ПОСЛАНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИИ НАДО БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ
Добрый день, уважаемые друзья!
Уважаемые председатели палат Федерального Собрания,
Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета
Федерации!
Мы вновь собрались в этом зале, чтобы подвести итоги за год и
поставить задачи на предстоящий период. Наши цели неизменны -
демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка
и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни
нашего народа.
Здесь есть достижения, хотя и небольшие. В прошлом году
продолжился экономический рост. Удалось создать новые рабочие
места. Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек.
Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов.
Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу -
добиться, чтобы средняя пенсия в стране превзошла, наконец,
прожиточный минимум пенсионера. Сегодня, можно сказать, эта задача
решена.
Люди увереннее смотрят в завтрашний день - многие начинают
строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование
и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для
России рекордным по числу студентов.
После целой эпохи дефицитных бюджетов - когда мы тратили
больше, чем зарабатывали - второй год подряд бюджет сведен с
профицитом.
Есть продвижение в развитии инфраструктуры рынка, в укреплении
гарантий частной собственности. В основном - за счет
совершенствования законодательной базы. Отмечу принятие Земельного
и Трудового кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам,
дебюрократизации экономики, совершенствованию налоговой системы. В
Гражданском кодексе появились важные для людей разделы, такой,
например, как раздел о наследовании.
И сегодня я хочу поблагодарить Федеральное Собрание и
Правительство России, которые весь этот напряженный период
конструктивно взаимодействовали, очень часто были эффективными
партнерами.
На фоне укрепления политической стабильности постепенно
улучшается деловой климат в стране. Раздвинулись горизонты
государственного и корпоративного планирования. Предприниматели
строят свои планы уже в расчете не на месяцы, а годы.
Мы своевременно, а порой - и даже с опережением - обслуживаем
внешний долг. Более чем вдвое выросла суммарная капитализация
российских компаний. Начал расти несырьевой экспорт. За год на
четверть увеличились поставки машин и оборудования за рубеж. После
десятилетнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по
объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле
энергоносителями. И нам необходимо с умом распорядиться новым
положением страны в мировом экономическом сообществе.
Все это постепенно меняет отношение к нам в мире. Улучшение
экономической ситуации отмечается международными рейтинговыми
агентствами, повышающими кредитный рейтинг России. Зарубежные
банки увеличивают российскую долю в своих инвестиционных
портфелях. Наша страна постепенно превращается в солидного и
предсказуемого делового партнера.
Однако следует признать и другое: политическая стабильность и
благоприятная экономическая конъюнктура не использованы в полной
мере для качественного улучшения жизни граждан страны, для
завоевания Россией достойного места в мировой экономической
системе.
Удовлетворяет ли нас достигнутое?
Наш ответ - конечно же, нет, еще раз нет. Для "головокружения
от успехов" нет никаких оснований. Экономические проблемы России,
- накопленные в предыдущие десятилетия, десятилетия стагнации и
кризисов, - никуда не делись. Бедность хотя и отступила - только
немножко отступила, - но продолжает мучить еще 40 миллионов наших
граждан. В последние годы экономического роста нам удалось разве
что не увеличить отставание от других стран.
В этой связи должен сказать: довольно долго многие политики и
граждане страны были уверены или жили иллюзиями, что окончание
периода военно - политической конфронтации в мире чуть ли не
автоматически откроет России путь в мировую экономическую систему,
что мир распахнет нам свои "экономические объятия". Жизнь
оказалась куда сложнее.
Да, период конфронтации закончился. Мы строим со всеми
государствами мира - хочу это подчеркнуть - со всеми государствами
мира - конструктивные, нормальные отношения. Однако хочу обратить
внимание и на другое: нормой в международном сообществе,
современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за
инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе,
этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной.
Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем
параметрам экономики и политики - по величине налоговой нагрузки,
по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты
права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового
климата, в развитии экономических свобод, в качестве
государственных институтов и эффективности судебно - правовой
системы.
Конкуренция приобрела действительно глобальный характер. В
период слабости - нашей слабости - многие ниши на мировом рынке
нам пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их
никто так просто возвращать не хочет и не отдаст - о чем
свидетельствует ситуация на рынках нефти, стали, авиационных
перевозок и других товаров и услуг.
Вывод очевиден: в современном мире с нами никто не собирается
враждовать - этого никто не хочет и это никому не нужно. Но нас
никто и особенно не ждет. Никто специально помогать не будет. За
место под "экономическим солнцем" нам нужно бороться самим.
