СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2002 г. N 206-СФ
О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по правовым и
судебным вопросам о парламентских слушаниях "Уголовный кодекс
Российской Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы
совершенствования норм уголовного законодательства" и рассмотрев
рекомендации по результатам указанных парламентских слушаний,
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях
по результатам парламентских слушаний "Уголовный кодекс Российской
Федерации - пять лет спустя: проблемы и перспективы
совершенствования норм уголовного законодательства" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Первый заместитель Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.П.ГОРЕГЛЯД
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 23 апреля 2002 г. N 206-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ
СПУСТЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Обсудив итоги действия Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) за пятилетний период, участники парламентских
слушаний отмечают, что принятый в сложных и нестабильных социально
- экономических и политических условиях Кодекс в целом адекватно
отражает потребности уголовно - правового регулирования
качественно новых общественных отношений в Российской Федерации и
соответствует мировым стандартам.
Коренные изменения и преобразования, происходящие во всех
сферах жизни общества и государства, требовали принятия уголовного
закона, основанного на важных исходных принципах, и в первую
очередь на конституционном принципе признания приоритета
общечеловеческих ценностей. Охрана и защита прав и свобод человека
и гражданина, конституционного строя, равная охрана всех форм
собственности, общественного строя и общественной безопасности,
борьба с преступностью во всех ее проявлениях, и прежде всего с
насильственной, организованной и коррупционной преступностью,
составили концепцию реформирования российского уголовного
законодательства.
В Кодексе нашли также отражение особенности новых
экономических отношений. Некоторые составы преступлений, ранее
отсутствовавшие в уголовном законодательстве, составили
значительную долю в общей структуре зарегистрированных
экономических преступлений. Это сыграло свою позитивную роль,
повлияв определенным образом на снижение уровня зарождавшейся
преступности на фондовом рынке, в сфере внешнеэкономической,
банковской и предпринимательской деятельности.
Однако не все новые уголовно - правовые запреты адекватно
использовались на практике. Некоторые составы преступлений,
предусмотренные новыми статьями Кодекса, в силу своих внутренних
конструктивных недостатков и обусловленных ими трудностей при
установлении предмета доказывания не оправдали возлагавшихся на
них надежд. К тому же часто меняющееся отраслевое законодательство
требовало внесения соответствующих поправок в нормы действующего
Кодекса.
Принятие Кодекса не остановило развитие законотворческого
процесса в этой сфере.
Так, с 1997 года по март 2002 года в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации было внесено свыше 160
законопроектов, касающихся изменения и дополнения около 200 статей
Кодекса, из них в первом чтении отклонено 30 законопроектов, снято
с рассмотрения 40 и принято 19 законопроектов. Принятые
федеральные законы дополнили Кодекс семью новыми статьями, в 50
статей (в 14 статей Общей части и 36 статей Особенной части)
внесены изменения и дополнения. Остальные законопроекты находятся
в стадии рассмотрения.
То, что количество принятых федеральных законов составило чуть
более одной десятой части от количества внесенных законопроектов,
объясняется недостаточной обоснованностью и проработанностью этих
законопроектов. Для авторов большинства законопроектов характерно
следующее:
а) мнение, что уголовный закон является наиболее эффективным
средством разрешения любых социально значимых проблем (при том,
что не учитываются регулятивные и охранительные возможности других
отраслей права);
б) желание заполнить мнимые пробелы в уголовно - правовой
охране путем конструирования большого числа специальных уголовно -
правовых норм при наличии в Кодексе общих уголовно - правовых
норм, действие которых распространяется на соответствующие деяния.
Избыточное количество специальных норм приводит к конфликтности и
необоснованной конкуренции уголовно - правовых норм при
квалификации преступлений, не способствует эффективному применению
уголовного закона и подчас ставит правоохранительные органы в
трудное положение;
в) стремление ужесточить санкции многих уголовно - правовых
норм несмотря на то, что судебная практика далеко не исчерпала
карательных возможностей действующих санкций.
Для законодательного процесса важно установить правильное
соотношение динамизма и стабильности законодательства (в настоящее
время ход законопроектной работы характеризуется явным
преобладанием динамизма в ущерб стабильности).
Основными направлениями дальнейшей работы над Кодексом
являются:
а) совершенствование системы наказаний по видам и санкциям,
что повлечет за собой повышение эффективности этой системы и
снижение числа лиц, осуждаемых к лишению свободы. Последнему
особенно препятствует то обстоятельство, что суды лишены
возможности назначать наказания в виде обязательных работ,
ограничения свободы и ареста, призванных служить альтернативой
лишению свободы;
б) выработка норм об ответственности за экономические
преступления в связи с обновлением законодательной базы других
отраслей права, реализующих предпринимательскую, банковскую,
таможенную и иную деятельность;
в) совершенствование норм об ответственности за преступления,
являющиеся проявлением организованной преступности и терроризма;
г) декриминализация ряда уголовно - правовых норм об
ответственности за преступления небольшой тяжести с установлением
при этом за их совершение административной и гражданско - правовой
ответственности;
д) приведение некоторых норм Кодекса в соответствие с нормами
международного права;
е) устранение конструктивных недостатков действующих норм с
целью исключения возможности их различного толкования в
правоприменительной практике.
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить работу над проектом Федерального закона "О порядке
принятия федеральных конституционных законов и федеральных
законов";
обеспечить первоочередное рассмотрение и ратификацию
международных договоров и федеральных законов, направленных на
борьбу с международным терроризмом, коррупцией, организованными
формами миграции, сексуальной эксплуатацией женщин и детей и иными
формами организованной преступности;
учитывать в законотворческой деятельности положения Модельного
уголовного кодекса (рекомендательного законодательного акта для
Содружества Независимых Государств), уголовных кодексов государств
- участников Содружества Независимых Государств;
активизировать работу по рассмотрению норм об установлении
уголовной ответственности за преступления против военной службы,
совершенные в военное время либо в боевой обстановке;
создать постоянно действующие экспортно - консультативные
советы из ведущих специалистов в области уголовного права и иных
отраслей права с целью экспертной оценки вносимых законопроектов;
продолжать практику проведения парламентских слушаний и
"круглых столов" по обсуждению наиболее сложных и актуальных
вопросов уголовного законодательства. При проведении Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором
квартале 2003 года "круглого стола" на тему "Уголовно -
процессуальный кодекс Российской Федерации: защита потерпевших,
свидетелей и других участников процесса" обсудить также вопрос о
соотношении норм Уголовного кодекса Российской Федерации и
Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
обеспечить финансирование программ, направленных на создание
материальной базы, необходимой для введения в действие наказаний в
виде ареста, ограничения свободы и обязательных работ в сроки,
установленные Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 4-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в
действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в
действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации";
в связи с предстоящей ратификацией Конвенции об уголовной
ответственности за коррупцию, подписанной Российской Федерацией 27
января 1999 года, ускорить разработку соответствующего проекта
федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации;
считать приоритетной разработку проектов федеральных законов о
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации по вопросам уголовной ответственности за экономические
преступления по мере обновления законодательства Российской
Федерации (налогового, таможенного, банковского и др.).
3. Верховному Суду Российской Федерации продолжать регулярно
обобщать правоприменительную практику по делам о преступлениях,
составами которых дополняется Уголовный кодекс Российской
Федерации.
4. Субъектам права законодательной инициативы, в том числе
законодательным (представительным) органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, при реализации своих
конституционных полномочий активнее привлекать к законотворческому
процессу научных и практических работников в соответствующих
областях права, создавая для подготовки законопроектов рабочие
группы.
|