СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2002 г. N 72
ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ЧАСТИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В 2001 ГОДУ И ЗАДАЧАХ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2002 ГОДУ
Заслушав доклад начальника Главного финансово -
экономического управления Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации Обарчука А.А. и
информацию заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Исайчева В.Н., Совет судей Российской
Федерации отмечает следующее.
В 2001 году финансирование судов общей юрисдикции и
арбитражных судов осуществлялось с учетом требований
Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона
от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на
2001 год" и других нормативных документов по регулированию
финансово - хозяйственной деятельности судов.
Федеральным законом о бюджете на 2001 год Судебному
департаменту по судам общей юрисдикции и мировым судьям были
предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8,9 млрд.
рублей. Фактическое финансирование по судам общей юрисдикции
и мировым судьям составило 9,6 млрд. рублей, которое в полном
объеме было получено и доведено Судебным департаментом до
судов общей юрисдикции.
В соответствии со статьями 31 и 115 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2001 год" Судебному департаменту
были возвращены остатки средств федерального бюджета по
состоянию на 1 января 2001 года в сумме 275,0 млн. рублей.
В соответствии со статьей 120 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2001 год" Минфином России Судебному
департаменту были выделены дополнительные средства в сумме
450,0 млн. рублей.
Федеральным законом о федеральном бюджете на 2001 год
было утверждено финансирование на погашение кредиторской
задолженности в объеме 17,5 млн. рублей, фактически
профинансировано на эти цели 114,8 млн. рублей.
По результатам работы исполнения федерального бюджета
2001 года резерв средств в сумме 220,0 млн. рублей,
образованный за счет неполного использования объема
финансирования, предназначенного на содержание мировых судей,
был также дополнительно направлен на текущее содержание судов
общей юрисдикции, в том числе на приобретение материальных
ценностей для хозяйственных целей, текущий и капитальный
ремонт зданий судов, другие нужды.
Привлечение дополнительных средств, а также текущее
перераспределение бюджетных ассигнований, способствовало
улучшению материально - технической обеспеченности
деятельности судов общей юрисдикции в 2001 году.
Для более рационального исполнения федерального бюджета и
во исполнение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской
Федерации Судебным департаментом был разработан действенный
механизм, который включал в себя комплекс работ, связанных с
разработкой и доведением уведомлений о бюджетных
ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, подготовкой
проекта бюджета и его согласования с Минфином России,
доведением финансирования через управления федерального
казначейства до судов общей юрисдикции, управлений (отделов)
Судебного департамента в субъектах Российской Федерации,
получением от них отчетов об исполнении смет расходов, их
анализом, составлением рекомендательных документов для
применения в работе.
Однако при исполнении федерального бюджета прошедшего
года одной из существенных проблем явилось использование
направляемых на места бюджетных ассигнований в неполном
объеме.
По результатам проведенного анализа использования средств
федерального бюджета средний показатель, определяющий процент
неиспользованного финансирования, направленного на счета
судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного
департамента в субъектах Российской Федерации, за первое
полугодие 2001 года составил 24,5%, за 9 месяцев 2001 года -
25,6%, на конец 2001 года - около 2%.
Остатки финансирования по Судебному департаменту на конец
2001 года составили 313,7 млн. рублей (включая инвестиции).
Из этой суммы 126,8 млн. рублей или 40,4% составляют
остатки по статье 130330 "Прочие трансферты населению" 642
вида расходов "Оплата отдельных льгот, установленных
законодательством", предусматривающей средства на компенсацию
оплаты проезда судей в общественном транспорте, которые
должны были полностью возвратиться в бюджет ввиду сохранения
в 2001 году права судей на бесплатный проезд.
Таким образом, реальные остатки бюджетных ассигнований по
Судебному департаменту (без учета остатков по коду 130330
вида расходов 642) составили 186,9 млн. рублей.
Основными причинами неполного освоения средств
федерального бюджета являются сложный порядок
перераспределения средств финансирования в пределах бюджетной
классификации и недоведении смет расходов бюджетных средств
до их получателей - районных (городских) судов.
В то же время отмечается положительная динамика
абсолютных показателей освоения средств федерального бюджета
2001 года по Судебному департаменту в целом по сравнению с
данными 2000 года.
Судебным департаментом в 2001 году была проделана большая
работа по материально - техническому обеспечению судов общей
юрисдикции: обеспеченность судов автотранспортом и
материально - техническими средствами составила более 50% от
потребности.