Я уже говорил: России сегодня нужны более амбициозные цели.
Более высокие темпы роста. А наша экономическая политика,
повседневная работа государственных институтов - должны быть
нацелены на решение соответствующих задач. Мало того - эти
действия, эта политика должны быть понятны - понятны и поддержаны
народом.
Я убежден: чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших
граждан, чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом
мирового сообщества, была сильным конкурентом, наша экономика
должна расти куда более быстрыми темпами. Иначе мы все время будем
проигрывать, а наши возможности в мировой политике и экономике -
будут ужиматься.
Готова ли Россия к такой конкурентной борьбе? Способна ли она
обеспечить необходимые для этого темпы роста? Правительство
зафиксировало их в своем прогнозе на ближайшие годы в интервале
3,5 - 4,6 процента. О чем это говорит?
Первое - фактически признается, что благоприятная
внешнеэкономическая конъюнктура уже не обеспечивает необходимых
темпов развития экономики и ее конкурентоспособности.
И второе - Правительство не рассчитывает на более высокие
темпы роста.
Столь низкая оценка возможностей России - не на пользу делу.
Больше того, она не предполагает активной политики. Не
предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей
российской экономики. Речь, прежде всего - о том потенциале,
который есть в предпринимательстве, в научно - технической сфере,
в современных технологиях управления.
Считаю, что основное сейчас: это - создание условий, при
которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и
- с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной
страны.
Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям
жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить
саму систему работы государственных институтов.
Сегодня колоссальные возможности страны блокируются
громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным
аппаратом. К слову, из почти 500 тысяч обращений во время
телевизионного интервью почти три четверти - это жалобы граждан на
разные формы административного произвола.
Уважаемое Собрание!
Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию -
многочисленную и неповоротливую. И претензии к ней - совершенно
обоснованны. Повторяем это очень часто. Между тем, бюрократических
структур в России, как это ни странно, - не больше, а иногда даже
меньше, чем в других странах. В чем же тогда дело?
Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что
их работа плохо организована. Нынешние функции государственного
аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А
знание чиновниками современной науки управления - это все еще
очень большая редкость.
Я уже говорил о необходимости административной реформы. Ее
результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и
целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат
должен быть эффективным, компактным и работающим.
Что нужно для этого сделать?
Во-первых - модернизировать систему исполнительной власти в
целом. Сегодня подразделения исполнительной власти живут так,
будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного
народного хозяйства. Предприятия в значительной степени
приватизированы, но прежние привычки командования - остались.
Министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить
себе - финансово и административно - предприятия и организации. В
результате таких административных издержек вести цивилизованный
бизнес в стране чрезвычайно сложно.
Между тем, прямая обязанность государства - создать условия
для развития экономических свобод, задавать стратегические
ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и
эффективно управлять государственной собственностью.
Для этого структура исполнительной власти должна быть логично
и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим
инструментом реализации экономической политики. Реформы
государственной службы придется проводить в тесной увязке с
обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.
Во-вторых, нам нужна эффективная и четкая технология
разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий
порядок ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.
В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых
государственных функций и сохранить только необходимые.
В прошлогоднем Послании я уже давал соответствующее поручение
Правительству и просил начать подготовку к административной
реформе.
Понятно, ревизия функций государства - задача непростая и
долговременная. Здесь не может быть никакой кампанейщины.
Кампанейщины, которая обычно заканчивается плавным "переливом"
чиновников из одной структуры в другую.
Но мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций
госаппарата. Ведомства - по вполне понятным причинам - "цепляются"
и будут "цепляться" за эти функции. Но это, конечно, - не повод
откладывать реформу.
Председателю Правительства следует представить обоснованные
предложения по реструктуризации системы исполнительной власти.
В завершение темы хочу отметить: нынешняя организация работы
госаппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это
не результат отсутствия репрессий - хотел бы это подчеркнуть, - а
прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые
административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер
- тем больше взяток и чиновников, их берущих.
И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность
превратится в административный застой. В том числе - из-за
непрозрачности в работе госаппарата. Для граждан он еще остается
"черным ящиком".
Следует определиться с четким перечнем информации, которую
госорганы обязаны делать публично доступной. И этот перечень
должен быть утвержден законом. Это нужно и для развития
гражданского общества, и для формирования цивилизованной
предпринимательской среды.
Уважаемые коллеги!
Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно - правовой
системы. Большинство необходимых указов, актов, законов уже
принято. Средства на их реализацию - выделены. Теперь нужно четко
исполнить принятые решения.
