ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 18 апреля 2002 г. N 20-27/10
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В целях установления единого порядка проведения проверок
исполнения органами федеральной службы безопасности <*>
Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности",
обеспечения режимных требований при представлении уполномоченным
прокурорам материалов оперативно - розыскной деятельности,
руководствуясь ст. 24 Федерального закона "Об органах федеральной
службы безопасности в Российской Федерации", предлагаем:
--------------------------------
<*> К органам федеральной службы безопасности относятся:
подразделения ФСБ России, подразделения департаментов ФСБ России,
подразделения ФСБ России центрального подчинения (далее -
подразделения ФСБ России), управления (отделы) ФСБ России по
отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (далее -
территориальные органы безопасности), управления (отделы) ФСБ
России по округам, флотам, группам войск, региональным управлениям
ФПС России, объединениям центрального подчинения (далее - органы
безопасности в войсках), самостоятельные подразделения (службы,
отделы, отделения), находящиеся в подчинении территориальных
органов безопасности и органов безопасности в войсках (далее -
подчиненные подразделения).
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам управлений и отделов (на правах управлений)
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов
Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим
специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим
территориальным, военным и иным специализированным прокурорам;
заместителям Директора Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, руководителям (начальникам) подразделений Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, начальникам
территориальных органов безопасности, органов безопасности в
войсках и подчиненных подразделений в практической работе по
реализации Федерального закона "Об оперативно - розыскной
деятельности" и надзору за его исполнением исходить из того, что:
1.1. Оперативно - розыскная деятельность и надзор за
законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать
не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина,
правомерность оперативно - розыскных мероприятий, но и
установленный законодательством Российской Федерации, а также
ведомственными нормативно - правовыми актами порядок организации и
проведения оперативно - розыскных мероприятий.
1.2. За разглашение сведений, составляющих государственную
тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе оперативно
- розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих
документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не
подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение этих
сведений в носители данных, составляющих государственную тайну,
должностные лица органов прокуратуры и органов федеральной службы
безопасности несут в соответствии с Законом Российской Федерации
"О государственной тайне" и Федеральным законом "Об оперативно -
розыскной деятельности" ответственность, вплоть до уголовной.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам управлений и отделов (на правах управлений)
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов
Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим
специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим
территориальным, военным и иным специализированным прокурорам,
уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства
об оперативно - розыскной деятельности, проверки соблюдения
законности проводить:
по обращениям граждан и должностных лиц;
по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых
преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при
раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по
уголовным делам;
при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения
следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их
производстве уголовным делам, а также указания прокурора;
в соответствии с планом работы или по указанию прокурора,
имеющего право давать такие указания.
При этом иметь в виду, что сведения об организации, тактике,
методах и средствах осуществления контрразведывательной и
разведывательной деятельности органов федеральной службы
безопасности в предмет проверок не входят.
2.1. Проверки проводить только тем прокурорам, на которых
возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии
(выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц,
ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно
- розыскной деятельности, направлять для сведения соответствующим
начальникам органов федеральной службы безопасности.
У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена
соответствующая форма допуска для работы со сведениями,
составляющими государственную тайну.
2.2. Выписывать соответствующее предписание на проведение
проверки и предъявлять его начальнику органа федеральной службы
безопасности.
Предписание оформлять на официальном бланке прокуратуры. В
предписании указывать фамилию, имя, отчество и должность
уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также при
необходимости - другие сведения, вытекающие из ведомственных
нормативных документов.
В управлениях и отделах (на правах управлений) Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры
предписания подписывать начальникам соответствующих подразделений,
заверять их печатями подразделений по защите государственной
тайны.
В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в
федеральных округах предписания подписывать начальникам управлений
и заверять их печатями управлений.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к
ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания
подписывать руководителям прокуратур, заверять их печатями
подразделений по защите государственной тайны.
В прокуратурах районов и городов, приравненных к ним военных и
иных специализированных прокуратурах предписания подписывать
прокурорам и заверять их печатями прокуратур. Если уполномоченным
прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к
нему военный или иной прокурор, предписание в установленном
порядке выдается вышестоящим прокурором и незамедлительно
направляется по назначению.
3. Оперативно - служебные материалы и иные документы изучать в
установленном нормативными актами порядке ведения секретного
делопроизводства, как правило, в помещениях органов федеральной
службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.
Истребование таких материалов в прокуратуру производить в
исключительных случаях.
