ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2002 г. N 2662-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 183703-3
"ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 183703-3 "Об альтернативной гражданской службе", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в
течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 183703-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения,
связанные с реализацией гражданами Российской Федерации
конституционного права на замену военной службы альтернативной
гражданской службой.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Альтернативная гражданская служба
1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой
деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый
гражданами Российской Федерации (далее - граждане) взамен военной
службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации в данной области, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации.
3. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу,
имеют статус, установленный в соответствии с Конституцией
Российской Федерации настоящим Федеральным законом.
Труд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу,
регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом
особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой в следующих случаях:
если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение
военной службы;
если он относится к коренным малочисленным народам, ведущим
традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное
хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами.
Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую
службу
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане
мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в
запасе, имеют право в соответствии со статьей 2 настоящего
Федерального закона на замену военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой, лично подали в порядке,
определенном настоящим Федеральным законом, заявление в военный
комиссариат о желании заменить военную службу по призыву
альтернативной гражданской службой и в отношении которых в
соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией,
которая создается в каждом районе, городе без районного деления,
ином муниципальном (административно - территориальном) образовании
решением главы органа местного самоуправления (далее - призывная
комиссия), принято соответствующие решение.
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются
граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе":
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу:
не подлежат призыву на военную службу;
имеют право на отсрочку от призыва на военную службу.
Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной
гражданской службы
1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу на
территории, где они постоянно проживают, либо за ее пределами
индивидуально, а также в составе групп или формирований:
на предприятиях и в организациях, подведомственных федеральным
органам исполнительной власти;
на предприятиях и в организациях, подведомственных органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в качестве гражданского персонала на предприятиях и в
организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований.
2. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам,
направляются для прохождения альтернативной гражданской службы на
предприятия и в организации традиционных отраслей хозяйствования и
традиционных промыслов.
3. Перечни видов работ и должностей (профессий), а также
предприятий и организаций (далее - организации), где предусмотрено
прохождение гражданами альтернативной гражданской службы,
определяются Правительством Российской Федерации.
4. При определении места прохождения гражданином
альтернативной гражданской службы учитываются его образование,
специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние
здоровья, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Местом прохождения альтернативной гражданской службы, как
правило, не может быть определена организация, где гражданин
работал до направления на указанную службу.
5. Использование труда граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу, не должно препятствовать трудоустройству
других лиц.
Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы
1. Срок альтернативной гражданской службы устанавливается в
два раза больше установленного Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе" срока военной службы по призыву и
составляет:
для граждан - 48 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или
имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования,
- 24 месяца.
2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан,
проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается в
полтора раза больше установленного Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе" срока военной службы по призыву и
составляет:
для граждан - 36 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или
имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования,
- 18 месяцев.
3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина
считается день его убытия к месту прохождения альтернативной
гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина
считается день прекращения работодателем срочного трудового
договора с ним при его увольнении с альтернативной гражданской
службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином,
проходящим альтернативную то гражданскую службу, должен быть
прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной
гражданской службы.
5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
прогулы, в том числе отсутствие на рабочем месте без
уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего
дня;
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых
обучающимся в образовательных учреждениях;
время отбывания уголовного или административного наказания в
виде ареста.
Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы
1. Организация альтернативной гражданской службы определяется
в соответствии с настоящим Федеральным законом положением о
порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация альтернативной гражданской службы
осуществляется специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со
своими полномочиями.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим
Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти осуществление
соответствующего нормативного регулирования, а также
организационные, контрольные и иные функции в области организации
альтернативной гражданской службы.
3. Правительство Российской Федерации на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, настоящего
Федерального закона, указов Президента Российской Федерации
утверждает положение о порядке прохождения альтернативной
гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в
области организации альтернативной гражданской службы и
обеспечивает их исполнение.
4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют
федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в
соответствии со своими полномочиями, и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны
организации, где предусмотрено прохождение гражданами
альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции федеральных органов исполнительной власти, которым
подведомственны организации, где предусмотрено прохождение
гражданами альтернативной гражданской службы, касающиеся ее
организации, определяются Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими
полномочиями и настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение
гражданами альтернативной гражданской службы:
представляют в специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти предложения по перечням видов работ и
должностей (профессий), а также подведомственных организаций, где
предлагается предусмотреть прохождение гражданами альтернативной
гражданской службы;
ведут учет подведомственных организаций, где предусмотрено
прохождение гражданами альтернативной гражданской службы;
направляют в специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти необходимую информацию о гражданах,
прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в
подведомственные организации;
ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую
службу в подведомственных организациях, организуют их размещение и
бытовое обслуживание;
контролируют исполнение законодательства Российской Федерации
о труде подведомственными организациями, где граждане проходят
альтернативную гражданскую службу;
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений
настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации
прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их
социальную защиту.
