ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-177
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Косова О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2002 года
гражданское дело по жалобе Бондаренко И.Л. на абзац 2 пункта 1 и
пункт 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской
Федерации от 1 июня 2001 г. N 302 "Об исполнении Федерального
закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ" (далее Приказ N 302) по
кассационной жалобе Бондаренко И.А. на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 4 февраля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., объяснения представителя Федеральной службы
безопасности Российской Федерации Ковалевского И.И., полагавшего
кассационную жалобу необоснованной, и заключение прокурора
управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Косова
О.С. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Бондаренко И.Л. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в
которой поставил вопрос о признании вышеуказанных норм Приказа
N 302 незаконными и недействующими с момента издания.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля
2002 года жалоба Бондаренко И.Л. была удовлетворена частично.
Признан незаконным и недействующим с момента издания пункт 2
Приказа N 302 в той мере, в которой он не предусматривает
начисление процентной надбавки, предусмотренной пунктом 6 ст. 13
Федерального закона "О статусе военнослужащих", на надбавку,
выплачиваемую военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу
лет (п. 8 ст. 13 Закона), а также ограничивает начисление
районного коэффициента и упомянутой процентной надбавки на
дополнительные выплаты и надбавки, установленные Президентом и
Правительством Российской Федерации (п. п. 11, 12 ст. 13 Закона).
Этим же решением отказано Бондаренко И.Л. в удовлетворении его
требований о признании незаконным абзаца второго п. 1 и п. 2
Приказа N 302 в части неуказания в нем о начислении районного
коэффициента и процентной надбавки на выплаты, предусмотренные
пунктами 3, 9 и 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
а также на надбавки и дополнительные выплаты, установленные
Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации
(п. 11 ст. 13 Закона).
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, заявитель
просит его изменить в части отказа в удовлетворении его
требований. По его мнению, все надбавки и выплаты, перечисленные в
ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", входят в
состав денежного довольствия, вследствие чего п. 6 ст. 13 Закона
распространяется без исключения на все дополнительные выплаты.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Бондаренко И.Л. утверждает, что к денежному довольствию
военнослужащих должны применяться районные коэффициенты в размерах
и порядке, которые установлены федеральным законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не
нормативными правовыми актами СССР (в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации), как указано в абзаце втором п.
1 Приказа N 302.
Однако такая позиция не согласуется со статьей 2 раздела
второго Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой
законы и другие правовые акты, действовавшие на территории
Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ,
применяются в части, ей не противоречащей.
Изданные до вступления в силу Основного закона нормативные
акты СССР по вопросам, которые могут регулироваться только
федеральными законами, действуют впредь до введения в действие
соответствующих законов.
Таким образом, любые правоотношения могут регулироваться как
нормативными актами Российской Федерации, так и действующими
нормативными правовыми актами СССР при условии, что они не
противоречат Конституции Российской Федерации. В связи с этим
указание в обжалуемом Приказе о возможности применения актов СССР
не противоречит действующему законодательству.
Что касается выплаты подъемного пособия, предусмотренного
абзацем вторым пункта 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", то для военнослужащих, проходящих военную службу
в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других
местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими
условиями, в том числе отдаленных, где к их денежному довольствию
установлены коэффициенты (районные, за военную службу в
высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных
местностях), тем же абзацем установлено, что данная выплата
производится с учетом указанных коэффициентов. Поскольку в Законе
есть прямое указание на определенный порядок выплаты подъемного
пособия военнослужащим, проходящим военную службу в районах
Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, то п. 6 ст. 13
Закона по отношению к данной выплате не применяется, вследствие
чего требование заявителя в этой части не подлежало
удовлетворению.
На выплаты, предусмотренные абзацем третьим п. 3 (суточные) и
п. 10 (на командировочные расходы) ст. 13 Закона, хотя они и
являются дополнительными выплатами и входят в состав денежного
довольствия, районный коэффициент и процентная надбавка не
начисляются, поскольку выплаты производятся в размере твердой
ставки, установленной Правительством Российской Федерации.
Рассматриваемые выплаты предполагают собою возмещение расходов по
найму жилого помещения и проезду к месту служебной командировки и
обратно к месту службы, а также выплату суточных.
Выплата на обзаведение имуществом (беспроцентная ссуда),
предусмотренная п. 9 ст. 13 Закона, является возмездной,
военнослужащий обязан ее возвратить в определенный Законом срок,
поэтому суд пришел к правильному выводу, что на нее районный
коэффициент и процентная надбавка начисляться не должны.
Также суд пришел к обоснованному выводу о том, что
дополнительные выплаты, установленные самим Директором Федеральной
службы безопасности РФ в порядке, предусмотренном пунктом 11
статьи 13 Закона, не противоречат закону, поскольку данной нормой
ему предоставлено право устанавливать размер таких выплат и только
в пределах выделенных ассигнований.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бондаренко
Игоря Леонидовича - без удовлетворения.
|