ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2002 г. N ГКПИ2002-38
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению К. об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и
аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России,
утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января
1999 г. N 2,
установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и аттестации
работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России, утвержденного
постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. N 2,
ссылаясь на то, что требования оспариваемого нормативного
правового акта нарушают его право на эффективные средства правовой
защиты. В судебном заседании К. поддержал заявление и пояснил, что
положения оспариваемого нормативного акта об обязанности
работников проходить внеочередную проверку знаний при выявлении
неоднократных нарушений требований промышленной безопасности
нарушают его право на эффективные средства правовой защиты,
предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека.
Отсутствие в нормативном акте информации с разъяснением термина
"нарушение требований промышленной безопасности", какими
средствами это доказывается, каков порядок предъявления
администрацией этих требований, влечет то, что суд не в состоянии
провести исследование и вынести справедливое решение.
Представители заинтересованных лиц: Госгортехнадзора Ситникова
Е.Г., Нечаев А.С., Минюста России Щерба О.А. - возражали против
удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что
положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют
действующему законодательству, изданы Госгортехнадзором России в
пределах его полномочий и не нарушают права и свободы граждан.
Выслушав объяснения заявителя К., представителей
заинтересованных лиц: Госгортехнадзора России Ситниковой Е.Г.,
Нечаева А.С., Минюста России Щерба О.А., исследовав материалы дела
и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора
России от 11 января 1999 г. N 2 утверждено Положение о порядке
подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих
опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору
России.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте
России 12 февраля 1999 г. (регистрационный номер 1706).
Положение устанавливает порядок подготовки и аттестации и/или
проверки знаний в области промышленной безопасности работников
организаций, эксплуатирующих опасные производственные работы, а
также организаций, осуществляющих другие виды деятельности в
области обеспечения промышленной безопасности опасных
производственных объектов, на проведение которых выдается лицензия
органами Госгортехнадзора России.
Подпунктом 26 п. 5 Положения о Федеральном горном и
промышленном надзоре России, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841,
предусмотрено, что Госгортехнадзор России устанавливает и
контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей,
специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам
промышленной безопасности.
В силу Федерального закона "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" федеральный орган исполнительной
власти, специально уполномоченный в области промышленной
безопасности, вправе осуществлять функции нормативно-правового
регулирования.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" определяет промышленную безопасность
опасных производственных объектов как состояние защищенности
жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных
производственных объектах и последствий указанных аварий.
Проверка знаний в области промышленной безопасности включает в
себя оценку знаний работниками отдельных правил, норм и инструкций
по промышленной безопасности, утвержденных Госгортехнадзором
России. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что внеочередная
проверка знаний проводится при вводе в действие новых или
переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических
документов в области промышленной безопасности; при внедрении
новых видов технических устройств и новых технологий на опасных
производственных объектах; при выявлении неоднократных нарушений
требований промышленной безопасности; после происшедших аварий,
несчастных случаев и инцидентов.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" в статье 9 устанавливает требования
промышленной безопасности к эксплуатации опасного
производственного объекта. В соответствии с данными требованиями
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект,
обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников
в области промышленной безопасности, а работники опасного
производственного объекта - проходить подготовку и аттестацию в
области промышленной безопасности.
Внеочередная проверка знаний работника в области промышленной
безопасности при выявлении неоднократных нарушений требований
промышленной безопасности не противоречит нормам действующего
законодательства Российской Федерации и не нарушает гражданские
права и охраняемые законом интересы граждан.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом его
права на эффективные средства правовой защиты являются
несостоятельными.
Как установлено в судебном заседании объяснениями самого
заявителя и представителей заинтересованных лиц, К. обжаловал в
судебном порядке увольнение с работы.
Несогласие работника с принятыми судебными постановлениями не
свидетельствует, что при определении трудовых прав и обязанностей
К. были нарушены права заявителя на справедливое судебное
разбирательство.
В соответствии со ст. 13 Европейской конвенции о защите прав
человека каждый человек, чьи права и свободы нарушены, имеет право
на эффективные средства правовой защиты перед государственным
органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами,
действовавшими в официальном качестве.
Положения оспариваемого нормативного правового акта не лишают
заявителя средств правовой защиты.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству, изданы
федеральным органом исполнительной власти в пределах его
полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы
граждан, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. об отмене п. 5 Положения о порядке подготовки и
аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России,
утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11 января
1999 г. N 2, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|