Ключевым считаю то, что изменения коснулись не только
организации и условий работы судов, но, прежде всего - процедур,
обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее
пределами. И эта задача - не только политическая, но не в
последнюю очередь - экономическая. Эффективная судебная система, я
уже об этом говорил с самого начала, нужна и для того, чтобы у
отечественных и иностранных компаний не возникло сомнений в ее
авторитете и действенности.
В июле этого года вступает в силу новый Уголовно -
процессуальный кодекс. В связи с этим судебные и
правоохранительные органы должны решить многие организационные
вопросы - чтобы, начиная с 1 июля, этот закон работал в полной
мере. Обращаюсь с просьбой к Федеральному Собранию оперативно
рассмотреть необходимые изменения в УПК и в закон о введении его в
действие. В том числе - нормы, которые касаются передачи судам
полномочий по арестам.
На очереди - важнейшие для граждан и экономики страны
Гражданско - процессуальный, Арбитражный кодексы, закон о
третейских судах.
Думаю, следует оптимизировать и структуру арбитражных судов.
Сегодня разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение
осуществляется в одном и том же суде. Просил бы внимательно
отнестись к этой проблеме.
Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов
и судов общей юрисдикции. Судебную систему просто дискредитирует -
многие это знают - то, что сплошь и рядом один и тот же спор
рассматривается в разных судах, которые, к тому же, подчас - и
очень часто - принимают прямо противоположные решения. Это ставит
в тупик предпринимателей, граждан, перегружает суды, не
способствует развитию здорового делового климата.
Надо привести в соответствие с новыми законодательными актами
и положения Закона "О прокуратуре Российской Федерации".
И, наконец, нам крайне важна гуманизация уголовного
законодательства и системы наказаний. Сегодня за преступления
небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые
санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а
люди - только ожесточаются.
Между тем уже по действующему законодательству у судов есть
возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие,
более гуманные, меры наказания. Однако этой возможностью они
пользуются редко. Считаю, что применение наказаний, не связанных с
лишением свободы - там, где, конечно, это обосновано, там, где
есть основания для этого, - должно стать широкой судебной
практикой.
Наша главная цель - и об этом мы много раз говорили, все об
этом хорошо знают - добиться неотвратимости наказания, а не его
чрезмерной суровости.
Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность
российской экономики, является стабильная законодательная база.
Да, отечественная правовая система находится в стадии
формирования. И сегодня нам приходится принимать много законов -
для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся
экономическим и социальным условиям. Между тем, даже это не может
оправдать, что принятые законы часто противоречат друг другу.
Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются
изменениям, иной раз - даже не вступив в силу.
Сейчас Правительство подготовило новый пакет поправок в
Налоговый кодекс. И очень многие из предложенных изменений
заслуживают поддержки. Но хочу обратить внимание: даже самые
"благие намерения" разработчиков не должны становиться поводом для
правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений.
Тем более, что в нашем налоговом законодательстве есть уже и
примеры проработанности, продуманности норм. В первую очередь -
давайте вспомним о норме о 13-процентном подоходном налоге. Пойдя
на этот шаг, мы существенно простимулировали деловую активность,
пополнили казну и упростили налоговую систему. И сегодня я еще раз
хотел бы сказать, что это правило пересмотру не подлежит.
Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к
сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев, -
является преступность. Правоохранительные органы должны направлять
свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом,
административным произволом и коррупцией. На охрану прав
собственника и производителя.
Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в
стране представляет рост экстремизма. Речь, в первую очередь, о
тех, кто под фашистскими, националистическими лозунгами и
символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей.
При этом милиция и прокуратура часто не имеют достаточно
эффективных инструментов для привлечения к ответственности
организаторов и вдохновителей этих преступлений. Во многих случаях
дело ограничивается доведением до суда лишь непосредственных
исполнителей. На самом деле, банды экстремистов действуют, по
сути, как организованные преступные сообщества и подлежат
аналогичному преследованию. Уже в ближайшее время в
Государственную Думу будет внесен законопроект, касающийся борьбы
с экстремизмом.
Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета
Федерации!
В прошедшем году в целом завершилось организационное
становление федеральных округов. Федеральная власть реально стала
ближе к регионам.
Полагаю, настало время перенести на окружной уровень
исполнение некоторых федеральных функций, приблизить их к
территориям. Прежде всего - в части контрольной и кадровой работы.
А именно - в сферах финансового контроля и согласования кандидатур
на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств, о
количестве которых тоже надо подумать.