Организация, где предусмотрено прохождение гражданами
альтернативной гражданской службы:
представляет в федеральный орган исполнительный власти или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым
подведомственна организация, предложения по перечням видов работ,
и должностей (профессий), на которых может быть предусмотрено
прохождение гражданами альтернативной гражданской службы;
принимает на работу граждан, направленных для прохождения
альтернативной гражданской службы, и прекращает с ними трудовой
договор;
контролирует исполнение гражданами трудовых обязанностей, в
случае уклонения гражданина от альтернативной гражданской службы
принимает меры по привлечению его к ответственности в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение положений
настоящего Федерального закона, осуществляет меры по реализации
прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их
социальную защиту.
5. Органы местного самоуправления участвуют в организации
альтернативной гражданской службы в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение
настоящего Федерального закона
Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, способствующие своими действиями незаконному
направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо
уклонению граждан от прохождения альтернативной гражданской службы
(от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы), а
также препятствующие исполнению гражданами обязанностей
альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности,
связанные с организацией альтернативной гражданской службы,
установленные законодательными и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией
альтернативной гражданской службы
Финансирование мероприятий, связанных с организацией
альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и
социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную
гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов
организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской
службы в период мобилизации, в период военного положения и в
военное время
Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в
период мобилизации, в период военного положения и в военное время
определяются федеральными конституционными законами, федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую
службу
1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу
включает в себя:
подачу гражданином заявления о замене военной службы по
призыву альтернативной гражданской службой;
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной
комиссии и вынесение комиссией заключения о замене гражданину
военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, либо
решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на
заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении
его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания
для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу
организует глава органа местного самоуправления совместно с
военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в
соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и
военной службе".
3. На мероприятия, связанные с направлением граждан на
альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками
военного комиссариата.
4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую
службу определяется настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации,
положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы
и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам,
направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в
порядке, определяемом положением о порядке прохождения
альтернативной гражданской службы.
Статья 11. Подача гражданами заявлении о замене военной службы
по призыву альтернативной гражданской службой
1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по
призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат,
где они состоят на воинском учете:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на
военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на
военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную
службу, сроки действия которых должны истечь после окончания
очередного призыва на военную службу, при преждевременном
прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление о
замене военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой после 1 апреля и 1 октября в течение 10 дней со дня
прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную
службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля и 1
октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на
военную службу, подают заявления о замене военной службы по
призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу
альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что их
убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной
службы.
2. В заявлении о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и
обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места
работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и
(или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе
приложить и другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны
подтвердить достоверность его доводов о том, что его убеждениям
или вероисповеданию противоречит несение военной службы.
3. Военный комиссариат выдает гражданину документ,
подтверждающий регистрацию заявления.
Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной
службы по призыву альтернативной гражданской службой
1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании
призывной комиссии.
На заседании заслушивается гражданин, подавший заявление о
замене военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой, а также лица, которые согласны подтвердить достоверность
доводов гражданина, его убеждениям или вероисповеданию
противоречит несение военной службы.
Заявление гражданина о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой рассматривается призывной
комиссией только в его присутствии. Гражданин заблаговременно
извещается о времени и месте проведения заседания призывной
комиссии.
2. Призывная комиссия оценивает доводы заявителя о том, что
его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной
службы на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина,
подавшего заявление о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой, а также лиц, подтверждающих
достоверность доводов заявителя, что его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа документов, характеризующих гражданина, полученных
призывной комиссией;
индивидуальных бесед с гражданином, подавшим заявление о
замене военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой, его родителями (другими законными представителями),
представителями организации (преподавателями образовательного
учреждения), в которой он работает (работал) и (или) учится
(учился), лицами, которые согласны подтвердить достоверность
указанных в заявлении причин и обстоятельств, побудивших
гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы по призыву
альтернативной гражданской службы.
3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит
заключение о замене гражданину военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой либо решение об отказе в такой
замене.
