ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2002 года
Дело N 56-Г02-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании 5 апреля 2002 г. кассационный
протест прокурора отдела прокуратуры Приморского края Розановой
М.А, участвовавшей в рассмотрении дела по первой инстанции, и
кассационную жалобу представителя Законодательного Собрания
Приморского края Химич Е.А. на решение Приморского краевого суда
от 8 февраля 2002 г., которым признаны противоречащими
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", недействующими и не
подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную
силу ст. 20 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в
Приморском крае" в части передачи органам государственной власти
по договору полномочий по решению вопросов местного значения, ст.
32 указанного Закона в части включения в экономическую основу
местного самоуправления природных ресурсов, находящихся в границах
муниципального образования, а также иных ресурсов, служащих
удовлетворению потребностей населения муниципального образования,
пункт 3 статьи 60 указанного Закона; признан противоречащим
Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации",
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
суда в законную силу абзац 1 пункта 1 ст. 17 Закона Приморского
края "О местном самоуправлении в Приморском крае" в части
полномочий органов местного самоуправления по координации
деятельности правоохранительных органов; признан противоречащим
Бюджетному кодексу РФ, недействующим и не подлежащим применению со
дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 ст. 47 Закона
Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" в
части включения слова "федерального"; признан противоречащим
Гражданскому кодексу РФ, недействующим и не подлежащим применению
со дня вступления решения суда в законную силу п. 7 ст. 59 Закона
Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" в
части возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных
решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц местного
самоуправления на основании судебного решения, и которым в
остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., заключение прокурора
управления Генеральной прокуратуры России Гончаровой Н.Ю.,
поддержавшей протест, исследовав материалы дела, коллегия
установила:
заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству абзаца 1 п. 1 ст.
17, ст. 20, пунктов 3 и 5 ст. 24, пунктов 5 и 6 ст. 26, ст. 32,
пункта 2 ст. 47, ст. 55, пункта 7 ст. 59, пункта 3 ст. 60 Закона
Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае",
недействующими и не подлежащими применению. В судебном заседании
прокурор не поддержал заявление в части признания незаконными
пункта 3 ст. 24 и пункта 5 ст. 26 настоящего Закона, так как на
день рассмотрения дела редакция этих правовых норм была изменена.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационном протесте прокурор, участвовавший в рассмотрении дела
по первой инстанции, просит отменить решение суда в части отказа в
заявлении, считая, что статья 55 Закона Приморского края
противоречит пункту 10 ст. 4 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". В кассационной жалобе представителя Законодательного
Собрания Приморского края ставится вопрос об отмене решения суда в
обжалуемой части. Кассационная жалоба обоснована тем, что ст. 20 и
п. 7 ст. 59 Закона Приморского края не противоречат федеральному
законодательству.
Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с
преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы
безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы
и других правоохранительных органов. К предметам ведения местного
самоуправления деятельность по координации правоохранительных
органов не относится (ст. 6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"). В связи с этим суд правильно признал, что абзац 1 п.
1 ст. 17 Закона края противоречит федеральным правовым нормам.
Согласно пункту 5 ст. 14 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" осуществление местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не
допускается. Поэтому суд обоснованно признал, что ст. 20 Закона
края о передаче полномочий по решению вопросов местного значения
органам государственной власти по договору противоречит указанному
Федеральному закону.
Пункт 2 ст. 47 Закона края о том, что комплексное социально-
экономическое развитие может осуществляться за счет федерального
бюджета Приморского края, судом признан незаконным лишь в части
слова "федерального", так как содержание этого пункта без слова
"федерального" не противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 7 ст. 59 Закона края установлено, что ущерб,
причиненный в результате неправомерных решений, действий или
бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления,
возмещается ими на основании судебного решения. Суд правильно
признал данный пункт незаконным, так как согласно статье 16 ГК РФ
убытки в таких случаях подлежат возмещению муниципальным
образованием. Возмещение вреда исключительно на основании
судебного решения не предусмотрено гражданским законодательством.
Ущерб может быть возмещен и добровольно.
При признании противоречащими федеральному законодательству
статьи 32 и пункта 3 ст. 60 Закона края суд учел согласие
представителя Законодательного Собрания Приморского края с
требованием прокурора в этой части.
В соответствии со ст. 55 Закона края право на объединение и
выход из муниципального образования регулируется законом края. Суд
сделал обоснованный вывод о том, что это положение не противоречит
федеральному законодательству. Оно предусматривает объединение и
выход из муниципального образования уже действующих местных
самоуправлений. Тогда как пункт 10 ст. 4 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", на который ссылается прокурор в протесте,
предусматривает регулирование и защиту прав граждан на
осуществление местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Приморского краевого суда от 8 февраля 2002 г.
без изменения, кассационный протест прокурора отдела прокуратуры
Приморского края Розановой М.А, участвовавшей в рассмотрении дела
по первой инстанции, и кассационную жалобу представителя
Законодательного Собрания Приморского края Химич Е.А. - без
удовлетворения.
|