Нашей ключевой задачей остается работа по разграничению сфер
ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Год назад с этой трибуны я говорил о необходимости наведения здесь
порядка. К настоящему времени собраны и обобщены предложения
органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Созданная для этой цели комиссия проводит их скрупулезный анализ.
Очевидно, что задача у комиссии - непростая. Но мы ждем от ее
работы результатов. Они нужны для повышения эффективности
государственной политики, стабилизации межбюджетных отношений,
внесения большей ясности в организацию российской власти в целом.
Несколько слов - о практике заключения договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и
субъектами Федерации. Возможность заключения этих договоров
предусмотрена Конституцией России и является легитимной. В
известный момент нашей истории они были востребованы, и, думаю,
необходимы. Однако на практике само существование таких договоров
часто приводит к фактическому неравенству в отношениях между
субъектами Российской Федерации. А, в конечном счете, значит - и
между гражданами, которые проживают в разных территориях России.
Причем, в большинстве случаев разграничение полномочий
произошло лишь "на бумаге". Недаром из 42 имевших такие договоры
субъектов - 28 их уже расторгли.
Разумеется, в таком государстве как Россия надо учитывать
региональную специфику. И необходимость в договорах с отдельными
регионами, конечно же, может возникать. Но заключать такие
договоры "за спиной" других субъектов Федерации, без
предварительного обсуждения и достижения общественного консенсуса,
думаю, - неправильно.
Полагаю, все договоры о разграничении полномочий должны
проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом,
вами, уважаемые коллеги. Чтобы все знали, кто какие преференции
имеет и почему. Федеральное Собрание должно "на ясном глазу"
принимать это решение.
Теперь о ситуации в Чечне. Военную стадию конфликта можно
считать завершенной. Она завершена благодаря мужеству и героизму
армейских и специальных подразделений России. Еще год назад мы
считали тех, кто нам противостоит. Сколько там бандитов и
террористов: две тысячи, три, пять, десять. Сегодня для нас не
важно, сколько их. Нужно знать, где они.
В самой республике еще много социальных и экономических
проблем, мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов. Однако
из-за этого нельзя поражать в правах целый народ. Мы не можем
этого допустить. Каждый житель Чечни или выходец из нее должен
ощущать себя полноценным гражданином Российской Федерации.
И потому главная задача нынешнего этапа - это возвращение
Чечни в политико - правовое пространство России. Это создание в
ней дееспособных правовых институтов и собственных силовых
структур. А в перспективе - проведение свободных выборов,
полноценная система республиканской власти и экономически
устроенная жизнь чеченского народа.
Уважаемое Собрание!
В течение длительного времени федеральная власть практически
не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном
итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в
российских городах и селах.
Одним из источников сложившейся ситуации является низкое
качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный
закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов
Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием
местного самоуправления, так и друг с другом.
Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с
региональными органами власти, а также - неопределенность, за что
именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы
местного самоуправления.
В этой связи надо законодательно уточнить само понятие и
перечень вопросов "местного значения". Часть из них пересекается с
задачами, которые выполняются федеральными и региональными
органами государственной власти. Другие - требуют колоссальной
материальной поддержки и могут быть успешно реализованы только при
содействии субъектов, а иногда - и при прямой поддержке Федерации.
Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается
недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных
органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных
законов (таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и за очень
многое другое.
Считаю, что федеральным законодателям необходимо определиться
со структурой местного самоуправления. Прежде всего, закрепив
законом те его формы, которые доказали свою жизнеспособность на
практике. При этом нелишне вспомнить и наш собственный, еще
дореволюционный исторический опыт.
Все эти вопросы должны быть отражены в новой редакции
Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления",
в региональном законодательстве.
И, наконец, очень важно, чтобы у местного самоуправления была
возможность создавать собственные источники формирования бюджета.
За счет развития малого бизнеса, эффективного использования
земель, иной недвижимости. При этом государственная власть -
учитывая расходные полномочия муниципалитетов - могла бы
обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих
налогов.
Хотел бы еще раз подчеркнуть: без дееспособного местного
самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю
невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть
огромный ресурс общественного контроля за властью. И на этом
уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците
которого говорят и пишут граждане страны.
Уважаемые коллеги!