Заключение о замене гражданину военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой либо решение об отказе в такой
замене должно быть вынесено призывной комиссией в месячный срок со
дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат,
установленного пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При необходимости запроса дополнительных материалов срок
вынесения заключения (решения) может быть продлен председателем
призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Заключение (решение) принимается простым большинством голосов
при участии в заседании не менее двух третей членов призывной
комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно
принято.
4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по
призыву альтернативной гражданской службой по следующим
основаниям:
если гражданин нарушил сроки и (или) порядок подачи заявления
о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой, определенные статьей 11 настоящего Федерального закона и
положением о порядке прохождения альтернативной гражданской
службы;
если призывная комиссия не признала обоснованными доводы
гражданина, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит
несение военной службы;
если в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах
содержатся ложные сведения;
если гражданин дважды вызывался на заседание призывной
комиссии и не явился без уважительной причины;
если ранее гражданину была предоставлена возможность
прохождения альтернативной гражданской службы, и он от нее
уклонился.
5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание
призывной комиссии, при условии документального подтверждения
причин неявки, являются:
заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с
утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери,
родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя
гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой
силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией.
6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией
вынесено заключение о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой, выдается копия заключения и
вручается повестка с указанием срока явки на медицинское
освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения
вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией
вынесено решение об отказе в замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную
службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе".
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину
по его просьбе в 3-дневный срок со дня принятия.
Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и
принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую
службу
1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией
вынесено заключение о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным
комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является
на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении
его на альтернативную гражданскую службу.
2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на
альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке,
определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной
службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.
3. Решение о направлении гражданина на альтернативную
гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии
с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или
отсрочки от призыва на военную службу.
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую
службу может быть принято только после достижения им возраста 18
лет.
4. В случае неявки на заседание призывной комиссии без
уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего
Федерального закона, гражданин подлежит призыву на военную службу
в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и
военной службе".
Статья 14. Направление граждан к месту прохождения
альтернативной гражданской службы
1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы
гражданина направляет военный комиссар согласно плану специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
2. Гражданин, направляемый для прохождения альтернативной
гражданской службы, является в военный комиссариат в срок,
указанный в повестке военного комиссариата, и получает предписание
для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин обязан убыть к месту прохождения альтернативной
гражданской службы и прибыть к нему в указанные в предписании
сроки.
Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан
на альтернативную гражданскую службу
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы
по призыву альтернативной гражданской службой может быть
обжаловано гражданином в суде в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Глава 3. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской
службы
1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы
определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, положением о порядке прохождения альтернативной
гражданской службы и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного
комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы,
обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период
прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и
в течение трех дней уведомить об этом военный комиссариат, которым
гражданин направлен на альтернативную гражданскую службу, а также
федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна
организация.
3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую
службу, в другую организацию, где предусмотрено прохождение
гражданами альтернативной гражданской службы, осуществляется по
основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке
прохождения альтернативной гражданской службы.
4. По решению федеральных органов исполнительной власти либо
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную
гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам,
могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий,
катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской
Федерации.
Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу
1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу,
организацией, где он проходит ее, предоставляются отпуска в
порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и
отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на
количество календарных дней, необходимых для проезда к месту
использования отпуска и обратно.
Глава 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН,
ПРОХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу
1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую
службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных
государством, а также их обязанностей и ответственности,
установленных федеральными конституционными законами, настоящим
Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане приобретают статус проходящих альтернативную
гражданскую службу с началом альтернативной гражданской службы и
утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.
3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в
порядке, определяемом положением о порядке прохождения
альтернативной гражданской службы, выдаются документы,
подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.
Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и
компенсации
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу,
обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми
ограничениями, установленными федеральными конституционными
законами, настоящим Федеральным законом и федеральными законами.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскою службу,
предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым
характером их трудовой деятельности.
2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской
службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж
работы по специальности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской
службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
а также в районах и местностях, где установлены районные
коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате,
засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской
службы на должностях и по профессиям, которые связаны с
выполнением тяжелых работ и работ с вредными или опасными
условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и
компенсации за работу в этих условиях, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую
службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на
альтернативную гражданскую службу. Он не может быть исключен из
списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную
гражданскую службу в государственных и муниципальных организациях,
в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной
гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же
организацию, на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую
равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника,
другой организации.
