. Поскольку
собственных средств в бюджете округа на выплату коэффициента в
размере 2,0 нет, губернатор вынужден был принять оспариваемое
постановление.
Суд Корякского автономного округа постановил указанное выше
решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит
представитель губернатора АО, указывая, что судом неправильно
истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит
к следующему.
Удовлетворяя жалобу Х., суд пришел к выводу, что, принимая
оспариваемое постановление, губернатор АО превысил свои
полномочия, т.к. уменьшал ранее установленный районный
коэффициент, что противоречит действующему федеральному
законодательству.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19
февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" установлено, что с момента введения
указанного Закона 1 июня 1993 года действующие законодательные
акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей
закону. Правительству Российской Федерации до 1 сентября 1993 года
поручено привести решения Правительства Российской Федерации в
соответствие с указанным Законом: разработать и принять
нормативные акты, вытекающие из указанного Закона (п. п. 2, 5).
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 19
февраля 1993 года оплата труда работников предприятий, учреждений,
организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, работникам
гарантируется выплата районного коэффициента и процентной
надбавки.
Из статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993
года следует, что районный коэффициент к заработной плате и
порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом
Российской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и
непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной
плате.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего
единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято.
Как следует из жалобы Х., предметом обжалования является
нормативный акт - постановление губернатора Корякского АО N 28 от
24 января 2002 г. "О приведении в соответствие с Трудовым кодексом
Российской Федерации отдельных правовых актов органов
исполнительной власти Корякского автономного округа", основанием -
его несоответствие федеральному закону.
В оспариваемом постановлении губернатора округа указано, что
оно издано на основании ст. ст. 316, 423 Трудового кодекса РФ, из
которых следует, что размер районного коэффициента к заработной
плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов,
действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с
настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской
Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР,
действующие на территории Российской Федерации, в пределах и
порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации,
постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N
2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств" применяются постольку, поскольку не
противоречат настоящему Кодексу.
Как указано выше, до настоящего времени федерального закона,
устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его
выплаты, не принято.
На территории Российской Федерации до настоящего времени
действует постановление Госкомитета Совета Министров СССР по
вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС N 380-П-18 от
4 сентября 1964 года, которым утверждены районные коэффициенты к
заработной плате работников просвещения, здравоохранения и других
отраслей народного хозяйства, занятых в районах Крайнего Севера и
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Для Камчатской области, в том числе Корякского автономного
округа, этот коэффициент составляет 1,6.
Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в
Корякском автономном округе в размере 2,0, не имеется, в связи с
чем вывод суда о несоответствии оспариваемого постановления
федеральному закону несостоятелен. Ссылка суда на решение
исполнительного комитета Совета народных депутатов Корякского АО
от 12.04.91 N 59 "О районном коэффициенте к заработной плате",
принятом на основании постановления Совета Министров РСФСР от 4
февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-
экономическому развитию районов Крайнего Севера", п. 13 которого
предприятиям и организациям Корякского АО было предоставлено право
по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к
заработной плате рабочих и служащих максимальный размер районного
коэффициента 2,0, не является актом федерального уровня, в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ст. 316
Трудового кодекса, а в связи с начислением коэффициента 2,0 должны
были производиться за счет средств предприятий и организаций, а
также средств местных бюджетов по мере изыскания средств.
Постановление первого зам. главы администрации округа от
01.09.94 N 173 также не может быть отнесено к актам федерального
уровня.
Поскольку юридически значимые обстоятельства судом определены и
установлены правильно, но допущено неправильное толкование и
применение материального закона, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ считает возможным отменить решение суда и
вынести новое решение.
Руководствуясь п. 4 ст. 305, ст. ст. 306, 307, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение суда Корякского автономного округа от 14 марта 2002
года отменить и вынести новое решение, которым мэру п. Паланка Х.
в удовлетворении жалобы о признании незаконным и не подлежащим
применению постановления губернатора Корякского автономного округа
от 24 января 2002 года N 28 "О приведении в соответствие с
Трудовым кодексом Российской Федерации отдельных правовых актов
органов исполнительной власти Корякского автономного округа"
отказать.
|