Отдельно остановлюсь на проблемах малого бизнеса. Только что
упоминал это в разрезе местного самоуправления. Это важно для
страны в целом. Как вы знаете, Правительство подготовило изменения
в законодательство о налогообложении малого бизнеса. И в процессе
работы с ними в Государственной Думе прошу самым внимательным
образом прислушаться к мнению самих предпринимательских
объединений, чтобы не повторить истории, когда с введением единого
социального налога налоговая нагрузка на малый бизнес, к
сожалению, только возросла.
Это уже не первая ситуация, когда "по пути" в Думу происходит
скрытая ревизия первоначальных проектов. Ревизия, приводящая к
искажению самой идеи.
Мы часто говорим, что начинающему бизнесу крайне важна
возможность "встать на ноги". Между тем, непродуманные, либо
недоработанные проекты часто ставят наше предпринимательство не
"на ноги", а "на уши".
Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом
и властью - когда власть порождает законы, а народ изобретает
способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться
не на так называемую "оптимизацию" налоговых схем, а на развитие
собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с
вами им предлагаем.
Хотел бы также добавить: изменение налогов - важная, но только
часть проблемы. У предпринимательства в целом - а малого в
особенности - огромное количество претензий, связанных с
неоправданным административным давлением. И прежде всего - со
стороны надзорных органов и инспекций.
Издержки от такого надзора очень велики, а порой - абсолютно
бессмысленны. Он зачастую осуществляется формально. При этом
материальный ущерб от аварий, обвалов, пожаров и т.д. не
уменьшается. Заплатил за справку - и "гори себе на здоровье".
Но ведь за порядком здесь надзирают сотни тысяч человек. При
этих органах аккредитованы тысячи - и это не преувеличение -
тысячи коммерческих организаций, "кормящихся" на проверках. Их
предписания и штрафы, равно как поборы и взятки, ложатся
непомерным бременем и угнетают предпринимательство.
Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые
уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов. А где можно -
заменят их более эффективными мерами ответственности самих
экономических субъектов. Действовать, конечно, в этом плане нужно
очень аккуратно.
Считаю, нам следует расширить практику комплексного
страхования ответственности. За порядок в той или иной сфере
страховая компания будет "отвечать рублем" - в отличие от
чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное
взыскание.
Убежден - развитие системы страхования рисков приведет не
только к неизбежному сокращению числа надзирающих, но и к большей
эффективности самой системы контроля и надзора в стране.
Благоприятно повлияет на состояние казны, на предпринимательскую
активность граждан.
Кроме того, Правительство должно обеспечить сведение таких
проверок к минимуму - в некоторых регионах такая практика имеется
и достаточно хорошо функционирует. Надо установить своего рода
"мораторий" на проверки для малых предприятий - например, хотя бы
на первые три года их работы. При необходимости - внести изменения
в законодательство. Некоторые решения проблемы уже обозначены в
ранее принятых актах по дебюрократизации.
В этой связи хочу также обратиться к региональным властям.
Ваша поддержка малому бизнесу сегодня абсолютно необходима.
Решения федеральных властей по-настоящему заработают лишь при
наличии реальных действий на территориях России.
Уважаемые коллеги!
Еще одна очень важная тема. Одной из серьезных задач, прямо
связанных с темпами экономического роста, является продолжение
реформы наших крупных компаний, так называемых естественных
монополий. И здесь - огромные резервы для развития конкуренции.
В прошлом году после долгих обсуждений были одобрены программы
реформирования ряда монополий. Хочу обратить внимание, что
"аккуратное" отношение государства к этим монополиям, к сожалению,
уже используется ими для поднятия тарифов. И ссылки монополистов
на рост издержек далеко не всегда состоятельны, чаще всего -
несостоятельны.
Хотел бы напомнить: реформирование монопольного сектора
экономики должно проводиться в интересах страны. Потребители
продукции и услуг - граждане, муниципалитеты, государство - не
должны страдать в ходе модернизации этих гигантов. Реформы
монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от
непроизводительных расходов, к появлению продуманных
инвестиционных программ.
Для этого уже в этом году необходимо осуществить переход к
утверждению Правительством бюджетов инфраструктурных монополий. До
сих пор даже не знали, что у них там происходит.
Еще один важный вопрос - управление государственной
собственностью. Госпредприятия еще почти во всех секторах
экономики присутствуют. Но, к примеру, из почти 10 тысяч унитарных
предприятий по-настоящему эффективно работают только считанные
единицы. А в 2001 году около 400 государственных унитарных
предприятий находились в процедуре банкротства.
