ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2002 г. N 2664-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 82540-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЕТЕРАНАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 82540-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
ветеранах", внесенный депутатами Государственной Думы А.С.
Куликовым, В.С. Вшивцевым, Московской областной Думой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов до
19 мая 2002 года.
3. Комитету Государственной Думы по делам ветеранов доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 82540-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
А.С. КУЛИКОВЫМ, В.С. ВШИВЦЕВЫМ,
Московской областной Думой
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЕТЕРАНАХ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января
1995 г. N 5-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161) следующие изменения и
дополнения:
1. Статью 1 после слов "ветераны боевых действий на территории
СССР" дополнить словами "на территории Российской Федерации".
2. В статье 3:
1) подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел и органов
государственной безопасности, работники указанных органов,
работники Министерства обороны СССР и работники Министерства
обороны Российской Федерации, направленные в другие государства
или субъекты Российской Федерации органами государственной власти
СССР, органами государственной власти Российской Федерации и
принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных
обязанностей в этих государствах или на территории Российской
Федерации на основании и в порядке, установленных
законодательством Российской Федерации;";
2) пункт 2 после слов "на территориях других государств"
дополнить словами "или на территории Российской Федерации".
3. Раздел III Перечня государств, городов, территорий и
периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской
Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" дополнить
абзацем четырнадцатым следующего содержания:
"Боевые действия на территории Северо - Кавказского региона:
с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;
с августа 1999 года".
Статья 2. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, производится из источников, за счет которых
осуществляется реализация соответствующих мер социальной защиты
ветеранов.
Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1
января 2003 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 82540-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЕТЕРАНАХ"
Указанный проект Федерального закона разработан в целях
социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних
дел, сотрудников органов уголовно - исполнительной системы,
принимавших участие в боевых действиях на территории Российской
Федерации, и направлен на совершенствование Федерального закона "О
ветеранах" в части регламентации правового положения участников
боевых действий на территории Северо - Кавказского региона. Его
внесению способствовали проведенные 13.11.2000 Комитетом по делам
ветеранов парламентские слушания, где было предложено депутатам
Государственной Думы разработать законопроект, социально
защищающий указанных выше лиц. Многочисленные попытки решить эту
проблему некоторыми субъектами Российской Федерации, в том числе
Московской областной Думой, наталкивались на трудности с финансово
- экономическим обоснованием законопроекта в федеральном масштабе.
Внесению данного законопроекта в Государственную Думу
предшествовала длительная работа с силовыми министерствами и
ведомствами по определению исходных данных (количество
военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, на которых
предполагается распространить действие этого Закона, уточнение
периодов боевых действий и т.п.).
Статья 1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 2
января 2000 г. N 40-ФЗ) не содержит такого понятия, как боевые
действия на территории Российской Федерации. Поэтому
военнослужащие и другие лица, выполнявшие задачи в условиях
вооруженного конфликта в Северо - Кавказском регионе начиная с
1994 года, не отнесены к категории участников боевых действий и,
соответственно, на них не распространяются меры социальной защиты,
предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона.
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О ветеранах" направлен на восстановление
справедливости в отношении военнослужащих, в том числе уволенных в
запас (отставку), и других лиц, принимавших участие в вооруженных
конфликтах на территории Российской Федерации в условиях
введенного чрезвычайного положения, военного положения или
проведения контртеррористической операции, как это происходит в
Северо - Кавказском регионе.
Законопроектом предусматривается распространить на указанных
лиц, выполнявших задачи при вооруженных конфликтах на территории
Российской Федерации, права и льготы, установленные статьей 16
Федерального закона "О ветеранах". В связи с этим раздел III
Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых
действий с участием граждан Российской Федерации дополняется:
"Боевые действия на территории Северо - Кавказского региона: с
декабря 1994 года по декабрь 1996 года; с августа 1999 года".