5. За гражданином, направленным для прохождения альтернативной
гражданской службы в период обучения в образовательном учреждении,
при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется
право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное
учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на
альтернативную гражданскую службу.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу,
имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных
учреждениях с освоением образовательных программ по очно - заочной
(вечерней) или заочной форме обучения.
Гражданам, указанным в настоящем пункте, предоставляются
гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом
Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При
этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя
(сокращенное рабочее время).
7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу,
гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную
гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими
альтернативной гражданской службы.
8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу,
имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным,
водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту
прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом
на новое место альтернативной гражданской службы, к месту
жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и
обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с
альтернативной гражданской службы.
Расходы, связанные с реализацией права граждан на бесплатный
проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в
том числе в связи с переводом на новое место альтернативной
гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с
альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств
федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих
альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту
жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и
обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и
пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу
1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих
альтернативную гражданскую службу, правила охраны труда, техники
безопасности и производственной санитарии устанавливаются в
соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исполнение гражданином трудовых обязанностей при участии в
мероприятиях, перечень которых определяется руководителем
соответствующего федерального органа исполнительной власти либо
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, которым подведомственна организация, где гражданин
проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости
проводится без ограничения обшей продолжительности еженедельного
рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха,
компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях,
определяется положением о порядке прохождения альтернативной
гражданской службы.
2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу, производится организацией в соответствии с
действующей в ней системой оплаты труда.
3. Организации, где предусматривается прохождение
альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают
общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
вне территории, где они постоянно проживают.
Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую
службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований, совместно с военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву, не допускается.
4. Обеспечение специальными видами одежды и иное материальное
обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу,
осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки,
которые установлены законодательством Российской Федерации для
соответствующего вида работ.
5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, в
соответствии с законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации подлежат
обязательному государственному социальному страхованию, а также
государственному пенсионному обеспечению по инвалидности.
Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу,
обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы и федеральные законы, выполнять требования,
установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке
прохождения альтернативной гражданской службы, правила,
установленные ведомственными уставами и положениями о дисциплине
либо правилами внутреннего трудового распорядка, действующими по
месту прохождения альтернативной гражданской службы;
убыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы и
прибыть к нему в указанные в предписании сроки;
соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые
обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.
2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не
вправе:
отказываться от заключения срочного трудового договора, а
также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них
срочным трудовым договором;
занимать руководящую должность;
участвовать в забастовках и иных формах приостановления
деятельности организаций;
совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных
организациях, а также заниматься другой оплачиваемой
деятельностью;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и
юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать
за это вознаграждение и пользоваться льготами;
покидать населенный пункт, в котором расположена организация,
где они проходят альтернативную гражданскую службу, без
согласования с представителем работодателя;
прекратить (расторгнуть) срочный трудовой договор по своей
инициативе;
оставлять рабочее место и покидать организацию, где они
проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего
времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка
и графиками сменности.
Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу
Граждане, проходящие альтернативную то гражданскую службу,
несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско -
правовую и уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации с учетом особенностей,
связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.
Глава 5. УВОЛЬНЕНИЕ С АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Статья 23. Основание и порядок увольнения с альтернативной
гражданской службы
1. Основаниями, по которым гражданин подлежит увольнению с
альтернативной гражданской службы, являются;
а) истечение срока альтернативной гражданской службы;
б) признание гражданина военно - врачебной комиссией не годным
к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
в) осуществление гражданином полномочий члена Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, а также избрание
гражданина депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатом законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, главой исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом
представительных органов местного самоуправления, главой
муниципального образования и осуществления указанных полномочий на
постоянной основе;
г) вступления в законную силу приговора суда о назначении
гражданину наказания в виде лишения свободы.
2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с
альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по
которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской
обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского
звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право
на досрочное увольнение с военной службы.
3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской
службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о
порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной
гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми
руководителем федерального органа исполнительной власти либо
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, которым подведомственна организация, где гражданин
проходит альтернативную гражданскую службу.
Решение должностного лица соответствующего федерального органа
исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации является основанием для
прекращения работодателем срочного трудового договора с
гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу.
5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора
с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу,
обязан в течение трех дней уведомить об этом федеральный орган
исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Статья 24. Зачисление гражданина, прошедшего альтернативную
гражданскую службу, в запас
1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу,
зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на
военные сборы не призываются.
3. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу,
может быть привлечен в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации, для выполнения работ, связанных с
ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных
чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, на срок
не более двенадцати месяцев за весь период пребывания в запасе с
сохранением за ним места работы.
