Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Ш-вы обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать
незаконным п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и
/ или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения
кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30 апреля 1997 г. N 510, сославшись на несоответствие его
Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "Об
основах федеральной жилищной политики", а также Жилищному кодексу
РСФСР и нарушение в связи с этим их жилищных прав.
Верховный Суд РФ 29 апреля 2002 г. жалобу удовлетворил по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами
до получения жилого помещения, за исключением случаев,
предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате
которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
выезда на другое постоянное место жительства; выявления в
представленных документах не соответствующих действительности
сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; прекращения
трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если
они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не
работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье
случаев оставления на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых
граждане были приняты на учет.
Как установлено судом, во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных
компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате
разрешения кризиса в Чеченской Республике" Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 был
утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и / или
имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса
в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, согласно п.
19 которого граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье,
теряют право на проживание в центрах временного размещения
вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для
временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с
учета на улучшение жилищных условий.
По утверждению заявителей, предусмотренный Порядком размер
компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости
и на полученную сумму компенсации они не могут приобрести себе
другое жилье, поэтому снятие их с очереди на улучшение жилищных
условий в связи с получением ими компенсации противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и нарушает их
права.
Утверждения заявителей материалами дела не опровергнуты.
В их опровержение не представлено каких-либо убедительных
доказательств и представителями Правительства Российской
Федерации.
Кроме того, содержание оспариваемого пункта Порядка также
свидетельствует о его несоответствии требованиям жилищного
законодательства Российской Федерации.
Поэтому п. 19 Порядка подлежит признанию недействующим.
Довод представителей Правительства Российской Федерации о том,
что положения оспариваемого пункта Порядка, как они изложены, не
имеют практического применения, не может быть принят во внимание,
поскольку в этих положениях фактически установлены основания
утраты права на занимаемое жилое помещение и снятия с очереди, не
предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации.
В приведенной выше норме ЖК РСФСР дан исчерпывающий перечень
оснований, по которым граждане могут быть сняты с учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получение компенсации за
утраченное жилье в перечне не содержится, не предусмотрено оно ЖК
РСФСР и в качестве основания для прекращения права пользования
предоставленными указанным гражданам жилыми помещениями.
Получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы
служить, по мнению суда, основанием к снятию их с учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п. 1 ст.
32 ЖК РСФСР только в случае, если бы такая компенсация
соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы
возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с
учетом установленных норм, в результате чего не было бы
необходимости предоставлять жилое помещение.
Однако, как видно из объяснений представителей Правительства
Российской Федерации, а также из содержания вступившего в законную
силу решения Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу
ГКПИ 2000-1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает
полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные
граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по
установленным нормам на полученную сумму компенсации.
В связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета
на улучшение жилищных условий и прекращения права пользования
предоставленными жилыми помещениями, как это предусматривается в
оспариваемом пункте Порядка.
Верховный Суд РФ заявление Ш-вых удовлетворил: признал п. 19
Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и / или имущество
гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в
Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля
1997 г. N 510, незаконным и недействующим.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 27 июня 2002 г.
решение оставила без изменения.
|