ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2002 года
Дело N 75-Г02-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 8 апреля 2002 г. дело по
заявлению прокурора Республики Карелия о признании отдельных
положений Закона Республики Карелия "О выборах Главы Республики
Карелия" противоречащими Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" по кассационной жалобе Палаты
представителей и Палаты Республики Законодательного Собрания
Республики Карелия на решение Верховного суда Республики Карелия
от 18 февраля 2002 г., которым заявленные прокурором требования
удовлетворены частично.
Выслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской
Федерации Соловьева В.П., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение суда
обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Карелия обратился в суд с заявлением о
признании подпунктов "и" и "з" пункта 1 статьи 16, пункта 11
статьи 34, пункта 10 статьи 35 Закона Республики Карелия "О
выборах Главы Республики Карелия" противоречащими соответственно
статье 24 и пункту 2 статьи 39 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований также сослался на то, что
пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" установлен исчерпывающий круг лиц, которые
не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего
голоса. Положения же подпунктов "з" и "и" пункта 1 статьи 16
Закона РК "О выборах Главы Республики Карелия" расширяют этот
перечень и предусматривают, что членами избирательных комиссий с
правом решающего голоса не могут быть лица, выведенные из состава
комиссии по решению суда, и лица, имеющие неснятую или
непогашенную судимость либо подвергнутые в судебном порядке
административному взысканию за нарушение избирательных прав
граждан.
Кроме того, пункт 11 статьи 34 и пункт 10 статьи 35 Закона РК
"О выборах Главы Республики Карелия" устанавливают дополнительные
ограничения избирательных прав граждан по предоставлению и оплате
эфирного времени и печатной площади, что противоречит Федеральному
закону.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования.
Просил признать положения пункта 11 статьи 34 и пункта 10 статьи
35 Закона РК противоречащими Федеральному закону только в части,
предусматривающей соответственно установление срока оплаты
стоимости эфирного времени до дня предоставления эфирного времени
и срока оплаты стоимости печатной площади до дня публикации.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 18 февраля 2002
г. заявление прокурора удовлетворено частично.
Положения подпункта "з" пункта 1 статьи 16 Закона Республики
Карелия "О выборах Главы Республики Карелия" и подпункта "и"
указанной нормы закона в части, предусматривающей, что членами
избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть
лица, подвергнутые в судебном порядке административному взысканию
за нарушение избирательных прав граждан, признаны противоречащими
пункту 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Положения пункта 11 статьи 34 Закона Республики Карелия "О
выборах Главы Республики Карелия" в части, предусматривающей
установление срока оплаты стоимости эфирного времени до дня
предоставления эфирного времени, и положения пункта 10 статьи 35
указанного Закона в части, предусматривающей установление срока
оплаты стоимости печатной площади до дня публикации, признаны
противоречащими пункту 2 статьи 39 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Указанные положения признаны недействующими и не подлежащими
применению со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе председатели Палат Законодательного
Собрания Республики Карелия просят отменить указанное решение
суда, утверждая, что судом неправильно определены юридически
значимые обстоятельства дела, не учтено, что спорные положения
Закона РК "О выборах Главы Республики Карелия" устанавливают
дополнительные гарантии избирательных прав граждан Республики
Карелия.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации полагает вынесенное по данному делу решение подлежащим
оставлению без изменения по следующим основаниям.
Законом Республики Карелия "О выборах Главы Республики
Карелия" от 19 июля 2001 г. с изменениями и дополнениями,
внесенными 3 декабря 2001 г., принятым Палатой представителей
Законодательного Собрания Республики Карелия, определены гарантии
реализации конституционного права избирать и быть избранными на
должность Главы Республики Карелия.
Как установлено судом, положения подп. "з" пункта 1 ст. 16
данного Закона, в соответствии с которым членами избирательной
комиссии с "правом решающего голоса не могут быть лица, выведенные
из состава комиссии по решению суда, и положения подп. "и" этого
же Закона в части предусматривающей, что членами избирательной
комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица,
подвергнутые в судебном порядке административному взысканию за
нарушение избирательных прав граждан, противоречат положениям
федерального закона.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" данные категории граждан не указаны.
Следует признать правильным вывод суда о том, что перечень
лиц, которые не могут быть членами избирательной комиссии с правом
решающего голоса, в республиканском законе более расширен, что
устанавливает дополнительные ограничения избирательных прав
граждан и противоречит пункту 3 статьи 1 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Обоснованным является и суждение суда относительно
правомерности положений пункта 11 ст. 34 и пункта 10 ст. 35 Закона
РК в части, устанавливающей соответственно срок оплаты стоимости
эфирного времени до дня предоставления эфирного времени и срок
оплаты стоимости печатной площади до дня публикации.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона
следует, что оплата эфирного времени и печатной площади может быть
осуществлена и в день предоставления эфира и публикации, то есть
зарегистрированные кандидаты не ограничены сроком оплаты эфирного
времени и печатной площади.
Таким образом, положения республиканского Закона в этой части
устанавливают дополнительные ограничения избирательных прав по
оплате предоставленного эфирного времени и печатной площади.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться и с доводом
суда о том, что требования прокурора о признании противоречащими
Федеральному закону положений подпункта "и" пункта 1 статьи 16
Закона РК в части, предусматривающей, что членами избирательных
комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, имеющие
неснятую или непогашенную судимость, не могут быть удовлетворены,
поскольку данные положения не противоречат статье 24 Федерального
закона.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона не указана данная
категория граждан, не имеющая право быть членом избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального
закона член избирательной комиссии с правом решающего голоса
освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии в
случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии.
Толкование судом данной нормы права является правильным, а
потому верным является и вывод о том, что лицо, имеющее
непогашенную и неснятую судимость, не может быть членом
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Поскольку сделанные судом выводы соответствуют установленным
обстоятельствам и требованиям положений федерального
законодательства, то постановленное по данному делу решение
следует признать законным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают указанные выводы и
свидетельствуют лишь о несогласии с ними, что не может быть
признано в качестве достаточного основания для ее удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Карелия от 18 февраля 2002
г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателей Палат
Законодательного Собрания Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
В.Н.СОЛОВЬЕВ
Т.И.ЕРЕМЕНКО
|