ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2002 года
Дело N 58-Г02-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 12 апреля 2002 г.
гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края о
признании части 7 статьи 4, части 1 статьи 8 (в части согласования
назначения на должность министра имущественных отношений края),
пункта 1 части 1 статьи 14 (в части согласования международных
договоров Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по
вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, и представления
договоров в Законодательную Думу для ратификации), пункта 11 части
1 статьи 14 (в части наделения губернатора края полномочиями по
установлению порядка обнародования краевых законов), части 8
статьи 20 (в части установления сроков проведения выборов в случае
досрочного прекращения полномочий губернатора края), части 4
статьи 31 (в части предоставления права на внеочередное
приобретение проездных документов) Закона Хабаровского края "О
правительстве Хабаровского края" N 349 от 27.11.2001
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению по кассационной жалобе Законодательной Думы
Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 19
февраля 2002 г., которым признаны недействующими и не подлежащими
применению со дня вступления решения в законную силу часть 7
статьи 4, часть 1 статьи 8 (в части согласования назначения на
должность министра имущественных отношений края), пункт 1 части 1
статьи 14 (в части согласования международных договоров Российской
Федерации по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения
Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации и,
представления договоров в Законодательную Думу для ратификации),
пункт 11 части 1 статьи 14 (в части наделения губернатора края
полномочиями по установлению порядка обнародования краевых
законов), часть 8 статьи 20 (в части установления сроков
проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий
губернатора края), часть 4 статьи 31 (в части предоставления права
на внеочередное приобретение проездных документов) Закона
Хабаровского края "О правительстве Хабаровского края" N 349 от
27.11.2001.
Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав объяснения
Законодательной Думы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, полагавшей решение суда подлежащим
оставлению без изменения, Судебная коллегия
установила:
27 ноября 2001 года принят закон Хабаровского края "О
правительстве Хабаровского края".
Согласно части 7 статьи 4 закона Хабаровского края "О
правительстве Хабаровского края" губернатор края обладает
неприкосновенностью на всей территории края в соответствии с
федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона губернатор
края вносит в Законодательную Думу предложение о согласовании
назначения на должность министра имущественных отношений края.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона Хабаровского края "О
правительстве Хабаровского края" к полномочиям губернатора края
отнесено согласование международных договоров Российской
Федерации, затрагивающих вопросы, относящиеся к ведению субъекта
Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При
этом договоры, требующие дополнительных ассигнований из краевого
бюджета, надлежит представлять Законодательной Думе для
ратификации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона края
губернатор края наделен полномочиями по установлению порядка
обнародования краевых законов.
Частью 8 статьи 20 Закона края (в части установления сроков
проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий
губернатора края) предусмотрено, что в случаях досрочного
прекращения полномочий губернатора края Законодательная Дума
назначает внеочередные выборы губернатора края. Указанные выборы
проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней
со дня принятия решения о назначении выборов.
Согласно части 4 статьи 31 Закона Хабаровского края "О
правительстве Хабаровского края" губернатору края и членам
правительства края предоставлено право внеочередного приобретения
проездных документов.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству, не
действующими и не подлежащими применению названных норм Закона
Хабаровского края, указывая на то, что данные нормы Закона края
противоречат ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", Указу Президента Российской
Федерации от 14.10.1992 N 1231 "Об утверждении Типового положения
о комитете по управлению имуществом края, области, автономного
округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и
полномочиями территориального агентства Государственного комитета
по управлению государственным имуществом", ФЗ "О принципах и
порядке разграничения предметов и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "О
международных договорах Российской Федерации", ФЗ "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Воздушному
кодексу Российской Федерации.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края возражал
против заявления прокурора, полагая, что оспариваемые нормы Закона
края не противоречат федеральному законодательству.
Представитель правительства Хабаровского края заявление
прокурора в части признания противоречащей федеральному
законодательству ч. 1 ст. 8 оспариваемого Закона признала, в
остальной части возражала против заявленных прокурором требований.
Хабаровским краевым судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края
оспаривает решение в части признания недействующим и не подлежащим
применению пункта 1 части 1 статьи 14 Закона края, указывая, что
судом неправильно истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
ее основанной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона
Хабаровского края "О правительстве Хабаровского края" к
полномочиям губернатора края отнесено согласование международных
договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы, относящиеся
к ведению субъекта РФ, или его полномочия по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
порядке, определяемом федеральным законом. Договоры, требующие
дополнительных ассигнований из краевого бюджета, представляет
Законодательной Думе для ратификации.
Признавая указанные положения краевого Закона противоречащими
федеральному законодательству, суд пришел к выводу, что при
заключении международных договоров Российской Федерации по
вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъекта РФ, согласования с органами государственной
власти заинтересованного субъекта законодательством не
предусмотрено.
Однако такой вывод основан на неправильном толковании ст. 4
Федерального закона "О международных договорах Российской
Федерации".
Вышеуказанной статьей Федерального закона установлено:
1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий
вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации,
заключается по согласованию с органами государственной власти
заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые
возложена соответствующая функция.
2. Основные положения или проект международного договора,
затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, направляются федеральными органами
исполнительной власти органам государственной власти
заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые
возложена соответствующая функция. Поступившие предложения
рассматриваются при подготовке проекта договора.
3. При осуществлении согласования вопросов заключения
международного договора Российской Федерации органы
государственной власти заинтересованного субъекта Российской
Федерации, на которые возложена соответствующая функция,
уведомляются федеральными органами исполнительной власти о
предельных сроках направления предложений, составляющих не менее
двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не
препятствует внесению предложения о заключении международного
договора Российской Федерации.
4. Вопросы участия представителей органов государственной
власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта
международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к
ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия, по
предметам совместного ведения Российской Федераций и субъектов
Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его
подписания решаются федеральными органами исполнительной власти по
согласованию с органами государственной власти заинтересованного
субъекта Российской Федерации, на которые возложена
соответствующая функция.
Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что при
заключении международных договоров, затрагивающих полномочия
субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов РФ, предусмотрена необходимость согласования данных
договоров, проекты которых направляются федеральными органами
исполнительной власти органам государственной власти
заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые
возложена соответствующая функция.
Ссылка в решении на ст. 5 (ч. 2), ст. 18 (ч. 7) ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации несостоятельна, поскольку спорные правоотношения
непосредственно урегулированы указанным выше специальным
Федеральным законом.
Ошибочной является и ссылка на ст. 3 ФЗ "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации", поскольку предметом регулирования данного Закона
является заключение органами государственной власти субъекта
Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей, а не порядок заключения международных
договоров, который урегулирован специальным Федеральным законом.
Следует также учитывать, что в оспариваемой норме Закона края
содержится указание на то, что согласование международных
договоров осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным
законом.
Учитывая, что судом неправильно истолкован закон, Судебная
коллегия Верховного Суда РФ считает возможным отменить в этой
части решение и вынести новое об отказе в удовлетворении заявления
прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 305, 306, 307, 311 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 19 февраля 2002 г. в
части удовлетворения заявления прокурора о признании недействующим
и не подлежащим применению пункта 1 части 1 ст. 14 (в части
согласования международных договоров Российской Федерации по
вопросам, относящимся к предметам совместного ведения, и
представления договоров в Законодательную Думу для ратификации)
Закона Хабаровского края "О правительстве Хабаровского края" N 349
от 27.11.2001 отменить и вынести новое решение об отказе прокурору
в удовлетворении заявления в указанной части.
|