Должен также напомнить: мы до сих пор точно не знаем подлинных
объемов госсектора. Инвентаризация государственного имущества, о
которой уже не раз говорилось, не завершена. Нашей экономике
неэффективный государственный сектор ничего, кроме дополнительных
расходов и проблем, не даст. Это не значит, что его не должно
быть, - я говорю только о неэффективном секторе. Полагаю, мы
должны четко и максимально быстро определиться с имуществом,
которое следует оставить в государственной и муниципальной
собственности.
Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно
навести порядок - и, прежде всего, обращаюсь опять к вам, в
законодательстве. "Поточное" банкротство предприятий уже успело
стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения
процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным,
рыночным, а значит - невосприимчивым к коррупции. И я прошу
Федеральное Собрание не затягивать рассмотрение соответствующих
законопроектов.
Важнейшим условием динамичного экономического развития
является эффективная банковская система. Она призвана
аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В
этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе.
Усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности
банков, принять меры по повышению их капитализации.
Уважаемые коллеги!
Один из самых острых вопросов, вызванных отсутствием
конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг, - это
реформа жилищно - коммунальной сферы. И этот вопрос - в той или
иной степени - затрагивает абсолютно всех.
С одной стороны, население платит все больше, с другой стороны
- качество не растет. Государство тратит на дотации ЖКХ огромные
средства, однако отдача от них остается низкой. В отдельных
регионах разрешением кризисов, связанных с коммунальными
проблемами, было вынуждено заниматься Министерство по чрезвычайным
ситуациям. И подавляющее большинство присутствующих знают это не
понаслышке и не из телевизора.
Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требует
кардинальных изменений. При этом в первоначальную концепцию
реформы ЖКХ были заложены затраты на поддержание технологически
устаревших и крайне изношенных коммунальных систем, на все утечки
и потери при доставке, и просто издержки плохой работы предприятий
ЖКХ.
Однако главная цель реформы - это улучшение качества услуг при
одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой
подход поможет снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ
сведется к голому повышению тарифов.
Основное, что предстоит сделать, - это передать права
распоряжения бюджетными субсидиями самим гражданам. Иначе -
население обязывают становиться потребителем услуг нерационального
и затратного хозяйства.
Монополизм в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать
на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой
связи хочу напомнить Правительству и руководителям регионов, что
задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно с
развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных
предприятий и предоставлением жильцам прав на определение
номенклатуры и объема жилищно - коммунальных услуг.
Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить
свет и тепло, а у производителя - применять энергосберегающее
оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов.
Жилищно - коммунальная политика - это прежде всего обеспечение
доступности жилья для граждан. Но еще очень многие наши граждане
имеют тяжелые жилищные условия. При этом в мире давно существуют
институты, серьезно облегчающие гражданам решение проблем
приобретения и содержания жилья. Это прежде всего - ипотечное
кредитование. Конечно, его система зависит от общего уровня
развития экономики страны.
Низкие доходы населения и высокие процентные ставки на
финансовых рынках, неразвитый рынок жилья и огромные цены на
строительство - это далеко не полный перечень проблем, которые
можно и нужно решать с помощью механизмов ипотеки.
В некоторых регионах уже появился первый успешный опыт
ипотечного жилищного кредитования. Предоставлено около 40 тысяч
кредитов, а в отдельных субъектах Федерации начали работать
региональные агентства ипотечного жилищного кредитования.
Полагаю, что развитие системы ипотеки должно стать сферой
приоритетного внимания и федерального Правительства, и
региональных властей.
Уважаемые коллеги!
Нам нужно учиться использовать преимущества нового состояния
мировой экономики. Очевидно, что для России проблема выбора -
интегрироваться в мировое экономическое пространство или нет, не
интегрироваться - такая проблема перед нами уже не стоит. Мировой
рынок уже у нас, а наш рынок стал частью мировой системы.
Между тем, в стране идут острые дискуссии по поводу вступления
в ВТО. Не могу обойти вниманием и эту тему. Порой эти дискуссии
настолько жаркие, что заканчиваются сжиганием чучел оппонентов.
Думаю, что до сжигания чучел доходить не нужно, но вопрос требует
внимательного рассмотрения.
ВТО - хотел бы обратить на это внимание - не абсолютное зло и
не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это
инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее.
Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто
предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин,
- обречен. Стратегически абсолютно обречен.
Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования
правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к
формированию правил ее не допущены. Это ведет к консервации
российской экономики, к снижению конкурентоспособности.
Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных
интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для
решения тех задач, которые нам и так нужно решать.
Убежден, развитие российской экономики возможно лишь при
ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в
нем своих собственных новых ниш.
