ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2002 г. N 5697/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской
области от 09.11.2000 по делу N 1165/5 и постановление
Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 02.02.01
по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по городу Вичуге Ивановской области обратилась в
Арбитражный суд Ивановской области с иском к Центральному банку
Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской
области о взыскании 5330 рублей 38 копеек земельного налога, не
уплаченных за период с 1995 по 1999 год, и 4032 рублей 02 копеек
пеней.
Основанием для обращения инспекции с иском в арбитражный суд
явился отказ Главного управления Банка России по Ивановской
области от добровольной уплаты сумм налога и возврат без
исполнения Расчетно - кассовым центром Банка России по городу
Вичуге инкассового поручения инспекции от 31.05.2000 N 127 на
взыскание указанных сумм.
Решением от 09.11.2000 исковые требования удовлетворены в
части взыскания 4452 рублей 84 копеек недоимки по налогу за 1997 -
1999 годы и 2541 рубля 22 копеек пеней. В остальной части в
удовлетворении иска отказано на основании статьи 17 Закона
Российской Федерации "О плате за землю".
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
постановлением от 02.02.01 оставил решение без изменения.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации предлагается указанные судебные акты
отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в марте
2000 года проведена выездная налоговая проверка Расчетно -
кассового центра по городу Вичуге (далее - РКЦ), который является
структурным подразделением Банка России, действующим в составе его
территориального учреждения. По результатам проверки составлен акт
от 24.03.2000 N 01-08.03-06, из которого следует, что Комитетом по
земельным ресурсам и землеустройству города Вичуга для размещения
РКЦ выделен земельный участок площадью 1767 кв. метров по адресу:
г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 6. На данный земельный участок
названным комитетом выдано свидетельство от 17.12.92 N 113 на
бессрочное (постоянное) пользование землей. РКЦ представлены в
налоговый орган сводные расчеты по земельному налогу за 1997, 1998
и 1999 годы. Однако суммы налогов не уплачены.
Налоговым органом на основании требования от 24.03.2000 N
01-29 об уплате задолженности по земельному налогу и пеней и
решения от 29.05.2000 N 01-29 о взыскании этой задолженности
направлено инкассовое поручение от 31.05.2000 N 127, не
исполненное РКЦ.
Судебными инстанциями исковые требования налогового органа
удовлетворены, поскольку Банк России и его учреждения
освобождаются от исполнения налоговой обязанности только в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации о
налогах. В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за
землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от
уплаты земельного налога, Банк России в качестве субъекта,
освобожденного от исполнения этой обязанности, не указан.
По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные
подразделения, действующие в составе территориальных учреждений,
вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога,
поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Указанный довод является обоснованным.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен
Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены
его исключительное право на осуществление денежной эмиссии
(часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости
рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других
органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные,
касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за
деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно -
кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям
органов государственной власти, поскольку их реализация
предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его
исключительные права и обязанности по установлению обязательных
для органов государственной власти, всех юридических и физических
лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в пункте 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О
плате за землю" имеется указание на то, что от уплаты земельного
налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для
обеспечения деятельности органов государственной власти и
управления, Банк России с учетом его конституционно - правового
статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Банк России образует единую централизованную систему с
вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на
освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его
территориальные управления и расчетно - кассовые центры, через
которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.11.2000 по
делу N 1165/5 и постановление Федерального арбитражного суда Волго
- Вятского округа от 02.02.01 по тому же делу отменить.
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по городу Вичуге Ивановской области в удовлетворении иска о
взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице его
Главного управления по Ивановской области задолженности по
земельному налогу и пеней отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|