ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2002 г. N 6500/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации на постановления апелляционной инстанции
Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N
А76-7309/00-9-295 и Федерального арбитражного суда Уральского
округа от 05.12.2000 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Чебаркульский опытный лесхоз (далее - лесхоз) обратился в
Арбитражный суд Челябинской области с иском к арендному
предприятию "Санаторий "Кисегач" (далее - санаторий) о взыскании
лесных податей в размере 164434 рублей 20 копеек.
Решением от 26.07.2000 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2000 решение
отменено, иск удовлетворен.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением
от 05.12.2000 постановление апелляционной инстанции оставил без
изменений.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации предлагается указанные постановления судов
апелляционной и кассационной инстанций отменить, решение суда
первой инстанции от 26.07.2000 оставить в силе.
Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат
отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим
основаниям.
Администрация города Чебаркуля Челябинской области
постановлением от 13.10.93 N 289 (пункт 3) закрепила за Фондом
имущества совета федерации профсоюзов Челябинской области (далее -
фонд) 67 га земель особо ценных, рекреационного назначения,
занятых санаторием. Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству города Чебаркуля выдал государственный акт о
предоставлении названных земель фонду в бессрочное (постоянное)
пользование для санатория, который с апреля 1994 года
зарегистрирован в качестве арендного предприятия.
В абрисе Чебаркульского лесхоза от 01.12.2000 указано, что 47
га леса, переданных в пользование санаторию, относится к первой и
второй зонам округов санитарной охраны курортов (леса первой
группы).
В соответствии с постановлением от 26.02.98 N 231 "Об
утверждении ставок лесных податей" Законодательного собрания
Челябинской области лесхоз начислил санаторию к уплате сумму
лесных податей за пользование участком лесного фонда с 26.02.98 по
25.11.99 в размере 164434 рублей 20 копеек.
Поскольку санаторий отказался от уплаты податей, лесхоз
обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил
из того, что санаторий имеет земли на праве бессрочного
пользования и не должен платить лесные подати.
Апелляционная инстанция, удовлетворяя исковые требования,
мотивировала судебный акт осуществлением лесопользования в
Российской Федерации на платной основе.
Суд кассационной инстанции согласился с этим доводом.
Однако судебные акты приняты при неполном исследовании
обстоятельств по делу.
В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации (введен
в действие с 04.02.97) платежи за пользование лесным фондом
взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Судами не выяснен вопрос о том, относится ли лес первой
группы, расположенный на землях, используемых санаторием, к
лесному фонду либо он изъят в установленном порядке.
В материалах дела отсутствуют разрешительные документы
Правительства Российской Федерации или иного соответствующего
органа об изъятии этих земель из земель лесного фонда и передаче
их в пользование санаторию.
В случае если названные земли не изымались из земель лесного
фонда, суду следует установить, на каких правовых основаниях
санаторий пользуется участками лесного фонда и является ли он тем
лицом, которое в соответствии с требованиями статей 17 и 104
Лесного кодекса Российской Федерации должно платить лесные подати.
При новом рассмотрении дела суд должен определить возможность
применения к возникшим правоотношениям решения Челябинского
областного суда от 19.02.01 о признании подпункта "б" пункта 5
приложения N 2 к постановлению Законодательного собрания
Челябинской области от 25.11.99 N 708 "Об утверждении ставок
лесных податей" для санаториев и курортов противоречащим
федеральному законодательству.
Кроме того, для полного выяснения обстоятельств дела суду
следует рассмотреть вопрос о возможности привлечения в качестве
третьего лица администрации Челябинской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 26.07.2000, постановление апелляционной инстанции
от 20.09.2000 Арбитражного суда Челябинской области по делу N
А76-7309/00-9-295 и постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 05.12.2000 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Челябинской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|