В этой связи продуманная "архитектура" нашего участия в ВТО
должна состоять из нескольких элементов.
Во-первых, одними переговорами в рамках ВТО не обойтись. Надо
усилить государственные структуры, которые должны помогать
отечественным производителям адаптироваться к новым условиям
работы. Провести ревизию существующих мер государственной
поддержки предпринимательства. Выявить спорные с точки зрения
антидемпинговых расследований программы, своевременно привести их
в соответствие с требованиями ВТО.
И что принципиально важно - готовить кадры соответствующей
квалификации. У каждой из стран - участников ВТО в обеспечении
торговых взаимодействий и споров работают тысячи человек. А в
российском госаппарате этой проблемой занимаются несколько
десятков служащих. Там, где нам нужны специалисты, - у нас их не
хватает, а где не нужны - там их пруд пруди.
Нам нужна постоянно действующая переговорная площадка для
доведения до органов государственной власти интересов российского
бизнеса - как сторонников, так и противников нашего участия в ВТО.
Предстоит серьезно проанализировать федеральные и региональные
экономические режимы. Ведь в законодательстве регионов есть акты,
делающие Россию очень уязвимой для претензий наших конкурентов.
На плечи парламента ложится большая работа по гармонизации
нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО.
Важнейшими являются новая редакция Таможенного кодекса, законы в
области технического регулирования, защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер, прав интеллектуальной собственности. Нам
нельзя сидеть сложа руки, шевелиться нужно.
И, конечно же, власти необходимо продолжать консультации и с
промышленниками, и обязательно с профсоюзами. Все должны быть
участниками этого процесса. Мнения всех должны быть учтены.
Уважаемые коллеги!
Наша экономика пока недостаточно восприимчива и к достижениям
научно - технического прогресса. Значительная часть предприятий
практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий,
ни в модернизацию старых.
В то же время на российских ученых, их научные результаты и
высокие технологии - большой спрос за рубежом. Они-то в полной
мере - конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в
нашей стране многих зарубежных венчурных фондов. Целые научные
направления и школы поддерживаются грантами мировых
исследовательских центров и международных концернов.
Но богатый научно - технический потенциал, которым обладает
Россия, должным образом нами самими не используется. Достойных и
долгосрочных проектов для него в экономике очень мало.
В этой связи Правительству следует определиться с формами
государственной поддержки новых технологий. Найти подходы,
соответствующие нашим ресурсам, современной географии рынков,
типам хозяйственных связей.
Понятно, что модель научно - технического прогресса прошлых
лет - помпезную и архаичную модель одновременно - восстанавливать
нецелесообразно. Необходимы решения, привязанные к конкретным
проектам, а не к отдельным отраслям.
Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой
венчурный рынок капитала, обеспечивающий эффективный оборот
научных продуктов и услуг. И начать эту работу в тех сегментах
мирового рынка, которые действительно могут занять отечественные
производители.
И, наконец, нужно создавать условия для здоровой
коммерциализации прикладной науки. В том числе - путем создания
совместных предприятий как в России, так и за рубежом.
Особо остановлюсь на здравоохранении, поскольку оно
непосредственно касается всех нас. В основном, правда, тогда,
когда мы сталкиваемся с проблемами со здоровьем.
Всем вам очень хорошо известны показатели здоровья населения
России, они - неутешительны. О том, что здравоохранению необходима
модернизация, сказано очень много.
В прошлом Послании я ставил задачу подготовки законодательной
базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты
медицинских услуг, медицинской помощи. У нас есть привычка самое
сложное откладывать на потом, к сожалению. Эта задача не
выполнена.
Одним из безусловных приоритетов является продолжение военной
реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока
службы по призыву. Реформа нужна обществу, но прежде всего - и
самой армии.
Новую систему комплектования и сокращение сроков службы для
призывников невозможно провести в один год. Поэтому в этом году
Министерство обороны начинает эксперимент на базе отдельных
воинских соединений, который должен практически отработать весь
механизм перевода комплектования армии и флота на добровольный
принцип. По результатам эксперимента станет понятно и ясно, как
скоро мы сможем перейти на сокращенные сроки службы по призыву.
Причем подчеркну - существенно сокращенные сроки. Тянуть с этой
реформой нельзя, но и суета в этом вопросе недопустима.
Работу будем вести поэтапно - с учетом и финансовых
возможностей страны, и интересов национальной безопасности
государства.
