Решение Верховного Суда РФ от 17 апреля 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
З. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
просила признать частично недействительным Положение о главных
бухгалтерах (далее - Положение), утвержденное Постановлением
Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 "О мерах по
совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его
роли в рациональном и экономном использовании материальных,
трудовых и финансовых ресурсов", ссылаясь на то, что нормы этого
Положения противоречат Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и должны быть признаны утратившими
силу с момента принятия этого Федерального закона.
Заявительница считает, что данный нормативный правовой акт в
целом противоречит Федеральному закону "О бухгалтерском учете",
поскольку принят органом, не указанным в ч. 1 ст. 3 данного
Закона.
По мнению З., п. 15, подп. "б", "в" и "г" п. 22, подп. "а",
"б" и "в" п. 23 оспариваемого Положения противоречат п. 1 ст. 6,
п. п. 2 и 4 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" как
устанавливающие повышенную по сравнению с Законом ответственность
главного бухгалтера за ведение финансово - хозяйственной
деятельности организации.
Верховный Суд РФ 17 апреля 2002 г. требования удовлетворил
частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О
бухгалтерском учете" законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона,
устанавливающего единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации,
других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации
и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона нормативные акты по
бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего
Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.
Таким образом, после принятия Федерального закона "О
бухгалтерском учете" ранее принятые нормативные правовые акты, в
том числе и не признанные утратившими силу акты Совета Министров
СССР, продолжают действовать в части, не противоречащей
упомянутому Закону. Основанием для признания Положения
недействительным может служить его противоречие нормам
Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Поэтому довод заявительницы о том, что Положение противоречит
Федеральному закону "О бухгалтерском учете", поскольку принят
органом, не указанным в ч. 1 ст. 3, не может быть признан
обоснованным.
В п. 15 Положения установлено следующее:
"Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и
оформлению документы по операциям, которые противоречат
законодательству и установленному порядку приемки, хранения и
расходования денежных средств, товарно - материальных и других
ценностей.
В случаях получения от руководителя объединения, предприятия,
организации, учреждения распоряжения совершить такое действие
главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме
обращает внимание руководителя на незаконность данного им
распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного
распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту
ответственности за незаконность совершенной операции несет
руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения,
который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме
сообщить руководителю вышестоящего органа.
Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное
сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее
решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия,
организации, учреждения.
Разногласия между главным бухгалтером и руководителем
объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются
руководителем вышестоящего органа".
Суд считает, что установленный в данном пункте оспариваемого
нормативного правового акта порядок разрешения противоречий между
руководителем организации и главным бухгалтером противоречит п. 4
ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в котором
указано, что в случае разногласий между руководителем организации
и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных
операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с
письменного распоряжения руководителя организации, который несет
всю полноту ответственности за последствия осуществления таких
операций.
Поскольку Федеральным законом "О бухгалтерском учете"
предусмотрен иной порядок разрешения конфликтных ситуаций между
руководителем организации и главным бухгалтером, чем в
оспариваемом Положении, норма п. 15 Положения подлежит признанию
недействующей.
Согласно подп. "б" п. 23 Положения главный бухгалтер несет
наравне с руководителем объединения, предприятия, организации,
учреждения ответственность за несвоевременное взыскание денежных
начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов
народного контроля.
В связи с упразднением комитетов народного контроля данная
норма вошла в явное противоречие с действующим федеральным
законодательством, фактически утратила силу и подлежит признанию
недействующей.
Оснований для признания противоречащими федеральному
законодательству подп. "б", "в" и "г" п. 22, подп. "а", "в" п. 23
Положения по доводам заявления З. не имеется.
Верховный Суд РФ заявление З. удовлетворил частично: признал
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению п. 15 и подп. "б" п. 23 Положения о главных
бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
24 января 1980 г. N 59 "О мерах по совершенствованию организации
бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и
экономном использовании материальных, трудовых и финансовых
ресурсов", в остальной части заявление З. оставил без
удовлетворения.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 11 июля 2002 г.
решение оставила без изменения.
|