ОТМЕНЕНО - ПИСЬМО МНС РФ ОТ 05.06.2003 N ШС-6-14/636@
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи
с поступающими от налоговых органов запросами о применении
ответственности за нарушение требований Закона Российской
Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее -
Закон) сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ
"О введении в действие кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон)
статья 7 Закона, устанавливающая штрафные санкции за нарушение
требований Закона и Положения по применению контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением, изложена в
новой редакции.
При этом действующая статья 7 Закона регулирует порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение
законодательства о применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, в федеральный и
местный бюджеты.
Внесенные Федеральным законом изменения в статью 7 Закона не
предусматривают ответственность предприятий (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица), организаций, учреждений, их
филиалов и других обособленных подразделений (далее -
Предприятия), осуществляющих денежные расчеты с населением, за
осуществление денежных расчетов с населением без применения
контрольно - кассовых машин, использование неисправной контрольно
- кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций
(оказания услуг) после приостановления его деятельности,
невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на
оказываемую услугу).
Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности
Предприятий по:
регистрации контрольно - кассовых машин;
использованию исправных контрольно - кассовых машин для
осуществления денежных расчетов с населением;
выдаче покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания
услуги) отпечатанного контрольно - кассовой машиной чека за
покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по
договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем
(клиентом) и соответствующим предприятием;
обеспечению работникам налоговых органов и центров
технического обслуживания контрольно - кассовых машин
беспрепятственного доступа к контрольно - кассовым машинам;
вывешиванию в доступном покупателю (клиенту) месте ценников на
продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые
должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены
и тарифы.
Кроме того, статья 6 Закона предусматривает обязанности
налоговых органов по:
регистрации контрольно - кассовых машин, используемых на
предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и
Положения по применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением;
осуществлению контроля за соблюдением правил использования
контрольно - кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных
средств на предприятиях;
проверке документов, связанных с применением контрольно -
кассовых машин, получению необходимых объяснений, справок и
сведений по вопросам, возникающим при проверках;
проведению проверок правильности выдачи чеков;
наложению штрафов на предприятия, а также на физических лиц,
виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, предусмотренных Законом, а при повторном нарушении -
обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с
одновременным приостановлением его деятельности, связанной с
денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения
распоряжаться средствами на его счетах в банках.
Таким образом, в настоящее время у Предприятий, которые в
соответствии со статьей 1 Закона должны применять контрольно -
кассовые машины, сохраняется обязанность по соблюдению
предусмотренных статьей 2 Закона требований, а у налоговых органов
- обязанность обращаться в суд с иском о ликвидации юридических
лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения по
применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением.
Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных
нарушений Закона и Положения по применению контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением у налоговых
органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о
ликвидации юридических лиц.
При обращении в судебные органы с исками о ликвидации
юридических лиц Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам рекомендует учитывать письмо Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 "Об отдельных
рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно - арбитражной
практике" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах
практики применения Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением", в которых разъясняются положения статьи 6 Закона.
Между тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона до
01.07.2002 продолжает действовать Кодекс РСФСР "Об
административных правонарушениях" (далее - Кодекс).
Статьей 146.5 Кодекса установлено, что продажа товаров или
иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм
собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих
реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными
в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения
об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения
контрольно - кассовых машин - влечет наложение штрафа от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно
- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), в
организациях допускается применение только исправных контрольно -
кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением
информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:
а) соответствуют техническим требованиям к контрольно -
кассовым машинам;
б) допущены к использованию в соответствии с классификатором
контрольно - кассовых машин;
в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные
программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной
моделью контрольно - кассовой машины;
г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный
реестр" и "Сервисное обслуживание";
д) находятся на техническом обслуживании в центре технического
обслуживания контрольно - кассовых машин;
е) зарегистрированы в налоговых органах.
Следовательно, использование предприятиями, в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, контрольно -
кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7
Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных
расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О
некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением".
Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что
привлекать к административной ответственности, установленной
статьей 146.5 Кодекса, вправе органы внутренних дел (милиция),
органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей, а также органы, рассматривающие дела о
нарушениях требований государственных стандартов, правил
сертификации, требований нормативных документов по обеспечению
единства измерений.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от
21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от
16.02.93 N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых
машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм
собственности при осуществлении расчетов с населением" на
налоговые органы возложен контроль за полнотой учета наличных
денежных средств при осуществлении расчетов с населением через
контрольно - кассовые машины в местах продажи товаров и оказания
услуг.
С учетом изложенного налоговые органы вправе во взаимодействии
с органами внутренних дел (милицией), органами Государственной
инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей, а также органами, рассматривающими дела о нарушениях
требований государственных стандартов, правил сертификации,
требований нормативных документов по обеспечению единства
измерений, проводить мероприятия по выявлению нарушений
законодательства о применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением.
Кроме того, налоговым органам, в ходе проведения оперативных
мероприятий собственными силами, при выявлении фактов неприменения
контрольно - кассовых машин, необходимо составлять протоколы об
административных правонарушениях и своевременно направлять данные
протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной
власти для привлечения правонарушителей к административной
ответственности, предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
|