В 2001 году судам общей юрисдикции централизованно
поставлено мебели, стационарных и переносных
металлообнаружителей, сейфов и металлических шкафов, гербов и
флагов, огнетушителей, копировально - множительных аппаратов
и факсов на общую сумму 55,3 млн. рублей.
Параллельно с централизованными поставками в прошлом году
Судебным департаментом было перечислено для судов областного
звена субъектов 91,6 млн. рублей, для судов районов и городов
- 267,2 млн. рублей, которые расходовались на местах для
приобретения автотранспорта, средств связи, мебели,
оргтехники и другого имущества.
По-прежнему крайне остро, в условиях введения
дополнительной численности судей, стоит вопрос обеспечения
судов общей юрисдикции офисной мебелью и мебелью для залов
судебных заседаний.
В прошедшем году в результате централизованных закупок
значительно улучшилось обеспечение судов общей юрисдикции
металлообнаружителями, средствами пожаротушения.
В результате изложенного следует вывод, что основной
проблемой материально - технического обеспечения судов общей
юрисдикции остается обеспечение их автотранспортом (судов
районного звена), мебелью, компьютерами, средствами
безопасности, гербами, вывесками федеральных судов,
озонаторами и бактерицидными облучателями.
С 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон
от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на
2002 год", которым предусмотрены ассигнования по коду
бюджетополучателя 438 "Судебный департамент при Верховном
Суде Российской Федерации" в объеме 16 млрд. 223,5 млн.
рублей (без учета инвестиций).
Увеличение расходов по сравнению с 2001 годом связано,
главным образом, с реализацией положений федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России", утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20
ноября 2001 года N 805.
В 2002 году планируется осуществить исполнение
мероприятий данной программы по системе судов общей
юрисдикции и мировых судей на общую сумму 6 млрд. 270,8 млн.
рублей.
В соответствии со статьей 133 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год" остатки средств федерального
бюджета по состоянию на 1 января 2002 года направляются
Правительством Российской Федерации в течение девяти месяцев
2002 года в качестве дополнительного финансирования расходов
на 2002 год.
Статьей 125 Федерального закона "О федеральном бюджете на
2002 год" с 1 января 2001 года полномочия по финансированию
военных судов возложены на Судебный департамент при Верховном
Суде Российской Федерации.
В связи с этим Судебным департаментом проделана
необходимая работа по передаче полномочий по финансированию
военных судов и главного управления обеспечения деятельности
военных судов, формированию бюджетной заявки определению
объемов финансирования на их содержание в 2002 году от
Министерства обороны Российской Федерации.
Для исполнения федерального бюджета приказом Генерального
директора Судебного департамента от 14 марта 2002 года N 32
утвержден Порядок финансирования судов общей юрисдикции,
мировых судей и системы Судебного департамента.
Для рационального использования средств федерального
бюджета, более эффективного управления расходами финансовые
службы на местах должны осуществлять оперативный контроль
промежуточных остатков по целевым статьям, своевременно
подавать заявки на перераспределение бюджетных ассигнований,
а также не допускать роста кредиторской задолженности. При
этом должен строго соблюдаться Порядок организации работы по
финансированию федеральных судов общей юрисдикции, мировых
судей и системы Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации (утвержден приказом Генерального
директора Судебного департамента от 14 марта 2002 года N 32).
Одной из главных задач Судебного департамента является
полное и своевременное обеспечение судов общей юрисдикции
бюджетными средствами в соответствии с утвержденными на
текущий год лимитами. Однако от руководителей судов
областного звена, окружных (флотских) военных судов,
территориальных управлений (отделов) Судебного департамента
для ее решения требуется внимательное и оперативное
исполнение федерального бюджета: не допускать накопления
средств федерального бюджета на лицевых счетах, планомерно их
использовать и только по целевому назначению, своевременно
реагировать на поступление средств федерального бюджета.
Расходы на содержание системы арбитражных судов
Российской Федерации на 2001 год были утверждены в размере 1
млрд. 475,2 млн. рублей.
С учетом остатков финансирования за 2000 год всего
профинансированы расходы на содержание системы в размере 1
млрд. 543,7 млн. рублей.
Кроме того, Федеральным законом "О федеральном бюджете на
2001 год" были предусмотрены расходы на повышение
квалификации судей в размере 300,0 тыс. рублей и
государственные капитальные вложения в сумме 101,0 млн.
