ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2002 г. N ГКПИ02-112
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в лице:
судьи Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании 17 апреля 2002 г.
гражданское дело по заявлению Заичкиной Татьяны Ивановны о
признании недействительными п. 15, подп. "б", "в" и "г" п. 22,
подп. "а", "б" и "в" п. 23 Положения "О главных бухгалтерах",
утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24 января
1980 г. N 59 "О мерах по совершенствованию организации
бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и
экономном использовании материальных трудовых и финансовых
ресурсов".
Заслушав объяснения представителя Министерства финансов РФ
Ложникова И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Масаловой Л.Ф., Верховный Суд Российской Федерации
установил:
Заичкина Т.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании частично недействительным Положения "О
главных бухгалтерах", утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 "О мерах по
совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его
роли в рациональном и экономном использовании материальных
трудовых и финансовых ресурсов", ссылаясь на то, что нормы этого
Положения противоречат Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и должны быть признаны утратившими
силу с момента принятия этого Федерального закона.
Заявительница считает, что данный нормативный правовой акт в
целом противоречит Федеральному закону "О бухгалтерском учете",
поскольку принят органом, не указанным в ч. 1 ст. 3 данного
Закона.
По мнению заявительницы, п. 15, подп. "б", "в" и "г" п. 22,
подп. "а", "б" и "в" п. 23 оспариваемого Положения противоречат п.
1 ст. 6, п. п. 2 и 4 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском
учете", поскольку устанавливают повышенную по сравнению с Законом
ответственность главных бухгалтеров за ведение финансово-
хозяйственной деятельности организации.
В судебное заседание заявительница не явилась, в поданном в суд
заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ требования заявительницы
считает обоснованными частично и просил признать недействующими п.
15 и подп. "б" п. 23 оспариваемого Положения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя
заинтересованного лица, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявительницы
удовлетворить частично, признав недействующими п. 15 и подп. "б"
п. 23 Положения, Верховный Суд Российской Федерации полагает
подлежащими удовлетворению требования заявительницы о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 15 и подп. "б" п.
23 Положения "О главных бухгалтерах", а в остальной части -
подлежащими отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября
1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального
закона от 23.07.98 N 123-ФЗ) законодательство Российской Федерации
о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона,
устанавливающего единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации,
других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации
и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона нормативные акты по
бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего
Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.
Таким образом, после принятия Федерального закона "О
бухгалтерском учете" ранее принятые нормативные правовые акты, в
том числе и не признанные утратившими силу акты Совета Министров
СССР, продолжают действовать в части, не противоречащей данному
Закону. Основанием для признания оспариваемого Положения
недействительным может служить его противоречие нормам
Федерального закона "О бухгалтерском учете".
С учетом этого обстоятельства довод заявительницы о том, что
оспариваемое Положение противоречит Федеральному закону "О
бухгалтерском учете", поскольку принято органом, не указанным в ч.
1 его ст. 3, обоснованным быть признан не может.
Пункт 15 Положения устанавливает следующие правила:
"Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и
оформлению документы по операциям, которые противоречат
законодательству и установленному порядку приемки, хранения и
расходования денежных средств, товарно-материальных и других
ценностей.
В случаях получения от руководителя объединения, предприятия,
организации, учреждения распоряжения совершить такое действие
главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме
обращает внимание руководителя на незаконность данного им
распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного
распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту
ответственности за незаконность совершенной операции несет
руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения,
который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме
сообщить руководителю вышестоящего органа.
Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное
сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее
решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия,
организации, учреждения.
Разногласия между главным бухгалтером и руководителем
объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются
руководителем вышестоящего органа".
Суд считает, что установленный в данном пункте оспариваемого
нормативного правового акта порядок разрешения противоречий между
руководителем организации и главным бухгалтером противоречит ч. 4
ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в которой
предусмотрено: "В случае разногласий между руководителем
организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных
хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к
исполнению с письменного распоряжения руководителя организации,
который несет всю полноту ответственности за последствия
осуществления таких операций".