4. При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам:
знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России,
регламентирующими порядок проведения оперативно - розыскных
мероприятий, с учетно - регистрационной документацией, а также
материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных
подборок (далее - дела оперативного учета);
принимать предусмотренные уголовно - процессуальным
законодательством меры к отмене незаконных и необоснованных
постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных
дел, а также других незаконных решений начальников органов
федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно -
розыскной деятельности;
требовать письменные объяснения от должностных лиц органов
федеральной службы безопасности, допустивших нарушения закона при
реализации своих полномочий по осуществлению оперативно -
розыскной деятельности;
принимать меры к устранению выявленных нарушений закона,
привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также
отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета;
в установленном уголовно - процессуальным законодательством
порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов
федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки
состава преступления;
при необходимости давать письменные указания об осуществлении
по уголовным делам дополнительных оперативно - розыскных
мероприятий либо требовать прекращения проведения таких
мероприятий; высказывать предложения о направлениях работы по
делам оперативного учета.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним специализированным прокурорам не реже одного раза в полугодие
о результатах надзора за законностью осуществления оперативно -
розыскной деятельности органами федеральной службы безопасности
информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а
военным прокурорам в те же сроки - Главную военную прокуратуру.
О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.
6. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в
федеральных округах, Главной военной прокуратуре каждое полугодие
анализировать состояние законности при осуществлении органами
федеральной службы безопасности оперативно - розыскной
деятельности, а также практику прокурорского надзора.
Итоговые справки направлять для обобщения в управление по
надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.
7. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России,
начальникам территориальных органов безопасности, органов
безопасности в войсках, подчиненных подразделений:
7.1. Представлять уполномоченным прокурорам перечни дел
оперативного учета с указанием их условных наименований,
регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров
журналов, в которых они зарегистрированы.
По требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном
объеме дела оперативного учета и регистрационные документы, а
также иные оперативно - служебные документы, необходимые для
оценки законности проведения оперативно - розыскных мероприятий.
Создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую
организацию и проведение проверок.
Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно - служебных
материалов производить в порядке ведения секретного
делопроизводства, установленном нормативными актами.
7.2. Начальникам подчиненных подразделений после получения
предписаний о проведении проверок незамедлительно письменно
информировать об этом соответствующие территориальные органы
безопасности и органы безопасности в войсках.
Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России,
начальникам территориальных органов безопасности и органов
безопасности в войсках в течение суток после получения сообщений о
проведении проверок письменно информировать об этом Инспекторское
управление ФСБ России (начальникам органов безопасности в войсках
- через УВКР ФСБ России).
7.3. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов федеральной службы
безопасности, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам
федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной
основе, представлять уполномоченным прокурорам только с
письменного согласия указанных лиц и сотрудников, за исключением
тех случаев, когда требуется их привлечение к уголовной
ответственности.
Подлинники документов, исполненных лицами, оказывающими
органам федеральной службы безопасности содействие на
конфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в том числе
фото- и ксерокопии) представлению не подлежат.
7.4. Дела оперативного учета и иные оперативно - служебные
документы, в том числе судебные решения о проведении оперативно -
розыскных мероприятий, относящиеся к разведывательной и
контрразведывательной деятельности (государственная измена,
шпионаж), представлять для проверки при наличии у прокурора
данных, свидетельствующих о нарушении органами федеральной службы
безопасности законодательства Российской Федерации.
Для надзора за соблюдением разрешенных сроков проведения
оперативно - технических мероприятий по делам оперативного учета
указанной категории представлять прокурорам специально
предназначенные для этого оперативно - служебные документы.
Установочные данные о лицах, в отношении которых заведены дела
оперативного учета, в таких документах не отражать.
7.5. По окончании проверок составлять справки с указанием
фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков,
проверенных подразделений, материалов (без указания установочных
данных проходящих по ним лиц), выводов, предположений прокуроров,
выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению.
Начальникам подчиненных подразделений справки направлять в
соответствующие территориальные органы безопасности и органы
безопасности в войсках не позднее трех суток после окончания
проверок.
Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России,
начальникам территориальных органов безопасности и органов
безопасности в войсках письменно информировать Инспекторское
управление ФСБ России о результатах прокурорских проверок не
позднее пяти суток после их окончания (начальникам органов
безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России). О выявленных
нарушениях закона при проведении оперативно - розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и
гражданина, сообщать незамедлительно.
8. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по
направлениям деятельности и заместителя Директора - начальника
Инспекторского управления Федеральной службы безопасности
Российской Федерации.
Указание направить начальникам управлений и отделов (на правах
управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным и иным специализированным прокурорам; руководителям
(начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам
территориальных органов безопасности и органов безопасности в
войсках. Довести его содержание до сведения подчиненных
работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
В.УСТИНОВ
Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации,
генерал армии
Н.ПАТРУШЕВ
|