ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2002 г. N КАС02-119
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Ермилова В.М.,
Кебы Ю.Г.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 марта 2002 года
гражданское дело по жалобе А. о признании недействительным приказа
Минюста России от 6 октября 2000 г. N 288 "Об утверждении
Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской
Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" по
частной жалобе А. на определение судьи Верховного Суда Российской
Федерации от 18 декабря 2001 года об отказе в принятии жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Федина А.И., выслушав заключение прокурора А.В. Федотовой,
полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
А. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанной жалобой.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18
декабря 2001 года заявителю отказано в принятии жалобы в связи с
неподсудностью ее Верховному Суду Российской Федерации.
В частной жалобе А. просит об отмене определения судьи,
полагая, что дело в силу ст. 116 ГПК РСФСР подлежит рассмотрению в
Верховном Суде Российской Федерации, поскольку обжалуемый акт
фактически относится к числу нормативно-правовых.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не
находит оснований к отмене определения судьи Верховного Суда
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской
Федерации рассматривает дела по первой инстанции, в т.ч. об
оспаривании нормативных актов министерств и ведомств, касающихся
прав и свобод граждан.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, не прошедшие государственную
регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в
силу и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
Как следует из жалобы, оспариваемый приказ Минюста России не
проходил государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о
том, что данный акт не подпадает под действие статьи 116 ГПК РСФСР
по смыслу данной статьи и с учетом требований, предъявляемых к
нормативным актам, содержащихся в Правилах подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 13 августа 1997 года.
Поскольку заявитель утверждает, что применением оспариваемого
акта нарушаются его права, А. вправе по Закону Российской
Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" обратиться с соответствующей жалобой в
суд, поставив вопрос о прекращении действия данного акта.
Согласно ст. 114 ГПК РСФСР рассмотрение подобной категории
гражданских дел отнесено к подсудности районного суда.
В соответствии со ст. 239.4 ГПК РСФСР А. может подать
соответствующую жалобу в суд по месту жительства либо по месту
нахождения государственного органа, действия которого обжалуются.
Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18
декабря 2001 года оставить без изменения, а частную жалобу А. -
без удовлетворения.
|