При становлении армии нового типа - мобильной и компактной -
необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих
и их семей. Не должны остаться без внимания государства и те, кто
отдал служению Родине годы своей жизни и увольняется из
Вооруженных Сил. Им необходимо помочь найти свое место в
экономической жизни страны.
Напомню также, что в октябре этого года проводится первая за
11 лет существования Российской Федерации государственная перепись
населения.
Самые общие результаты этого масштабного мероприятия станут
известны в конце года. Они дадут нам обоснованные статистические
сведения, прояснят ситуацию с численностью, национальным составом,
занятостью населения, количеством вынужденных переселенцев,
мигрантов и так далее.
Повсеместное и качественное проведение переписи крайне
необходимо стране - принятие обоснованных управленческих решений
невозможно без реального понимания ситуации, информации о составе
населения. Проведение переписи невозможно без эффективной
кооперации и координации действий федеральных и региональных
властей, органов местного самоуправления, аппаратов полномочных
представителей Президента на местах.
Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных
задач и прошу все уровни власти принять активное участие в ее
подготовке. А граждан нашей страны - отнестись к проведению
переписи с пониманием государственной значимости этого
мероприятия.
Уважаемое Собрание!
Сегодня Россия выступает одним из самых надежных гарантов
международной стабильности. Именно принципиальная позиция России
позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В
контексте союзнических отношений, мы с руководством ряда стран СНГ
приняли соответствующие решения.
Для нашего государства, давно столкнувшегося с терроризмом, не
стояла проблема выбора - поддержать или не поддержать усилия по
уничтожению его "логова". Тем более, что эти меры действительно
способствовали укреплению безопасности на южных границах нашей с
вами страны и в значительной степени способствовали улучшению
ситуации по этому вопросу во многих странах Содружества
Независимых Государств.
Совместными усилиями нам удалось решить важнейшую
стратегическую задачу - ликвидировать наиболее опасный центр
международного терроризма в Афганистане. Пресечь его негативное
воздействие на положение в других регионах мира, устранить
исходившую оттуда для нас с вами угрозу.
После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире
поняли, что холодная война закончилась. Поняли, что сейчас -
другие угрозы, идет другая война - война с международным
терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых
доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к
России.
Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем
будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и
национальных интересов - военно - стратегических, экономических,
политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде
всего, по СНГ.
Содружество Независимых Государств - это реальный фактор
стабильности на обширной территории мира, влиятельное объединение
государств с широким кругом задач и интересов.
Работа со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет
России. Приоритет, связанный, в том числе, с получением
конкурентных преимуществ на мировых рынках. У стран Содружества
есть много возможностей для осуществления масштабных совместных
инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов. Уверен,
их реализация повысит прочность нашей интеграции, придаст новые
возможности российской экономике - и не только ей.
Большие резервы интеграции скрыты в гуманитарных проектах - в
том числе научных и образовательных. Россия уже повысила число
студентов из стран СНГ. И Правительство должно рассмотреть
возможность дальнейшего увеличения числа обучающихся - хотя бы до
1 процента от общей численности тех, за кого сегодня платит
российское государство.
Считаю необходимым сегодня еще раз твердо заявить о наших
приоритетах на европейском направлении. Здесь очевидны и наша
последовательная позиция, и многочисленные конкретные шаги по
интеграции с Европой. Мы будем продолжать активную работу с
Евросоюзом, направленную на формирование единого экономического
пространства.
Наша важнейшая цель во внешней политике - это обеспечение
стратегической стабильности в мире. Для этого мы участвуем в
создании новой системы безопасности, поддерживаем постоянный
диалог с Соединенными Штатами, работаем над изменением качества
наших отношений с НАТО.
В целом хотел бы отметить: Россия активно интегрируется в
мировое сообщество. И несмотря на жесткую конкуренцию, о которой я
уже говорил, нашей стране особенно важно уметь находить союзников
и самой быть надежным союзником для других.
Уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Совета
Федерации!
Принципиальной особенностью современного мира является
интернационализация экономики и общества. И в этих условиях
важнейшими критериями успеха становятся лучшие мировые образцы.
Образцы во всем - в бизнесе, в науке, в спорте. В темпах
экономического роста. В качестве работы государственного аппарата
и профессионализме принимаемых нами решений.
И лишь тогда, когда мы будем не просто соответствовать лучшим
образцам в мире, а лишь тогда, когда мы будем сами создавать эти
лучшие образцы, - только в этом случае у нас действительно
появится возможность стать богатыми и сильными.
Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной.
Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли
свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя
и для своих детей.
И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее.
Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом.
Спасибо вам за внимание.
|