ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2002 года
Дело N 58-Г02-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2002 г. по
кассационной жалобе Вовка М.Ф. на решение Хабаровского краевого
суда от 28 января 2002 г. дело по заявлению Вовка Михаила
Федоровича о признании действий участковой избирательной комиссии
N 44 Железнодорожного избирательного округа N 6, территориальной
избирательной комиссии Краснофлотского района г. Хабаровска,
окружной избирательной комиссии Железнодорожного избирательного
округа N 6, избирательной комиссии Хабаровского края, командира
войсковой части 2573 неправомерными и об отмене результатов
выборов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения Вовка М.Ф., представителя Островского
А.Б. Белянковой М.Г. (доверенность от 19.12.2001 N 11019),
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Вовк М.Ф. обратился в суд с заявлением о признании действий
участковой избирательной комиссии N 44 Железнодорожного
избирательного округа N 6, территориальной избирательной комиссии
Краснофлотского района г. Хабаровска, окружной избирательной
комиссии Железнодорожного избирательного округа N 6, избирательной
комиссии Хабаровского края, командира войсковой части 2573
неправомерными и об отмене результатов выборов по избирательному
участку N 44. Заявитель ссылался на то, что окружной и
территориальной избирательными комиссиями, командиром войсковой
части 2573 и участковой избирательной комиссией N 44 на
избирательном участке N 44 в ходе избирательной кампании по
выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края были
допущены многочисленные и грубые нарушения избирательного
законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить
результаты волеизъявления граждан по избирательному участку N 44
Железнодорожного избирательного округа N 6.
Нарушения выразились в незаконном включении в списки
избирателей 200 военнослужащих пограничного госпиталя в/ч 2573,
постоянно или преимущественно не проживающих как на территории
избирательного участка, так и на территории избирательного округа;
в нарушении порядка голосования, а именно - в выдаче избирателям
бюллетеней для голосования без предъявления удостоверений
личности, в обнаружении пяти лишних бюллетеней при определении
голосования на избирательном участке и в необнаружении комиссией
недействительных бюллетеней; в нарушении порядка голосования вне
помещения и в необеспечении тайны голосования.
Заявитель просил суд признать действия командира в/ч 2573 и
окружной избирательной комиссии N 6 Железнодорожного
избирательного округа неправомерными, отменить решение участковой
избирательной комиссии N 44 Железнодорожного избирательного округа
N 6 об итогах голосования по этому участку и признать их
недействительными, отменить решение территориальной комиссии по
Краснофлотскому району Железнодорожного избирательного округа N 6,
обязать ее подвести итоги голосования с учетом принятого решения
суда по избирательному участку N 44, отменить решение окружной
избирательной комиссии Железнодорожного избирательного округа N 6
об итогах голосования по Железнодорожному избирательному округу N
6 и обязать ее подвести итоги голосования с учетом решения суда о
признании итогов голосования по 44 избирательному участку
недействительными и нового решения территориальной избирательной
комиссии по Краснофлотскому району, обязать внести изменения в
решение избирательной комиссии Хабаровского края об итогах
голосования по Железнодорожному избирательному округу N 6.
Решением Хабаровского краевого суда от 28 января 2002 г.
заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Вовка М.Ф. поставлен вопрос об отмене
решения как вынесенного с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене
решения суда не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что 9 декабря 2001 г.
проводились выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского
края, на которых Вовк М.Ф. баллотировался кандидатом в депутаты по
Железнодорожному избирательному округу N 6, но по результатам
голосования депутатом Законодательной Думы Хабаровского края с
разницей в 9 голосов был признан избранным Островский А.Б.