рублей, в том числе на строительство, реконструкцию и
приобретение зданий арбитражных судов 54,0 млн. рублей и 47,0
млн. рублей на строительство и приобретение жилья для судей.
В целях социально - бытового обеспечения судей на оплату
санаторно - курортного лечения, проезд судей в отпуск и
обратно, оплату медицинского обслуживания было выделено 111,3
млн. рублей.
Были предусмотрены расходы на страхование жизни, здоровья
и имущества судей, а также медицинское обслуживание судей и
членов их семей - всего в сумме 28,0 млн. рублей.
Централизованно заключен договор страхования жизни и здоровья
работающих судей и судей, находящихся в отставке.
На приобретение мебели, инвентаря и оборудования было
выделено 216,5 млн. рублей, или в 6,5 раз больше, чем в 2000
году. Это позволило приобрести мебель, оборудование,
копировально - множительную и другую оргтехнику для
обустройства рабочих мест вновь назначенных судей и их
помощников.
На цели информационного обеспечения деятельности
арбитражных судов были выделены средства в размере 150, 0
млн. рублей.
За счет централизованной оплаты приобретено 1150
комплектов компьютерной техники на сумму 103,2 млн. рублей.
В настоящее время в судах имеется 4260 компьютеров и 104
сервера, что создает реальные предпосылки для организации
единой информационной системы арбитражных судов Российской
Федерации.
На капитальный ремонт зданий арбитражных судов было
выделено 47,9 млн. руб. или в 1,5 раза больше, чем в 2000
году. Профинансированы ремонтно - строительные работы в 61
арбитражном суде.
В отчетном году велось строительство и реконструкция 16
зданий арбитражных судов. Завершено строительство и введены в
эксплуатацию новые здания арбитражных судов: Вологодской и
Томской областей, Федерального Западно - Сибирского округа;
завершена работа по реконструкции зданий арбитражных судов:
Восточно - Сибирского округа, Иркутской и Читинской областей;
приобретено дополнительное здание для арбитражного суда
Костромской области; часть здания приобретена для
арбитражного суда Брянской области.
За отчетный период арбитражными судами приобретена 61
квартира для судей.
Федеральным законом о федеральном бюджете на 2002 год
расходы на содержание арбитражных судов предусмотрены в
размере 2366,7 млн. рублей или 1,6 раза больше уровня 2001
года.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие
судебной системы России" на 2002 год предусмотрено выделение
ассигнований:
- на строительство, приобретение и реконструкцию зданий
арбитражных судов в сумме 348,5 млн. рублей;
- на приобретение жилья для судей 40,0 млн. рублей;
- на капитальный ремонт зданий арбитражных судов 56,2
млн. рублей;
- на текущий ремонт зданий 41,2 млн. рублей.
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации
постановил:
1. Признать работу Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации по вопросу финансового и
материально - технического обеспечения деятельности судов
общей юрисдикции соответствующей интересам судебной власти.
2. Поручить Судебному департаменту:
2.1. Продолжить работу по проведению мероприятий по
совершенствованию процесса бюджетного финансирования с целью
оптимизации использования бюджетных ассигнований, не
допускать накопления средств федерального бюджета на лицевых
счетах, планомерно их использовать по целевому назначению.
В этих целях:
а) обязать начальников Управлений (отделов) Судебного
департамента в субъектах Российской Федерации довести до
районных (городских) судов сметы расходов на их содержание не
позднее 30 апреля 2002 года;
б) совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации подготовить и согласовать с Министерством финансов
Российской Федерации приказ о порядке распоряжения
средствами, выделенными на обеспечение судебной деятельности,
в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 февраля
1999 года "О финансировании судов Российской Федерации".
2.2. Организовать выполнение мероприятий по реализации
федеральной целевой программы "Развитие судебной системы
России" для судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента.
2.3. Производить централизованные закупки материально -
технических средств для нужд судов общей юрисдикции с учетом
требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и объемов
бюджетных ассигнований, выделяемых на соответствующий
финансовый год, по заявкам судов и Управлений (отделов)
Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
3. Рекомендовать Судебному департаменту и Высшему
Арбитражному Суду Российской Федерации организовать
формирование проекта федерального бюджета по судам общей
юрисдикции, мировым судьям, военным судам, системе Судебного
департамента и арбитражным судам на очередной финансовый год
в соответствии с мероприятиями по реализации федеральной
целевой программы "Развитие судебной системы России",
предусмотренными на 2003 год и вновь принимаемыми
нормативными документами.
Председатель
Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|