Следует отметить, что военнослужащим и другим лицам,
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, военного
положения, вооруженных конфликтов, проведения
контртеррористических операций, действующим законодательством
установлены некоторые социально - правовые гарантии, в том числе
по выплате денежной компенсации, санаторно - курортному лечению,
поступлению в учреждения профессионального образования. На
военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии,
заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной
службы, распространяются права и льготы, установленные
законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой
Отечественной войны (в редакции Закона Российской Федерации "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от
21.01.1993 N 4328-1).
Учитывая изложенное, для реализации данного законопроекта
потребуется меньше средств из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Основная тяжесть его
финансирования возлагается согласно статье 10 Федерального закона
"О ветеранах" на субъекты Российской Федерации.
Предложенный законопроект устранит несправедливость в отношении
военнослужащих (в том числе проходивших военную службу по призыву)
и других лиц, принимавших участие в боевых действиях в Северо -
Кавказском регионе, снизит социальную напряженность в обществе,
усилит их социальные гарантии и ответственность со стороны
государства в случае вооруженных конфликтов на территории
Российской Федерации.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 82540-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЕТЕРАНАХ"
1. Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых
действиях при исполнении служебных обязанностей на территории
Российской Федерации в условиях введенного чрезвычайного
положения, военного положения, проведения контртеррористических
операций (по информации Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ
РФ), - 397 тыс. человек, из них военнослужащих, имеющих ранение,
контузию или увечье, - 61 тыс. человек.
2. Расчет дополнительных расходов на реализацию мер социальной
защиты в связи с принятием указанного проекта Федерального закона
согласно статье 16 Федерального закона "О ветеранах":
1) 50% скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений
(в пределах социальной нормы), в том числе членам семей, совместно
с ними проживающим:
397 тыс. чел. x (4,71 x 63 x 0,7) руб. x 0,5 x 12 мес. =
494,767 млн. руб.;
2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам
врачей в пределах норм:
397 тыс. чел. x 77,4 руб. x 4,34 рец. = 133,358 млн. руб.;
3) бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (за
исключением протезов из драгоценных металлов):
397 тыс. чел. x 350 руб. = 138,950 млн. руб.;
4) бесплатный проезд на автомобильном транспорте, в том числе:
- стоимость проезда на городском транспорте:
397 тыс. чел. x 33 руб. x 12 мес. = 157,212 млн. руб.;
- стоимость проезда на пригородном автомобильном транспорте:
397 тыс. чел. x 100 руб. x 12 мес. = 476,400 млн. руб.
Итого: (157212000 + 476400000): 2 = 316,806 млн. руб.;
5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте:
397 тыс. чел. x 10 руб. x 18 поездок x 12 мес. = 857,520 млн.
руб.;
6) проезд с 50% скидкой один раз в год (туда и обратно) на
железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном
транспорте (при наличии ранения, контузии или увечья):
61 тыс. чел. x (585 + 2034) руб. x 0,5 x 0,5 = 39,940 млн. руб.
Общая сумма расходов в год:
494,767 + 133,358 + 138,950 + 316,806 + 857,520 + 39,940 =
1981,34 млн. руб.
Расходы на меры социальной защиты указанным ветеранам боевых
действий распределяются согласно статье 10 Федерального закона "О
ветеранах" следующим образом:
- за счет средств федерального бюджета - 39,940 млн. руб.;
- за счет средств субъектов - 1041,400 млн. руб.
Российской Федерации
Как показывает правоприменительная практика реализации мер
социальной защиты, фактически эти затраты будут уменьшены, так как
не каждый ветеран использует полностью предусмотренные Законом
льготы.
Примечание. Из расчета численности военнослужащих, подпадающих
под действие указанного законопроекта, исключены военнослужащие,
на которых в настоящее время уже распространены соответствующие
льготы согласно Федеральным законам "О статусе военнослужащих", "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики
Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженных конфликтах" (в редакции от 19 ноября
1997 г. N 146-ФЗ) и другим законодательным актам Российской
Федерации.
|