Продолжительность каждого такого привлечения не может
превышать двух месяцев.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004
года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"
Предлагаемый законопроект направлен в соответствии с частью 3
статьи 59 Конституции Российской Федерации на реализацию права
граждан на замену военной службы альтернативной гражданской
службой.
В законопроекте учтены интересы граждан, общества и
государства, а также зарубежный опыт организации альтернативной
гражданской службы.
Законопроект придает альтернативной гражданской службе статус
особого вида трудовой деятельности в интересах общества и
государства.
Законопроект состоит из 6 глав и 25 статей.
Глава первая раскрывает вопросы правового регулирования и
понятие альтернативной гражданской службы, определяет место
прохождения альтернативной гражданской службы, срок ее
прохождения, организацию альтернативной гражданской службы,
устанавливает ответственность должностных лиц за нарушение
настоящего Федерального закона, определяет организацию
альтернативной гражданской службы в период военного положения, в
период мобилизации и в военное время.
Организация альтернативной гражданской службы возлагается на
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти, определяемые Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации. Определены функции органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
альтернативной гражданской службы и администрации организаций, в
которых предусмотрено прохождение гражданами альтернативной
гражданской службы.
Порядок несения альтернативной гражданской службы предлагается
определить Положением о порядке прохождения альтернативной
гражданской службы, утверждаемым Правительством Российской
Федерации.
Предложенная организация альтернативной гражданской службой
позволит реализовать как территориальный, так и экстерриториальный
принципы ее прохождения гражданами, обеспечит возможность
планового применения их труда в приоритетных для государства
сферах, исключит местнический подход в использовании граждан при
направлении их на объекты работ.
Отдельной статьей определяются источники финансирования
расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской
службы. Дополнительные финансовые затраты на реализацию
предлагаемого законопроекта будут определяться численностью
граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, и в
основном потребуются на оплату проезда граждан к месту
жительства при проведении ежегодного оплачиваемого отпуска и
обратно. Частично организация альтернативной гражданской службы
будет финансироваться и за счет средств организаций, в которых
граждане проходят эту службу, а также за счет средств внебюджетных
источников.
Во второй главе излагается порядок направления граждан на
альтернативную гражданскую службу.
В главе третьей определены порядок прохождения гражданами
альтернативной службы и предоставления отпусков гражданам,
проходящим альтернативную гражданскую службу.
Глава четвертая устанавливает статус граждан, проходящих
альтернативную гражданскую службу, определяет их права,
обязанности и ответственность. Отдельной статьей определяется
порядок оплаты труда, социальное страхование и обеспечение
гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
В главе пятой определены основания и порядок увольнения
граждан с альтернативной гражданской службы и их зачисления в
запас.
Глава шестая посвящена заключительным положениям
законопроекта.
Текст законопроекта согласован с положениями Конституции
Российской Федерации, Федеральных законов "Об обороне", "О
воинской обязанности и военной службе", законодательства
Российской Федерации о труде.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"
Реализация рассматриваемого законопроекта потребует
дополнительного финансирования на осуществление мероприятий,
связанных с прохождением гражданами альтернативной гражданской
службы, из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Количество денежных средств будет зависеть от количества
граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу.
При подготовке финансово - экономического обоснования к
проекту Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
предполагалось, что количество граждан, которых можно будет
направить на альтернативную гражданскую службу, будет
соответствовать количеству поданных в 2000 году в военные
комиссариаты заявлений о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой и составит 2000 человек.
Предполагается также, что до 70% указанных граждан будут
направлены в организации, подведомственные федеральным органам
исполнительной власти, и до 30% в организации, подведомственные
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении расчетов учитывалось, что дополнительных
расходов по оповещению граждан, их медицинскому
освидетельствованию и обследованию, по явке в военный комиссариат
на заседание призывной комиссии, отправке к месту прохождения
альтернативной гражданской службы и обратно при ее окончании, не
потребуется, так как эти расходы предусмотрены федеральным
бюджетом Российской Федерации на мероприятия, связанные с призывом
граждан на военную службу и комплектованием войск (сил) рядовым и
сержантским составом.
По результатам расчетов ежегодные дополнительные расходы на
осуществление мероприятий, связанных с альтернативной гражданской
службой, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации
составят 1442000 рубля, за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 618000 рублей.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ"
В данной редакции законопроект потребует внесения дополнения в
пункт 2 статьи 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе" в части освобождения от
военных сборов граждан Российской Федерации, прошедших
альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации.
|