Поскольку Федеральным законом "О бухгалтерском учете"
установлен иной порядок разрешения конфликтных ситуаций между
руководителем организации и главным бухгалтером, чем в
оспариваемом Положении, норма п. 15 Положения подлежит признанию
недействующей.
Подпункт "б" п. 23 Положения предусматривает, что главный
бухгалтер несет наравне с руководителем объединения, предприятия,
организации, учреждения ответственность за несвоевременное
взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе
постановлений комитетов народного контроля.
В связи с упразднением комитетов народного контроля данная
норма вошла в явное противоречие с действующим федеральным
законодательством, фактически утратила силу и подлежит признанию
недействующей.
Оснований для удовлетворения остальных требований Заичкиной
Т.И. суд не усматривает.
В соответствии с п. 22 Положения главный бухгалтер несет
ответственность в случаях:
принятия к исполнению и оформлению документов по операциям,
которые противоречат установленному порядку приемки,
оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-
материальных и других ценностей (пп. "б");
несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и
другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами (пп.
"в");
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач,
дебиторской задолженности и других потерь (пп. "г").
Пункт 23 Положения предусматривает, что главный бухгалтер несет
наравне с руководителем объединения, предприятия, организации,
учреждения ответственность:
а) за нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-
хозяйственную деятельность;
в) за нарушение сроков представления квартальных и годовых
бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
Указанные нормы действующему федеральному законодательству не
противоречат, в связи с чем оснований для признания их
недействующими в судебном порядке не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О
бухгалтерском учете" главный бухгалтер подчиняется непосредственно
руководителю организации и несет ответственность за формирование
учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное
представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Частью 3 той же ст. 7 Закона предусмотрено, что главный
бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных
операций законодательству Российской Федерации, контроль за
движением имущества и выполнением обязательств.
Статьями 9 - 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" с
целью выполнения обязанностей главного бухгалтера по формированию
учетной политики, ведению бухгалтерского учета, своевременному
представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности,
обеспечению соответствия осуществляемых хозяйственных операций
законодательству Российской Федерации, контроля за движением
имущества и выполнением обязательств предусмотрены и
регламентированы порядок ведения первичных учетных документов,
регистров бухгалтерского учета, оценки и инвентаризации имущества
и обязательств.
Главный бухгалтер указанными нормами Закона наделен правами и
соответствующими обязанностями по соблюдению правил и положений,
регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность; по принятию
к исполнению и оформлению документов по операциям, которые должны
соответствовать установленному порядку приемки, оприходования,
хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и
других ценностей; по своевременной и правильной выверке операций
по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и
кредиторами; по соблюдению порядка списания с бухгалтерских
балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь; по
соблюдению сроков представления квартальных и годовых
бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
Таким образом, все те функции, за нарушение которых
оспариваемыми заявительницей нормами Положения предусмотрена
ответственность главного бухгалтера, указаны в названных статьях
Федерального закона. В ч. ч. 2 и 3 ст. 7 Закона установлена
ответственность главного бухгалтера за невыполнение его
обязанностей, в связи с чем довод заявительницы о том, что
оспариваемое Положение расширяет ответственность главного
бухгалтера по сравнению с нормами Федерального закона, является
необоснованным.
Оснований для признания противоречащими федеральному
законодательству подпунктов "б", "в", "г" пункта 22, подпунктов
"а", "в" пункта 23 Положения "О главных бухгалтерах",
утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24 января
1980 г. N 59 "О мерах по совершенствованию организации
бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и
экономном использовании материальных трудовых и финансовых
ресурсов", по доводам заявления Заичкиной Т.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197,
203, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
заявление Заичкиной Татьяны Ивановны удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению с момента вступления
настоящего решения в законную силу пункт 15 и подпункт "б" пункта
23 Положения "О главных бухгалтерах", утвержденного Постановлением
Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 "О мерах по
совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его
роли в рациональном и экономном использовании материальных
трудовых и финансовых ресурсов".
В остальной части заявление Заичкиной Татьяны Ивановны оставить
без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Б.А.ГОРОХОВ
|