ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2002 года
Дело N 74-Г02-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 апреля 2002 года
гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики
Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 15 января 2002 года по заявлению Республиканского комитета
профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых
предприятий о признании противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению
постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) N 342 от 16
августа 1996 года "Об утверждении Порядка определения нормируемой
величины расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг) при формировании цен и тарифов" и N 545
от 9 декабря 1997 года "О регулировании фонда заработной платы и
выплат социального характера на предприятиях и в организациях
Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Республиканский комитет профсоюза работников местной
промышленности и коммунально-бытовых предприятий обратился в суд с
заявлением о признании противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению
указанных выше постановлений Правительства Республики Саха
(Якутия), указывая на то, что они нарушают права работников
отрасли ЖКХ на индексацию заработной платы, сдерживают рост
заработной платы.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января
2002 года заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия)
ставится вопрос об отмене решения суда в части признания
противоречащим федеральному законодательству постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) N 342 от 16 августа 1996
года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 342 от
16 августа 1996 года утвержден Порядок определения нормируемой
величины расходов на оплату труда, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг) при формировании цен и тарифов в
Республике Саха (Якутия).
Согласно данному Порядку он распространяется на все предприятия
и организации, расположенные на территории Республики Саха
(Якутия), независимо от их организационно-правовой формы. При
обосновании стоимости (цены) конкретного вида продукции (работ,
услуг) нормативный фонд оплаты труда рассчитывается с учетом
отраслевых коэффициентов, соответствующих данной продукции (работ,
услуг), независимо от вида основной деятельности предприятия.
Нормируемая величина расходов на оплату труда производственного
персонала, относимая на себестоимость продукции (работ, услуг) при
формировании цен и тарифов, определяется по установленной в
Порядке формуле.
Удовлетворяя заявление Республиканского комитета профсоюза
работников местной промышленности и коммунально-бытовых
предприятий, суд правильно исходил из того, что постановление
Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1996 года N
342 противоречит федеральному законодательству.
Так суд обоснованно указал в решении, что в силу ст. 77 КЗоТ РФ
оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового
вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не
ниже установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда. То есть, установление размеров тарифных ставок и
вопросы определения оплаты труда, а следовательно, установление
фонда оплаты труда, является прерогативой предприятия, внутренним
делом участника хозяйственного оборота, и регулируются эти вопросы
локальными нормативными актами.
Вывод суда мотивирован, соответствует положениям федерального
законодательства, и оснований считать его неправильным у Судебной
коллегии не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Правительства РФ
от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)" не свидетельствует о
незаконности решения суда, поскольку данным постановлением органам
исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право
регулировать цены и тарифы по определенному перечню продукции, а
не вопросы, связанные с фондом оплаты труда.
То обстоятельство, что цены, тарифы и система ставок оплаты
труда взаимосвязаны, само по себе не является основанием для
регулирования фонда оплаты труда всех предприятий и организаций
посредством принятия Правительством Республики Саха (Якутия)
постановления.
При регулировании цен и тарифов по определенному перечню
продукции используются другие предусмотренные действующим
законодательством правовые механизмы.
Не может быть принята во внимание и ссылка в кассационной
жалобе на главу 25 Налогового кодекса РФ, поскольку она не
регулирует правоотношения, урегулированные оспариваемым
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Нарушение норм материального и процессуального права, в том
числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе,
которое привело или могло привести к неправильному разрешению
данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января
2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу
Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
|