Отказывая в удовлетворении заявленных Вовком М.Ф. требований,
суд правильно сослался на п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с
которым гражданин может избирать и быть избранным независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, а
также других обстоятельств. Пребывание гражданина вне места его
постоянного или преимущественного проживания во время проведения
на этой территории выборов не может служить основанием для лишения
его права на участие в выборах в органы государственной власти
соответствующего субъекта.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы
государственной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 18 этого Федерального закона порядок
составления списков избирателей устанавливается настоящим Законом,
федеральными конституционными законами, иными федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в
списки избирателей включаются граждане Российской Федерации,
обладающие на день проведения голосования активным избирательным
правом.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке в силу п. 5
ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" является факт его постоянного или преимущественного, а
в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами
и федеральными законами, также временного проживания на территории
этого участка. В соответствии с п. 7 ст. 18 данного Закона
формирование и уточнение сведений о зарегистрированных
избирателях осуществляются уполномоченным органом или должностным
лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей -
военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и
других избирателей в случае, если они проживают на территории
расположения воинской части, - командиром воинской части.
Указанные сведения направляются уполномоченным органом или
должностным лицом местного самоуправления в территориальные
избирательные комиссии, а в случае отсутствия территориальных
избирательных комиссий - в окружные избирательные комиссии, а
командиром воинской части - в территориальные (окружные) или
участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня
голосования или после образования этих комиссий. Список
избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией,
в том числе с использованием государственной автоматизированной
информационной системы в порядке, установленном федеральными
конституционными законами, федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации, отдельно по каждому избирательному
участку на основании сведений, представляемых по установленной
форме уполномоченными на то органами или должностным лицом
местного самоуправления, командиром воинской части.
Довод кассационной жалобы Вовка М.Ф. о том, что
военнослужащие, находившиеся на излечении в военном госпитале
(воинская часть N 2573), неправомерно были включены в списки
избирателей, был предметом судебного исследования и с учетом
указанных норм законодательства о выборах правильно признан
необоснованным.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим
обязанности военной службы в случае нахождения на лечении,
следования к месту лечения и обратно. Командиром воинской части
2573 сведения в отношении этих избирателей в участковую комиссию
были предоставлены правомерно.
Довод Вовка М.Ф. о том, что имело место включение
военнослужащих, находившихся на излечении в военном госпитале, в
списки избирателей на других избирательных участках в связи с
отсутствием соответствующих доказательств, также не может быть
признан обоснованным.
Нарушением проведения выборов заявитель считает выдачу 17
бюллетеней для голосования избирателям без предъявления ими
документа, удостоверяющего личность. Судом с достоверностью было
установлено, что 17 военнослужащих при получении бюллетеней для
голосования предъявили справки, удостоверяющие их личность и
выданные командиром воинской части N 2573.
Суд правильно сослался на п. 4 ст. 52 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому
избирательные бюллетени выдаются избирателям при предъявлении
паспорта или заменяющего его документа, и не признал этот факт
существенным нарушением избирательного законодательства.
Довод заявителя о нарушениях порядка голосования в связи с
обнаружением 5 "лишних избирательных бюллетеней" и необоснованного
голосования 185 военнослужащих вне помещения избирательного
участка N 44 судом надлежащим образом исследован, в решении суда
имеется правильная оценка доказательств, опровергающих этот довод.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" участковая избирательная комиссия
обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям,
которые внесены в списки избирателей и не могут самостоятельно по
уважительным причинам прибыть в помещение для голосования.
Голосование вне помещения для голосования производится только
в день голосования и только на основании письменного заявления или
устного обращения (в том числе переданного при содействии других
лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать
вне помещения для голосования.
Комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном
реестре. При регистрации устного обращения в реестре указываются
время его постановки и подпись члена комиссии, принявшего его.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что
голосование вне помещения избирательного пункта было осуществлено
в связи с заявлениями военнослужащих, находящихся на лечении в
госпитале и в связи с болезнью не имевших возможности голосовать в
помещении для голосования.
Довод заявителя о нарушении при этом тайны голосования как не
подтвержденный никакими доказательствами суд правильно оценил как
неубедительный.
При указанных обстоятельствах дела оснований для отмены
законного решения суда первой инстанции по доводам кассационной
жалобы Вовка М.Ф. не имеется.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 28 января 2002 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Вовка Михаила
Федоровича - без удовлетворения.
|