ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2002 года
Дело N 53-Г02-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Потапенко С.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 2 апреля 2002 г.
гражданское дело по заявлению прокурора о признании статей 15 и 16
Закона Эвенкийского автономного округа N 228 от 27.09.2001 "О
порядке наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями и взаимодействия с органами
государственной власти Эвенкийского автономного округа в
осуществлении отдельных муниципальных полномочий" противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению по кассационному протесту и.о. прокурора Эвенкийского
автономного округа на решение Красноярского краевого суда от
05.02.2002, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителей администрации ЭАО Шарандина Ю.А. и Законодательного
Собрания (Сулган) Глискова А.Н., возражавших против доводов
протеста, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой
Т.А., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия
установила:
прокурор Эвенкийского автономного округа обратился в суд с
заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению
статьи 15 и 16 Закона Эвенкийского автономного округа N 228 от
27.09.2001 "О порядке наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями и взаимодействия с
органами государственной власти Эвенкийского автономного округа в
осуществлении отдельных муниципальных полномочий" (далее Закон
ЭАО), в части возможности передачи отдельных муниципальных
полномочий органам государственной власти ЭАО при заключении
договора.
Требование прокурор мотивировал тем, что Закон ЭАО в этой части
противоречит пункту 5 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", которая
предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в
систему органов государственной власти и не допускает
осуществление местного самоуправления органами государственной
власти и государственными должностными лицами.
Представители Законодательного Собрания (Суглана) ЭАО Глисков
А.А. и администрации ЭАО Кирпиченко Е.П. требование, заявленное
прокурором, не признали, полагая, что в оспариваемых сметах Закона
округа речь идет не о передаче функций местного самоуправления
органам государственной власти, а решается вопрос о взаимодействии
органов местного самоуправления с органами государственной власти
субъекта РФ.
Красноярским краевым судом постановлено указанное решение, об
отмене которого в кассационном протесте просит и.о. прокурора
округа, указывая, что судом неправильно истолкован и применен
материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит
оснований к его удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации относится принятие и изменение законов субъектов РФ о
местном самоуправлении.
Эвенкийским автономным округом принят оспариваемый Закон,
разделом третьим которого предусмотрен порядок взаимодействия
органов местного самоуправления с органами государственной власти
ЭАО в осуществлении отдельных муниципальных полномочий.
Статья 15 Закона ЭАО предусматривает основы организационно-
правовой формы взаимодействия органов местного самоуправления с
органами государственной власти ЭАО путем заключения договора, в
котором определяются объем муниципальных полномочий, механизм
взаимодействия государственных и муниципальных органов в их
осуществлении, взаимные права и обязанности государственных и
муниципальных органов, заключивших договор.
Статья 15 Закона ЭАО предусматривает также необходимые для
договора условия и порядок его заключения.
Статья 16 Закона ЭАО содержит положения об основаниях и
условиях заключения договора о взаимодействии органов местного
самоуправления с органами государственной власти ЭАО в
осуществлении отдельных муниципальных полномочий.
Анализ оспариваемых статьей Закона округа позволяет сделать
вывод, что они не содержат норм, закрепляющих передачу полномочий
по местному самоуправлению органам государственной власти, в связи
с чем доводы протеста, как не подтвержденные доказательствами, не
могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене
решения суда.
Жалоб на такую форму содействия с органами государственной
власти со стороны муниципальных образований не поступало. Данное
обстоятельство подтвердили представители ЭАО, выступающие в
заседании Судебной коллегии.
При таких данных вывод суда о том, что оспоренные прокурором
статьи 15 и 16 Закона ЭАО не содержат норм, которые противоречат
нормам федерального законодательства, не нарушают права местного
самоуправления и не предусматривают передачу полномочий по
осуществлению местного самоуправления органам государственной
власти, соответствует материалам дела и является правильным.
Более того, ст. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления Российской Федерации" предусмотрено, что
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов РФ создают необходимые правовые организационные,
материально-финансовые условия для становления и развития местного
самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении
права местного самоуправления.
По мнению Судебной коллегии Верховного Суда РФ, заключение
между органами местного самоуправления и органами государственной
власти договоров о взаимодействии по осуществлению отдельных
муниципальных полномочий в данном случае не ограничивает местное
самоуправление, а создает условия для осуществления таких
полномочий органами местного самоуправления.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст.
306, 307, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда
определила:
решение Красноярского краевого суда от 5 февраля 2002 г.
оставить без изменения, кассационный протест и.о. прокурора
Эвенкийского автономного округа - без удовлетворения.
|