ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Фуркалюка Михаила Юрьевича об отмене Постановления
Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об
утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся
государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1,
4, 7 Правил),
установил:
Фуркалюк М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
жалобой об отмене Постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления
платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в
части, касающейся государственных и муниципальных медицинских
учреждений (пункты 1, 4, 7 Правил), ссылаясь на то, что в
нарушение требований Конституции РФ и Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан об оказании
гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оспариваемый нормативный
правовой акт допускает предоставление платных медицинских услуг в
названных медицинских учреждениях.
Как пояснили в судебном заседании заявитель Фуркалюк М.Ю. и
его представитель Старченко А.А., действующее законодательство не
предусматривает оказание государственными и муниципальными
медицинскими учреждениями платных медицинских услуг. Оспариваемое
Постановление Правительства РФ создает препятствия осуществлению
гражданином его права на получение бесплатной медицинской помощи в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и
незаконно возлагает на гражданина обязанность оплаты медицинских
услуг в этих учреждениях.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ
Пудовкина Н.А., Акишин А.П. возражали против удовлетворения жалобы
и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт не
противоречит действующему законодательству и не нарушает
гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.
Выслушав объяснения заявителя Фуркалюка М.Ю., его
представителя Старченко А.А., представителей заинтересованного
лица Правительства РФ Пудовкиной Н.А., Акишина А.П., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что жалоба не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27
утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями.
Правила определяют порядок и условия предоставления платных
медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному
объему бесплатной медицинской помощи) лечебно - профилактическими
учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы
собственности, в том числе научно - исследовательскими институтами
и государственными медицинскими образовательными учреждениями
высшего профессионального образования, и являются обязательными
для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Представитель Правительства РФ Пудовкина Н.А. пояснила в суде,
что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит норм,
обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в
государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Правила
определяют порядок и условия предоставления платных медицинских
услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной
медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации
медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Общий порядок оказания медико - социальной помощи, а также
права граждан при оказании медико - социальной помощи установлены
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан.
Согласно ст. 20 Основ гарантированный объем бесплатной
медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с
программами государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные
услуги на основе программ добровольного медицинского страхования,
а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций,
своих личных средств и иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.
По объяснениям представителя Правительства РФ Пудовкиной Н.А.,
государственные и муниципальные учреждения оказывают платные
медицинские услуги населению по специальному разрешению
соответствующего органа здравоохранения. Цены на медицинские
услуги устанавливаются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ в статьях 50 и 120 не содержит запрета
некоммерческим организациям, в частности государственным и
муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные
медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному
объему бесплатной медицинской помощи.
С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности оказания
государственными и муниципальными медицинскими учреждениями
платных медицинских услуг населению являются несостоятельными.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственные и
муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские
услуги населению по специальному разрешению соответствующего
органа управления здравоохранения, что позволяет осуществлять
контроль за возможностью оказания медицинским учреждением
квалифицированной помощи.
Согласно п. 7 Правил государственные и муниципальные
медицинские учреждения, предоставляющие населению платные
медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский
учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным
медицинским услугам.
Положения данного пункта правил адресованы государственным и
муниципальным медицинским учреждениям и ни в коей мере не
затрагивают права и охраняемые законом интересы граждан.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству, изданы в
пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной
власти Российской Федерации и не нарушают гражданские права и
охраняемые законом интересы граждан, жалоба Фуркалюка М.Ю. не
подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Фуркалюка Михаила Юрьевича об отмене Постановления
Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об
утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся
государственных и муниципальных медицинских учреждений (пункты 1,
4, 7 Правил), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|