Принят
на заседании членов Совета
МПА СНГ, участников ДКБ
(Постановление N 3
от 25 марта 2002 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА И УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ
Настоящий Закон устанавливает порядок допуска на территорию
государства - участника ДКБ и условия пребывания на ней воинских
формирований других государств-участников Договора о
коллективной безопасности (далее - Договор, ДКБ), а также порядок
осуществления контроля за их деятельностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
Статья 2. Основания для пропуска воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ
в регионе коллективной безопасности
Статья 3. Цель пребывания воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
Статья 4. Ограничение допуска воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника
Статья 5. Требования к условиям допуска воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
Статья 6. Основания для денонсации решения о временном
пребывании на территории государства-участника ДКБ воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Раздел II. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О ДОПУСКЕ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
НА ТЕРРИТОРИЮ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ
Статья 7. Внесение предложения о допуске воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
Статья 8. Принятие решений о допуске воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
Статья 9. Реализация решений о досрочном выводе воинских
формирований других государств-участников ДКБ с территории
государства-участника ДКБ
Раздел III. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ
Статья 10. Порядок въезда на территорию государства -
участника ДКБ и выезда за его пределы воинских формирований других
государств-участников ДКБ
Статья 11. Условия пребывания воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
Статья 12. Права, свободы, обязанности и ответственность
военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских формирований
других государств-участников ДКБ
Статья 13. Санитарно-эпидемиологический надзор,
государственный ветеринарный контроль и медицинское обеспечение
воинских формирований других государств-участников ДКБ
Статья 14. Охрана окружающей среды
Статья 15. Транспортные средства и маршруты движения воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Статья 16. Связь и радиоэлектронные средства воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Статья 17. Ограничение права собственности на отдельные виды
имущества и на использование недр воинскими формированиями других
государств-участников ДКБ
Статья 18. Страхование военнослужащих, лиц гражданского
персонала воинских формирований других государств-участников ДКБ и
членов их семей
Статья 19. Налоги, сборы и другие обязательные платежи
Статья 20. Деятельность средств массовой информации воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Статья 21. Обязанности других государств-участников ДКБ перед
государством-участником ДКБ
Статья 22. Обязанности командования воинских формирований
других государств-участников ДКБ, пребывающих на территории
государства-участника ДКБ
Раздел IV. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНСТИТУЦИИ
И ЗАКОНОВ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ О ДОПУСКЕ ЭТИХ
ФОРМИРОВАНИЙ НА ЕГО ТЕРРИТОРИЮ
Статья 23. Контроль за деятельностью воинских формирований
других государств-участников ДКБ и надзор за соблюдением ими
законов государства-участника ДКБ
Статья 24. Разрешение споров
Статья 25. Ответственность за нарушение требований конституции
и законов государства-участника ДКБ о допуске воинских
формирований других государств-участников ДКБ на его территорию
Статья 26. Информирование о пребывании на территории
государства-участника ДКБ воинских формирований других
государств-участников ДКБ
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление настоящего Закона в силу
______________________________________________________________________________
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
воинское формирование другого государства-участника ДКБ -
объединение, соединение, воинская часть, выделенные из
национальных вооруженных сил и других войск государства -
участника ДКБ в состав коалиционных (региональных) группировок
войск (сил), формируемых в целях отражения внешней военной
агрессии против одного или нескольких государств-участников ДКБ,
в состав сводных (многосторонних) воинских формирований,
предназначенных для проведения контртеррористических операций или
командно-штабных и войсковых учений, и временно направленные на
территорию государства-участника ДКБ;
статус воинских формирований - правовое положение воинских
формирований других государств-участников ДКБ, временно
находящихся на территории государства-участника ДКБ в целях
отражения внешней военной агрессии, проведения совместной
контртеррористической операции или командно-штабных и войсковых
учений;
командование воинского формирования - командование
коалиционной (региональной) группировки войск (сил), созданной в
целях отражения внешней военной агрессии, или командование
сводного (многостороннего) воинского формирования,
предназначенного для проведения совместных контртеррористических
операций, командно-штабных и войсковых учений на территории
государства-участника ДКБ и временно направленного на его
территорию;
личный состав воинских формирований - военнослужащие,
проходящие службу в составе воинских формирований других
государств-участников ДКБ;
лица гражданского персонала - гражданские лица, работающие в
воинских частях, организациях и учреждениях воинских формирований
других государств-участников ДКБ или временно прикомандированные
к ним в качестве гражданских специалистов, которые направляются в
государство-участник ДКБ и не являются его гражданами;
члены семей военнослужащих и лиц гражданского персонала -
находящиеся на содержании члены семей военнослужащих или лиц
гражданского персонала воинских формирований других государств -
участников ДКБ, которые вместе с ними прибывают в государство -
участник ДКБ и не являются его гражданами;
место дислокации воинских формирований другого государства -
участника ДКБ - обозначенная в решении глав государств -
участников Договора - членов Совета коллективной безопасности
территория, акватория государства-участника ДКБ в регионе
коллективной безопасности, на которых размещаются воинские
формирования других государств-участников ДКБ;
движимое имущество воинских формирований других государств -
участников ДКБ - являющееся собственностью других государств -
участников ДКБ штатное (табельное) военно-техническое имущество,
все виды вооружения, военной техники, транспортные и другие
материально-технические средства, необходимые для функционирования
их воинских формирований;
недвижимое имущество (объекты недвижимости) государства -
участника ДКБ - земельные участки и расположенные на них казармы и
жилые помещения, коммунальные сооружения, военные предприятия
(учреждения), подъездные железнодорожные пути, аэродромы, учебные
центры и полигоны, стационарные пункты управления и узлы связи,
стационарные средства радиотехнического и навигационного
обеспечения, здания и сооружения арсеналов, баз хранения, складов
и другие объекты инфраструктуры, являющиеся собственностью
государства-участника ДКБ и находящиеся с его согласия во
временном пользовании воинских формирований других государств -
участников ДКБ.
Статья 2. Основания для пропуска воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ
в регионе коллективной безопасности
Допуск воинских формирований других государств-участников
ДКБ на территорию государства-участника ДКБ в регионе (районе)
коллективной безопасности осуществляется на основании решения глав
государств-участников Договора - членов Совета коллективной
безопасности (далее - решение) в порядке и на условиях,
определенных его законодательством и Соглашением о статусе
формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11
октября 2001 года.
Исходя из приоритетного характера военно-политических
отношений между государствами-участниками ДКБ по сравнению с
военными связями и контактами со странами, не входящими в Договор,
государство-участник ДКБ предоставляет воинским формированиям
других государств-участников ДКБ более упрощенный порядок
допуска и более льготные условия пребывания по сравнению с
порядком и условиями, которые могут быть предоставлены воинским
формированиям государств, не участвующих в Договоре.
Статья 3. Цель пребывания воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
Подразделения вооруженных сил других государств-участников
ДКБ могут быть допущены на территорию государства-участника ДКБ с
целью:
а) предоставления государству-участнику ДКБ по его просьбе и
согласованию с ним военной помощи в отражении (предотвращении,
пресечении) военной агрессии со стороны третьей страны (третьих
стран) и проведении совместных контртеррористических операций;
б) участия в совместных с подразделениями вооруженных сил
государства-участника ДКБ и другими образованными в соответствии
с его законодательством воинскими формированиями командно-штабных
и войсковых учениях и других мероприятиях по совершенствованию
боевой подготовки войск, обмену опытом в рамках Договора, в том
числе для подготовки совместных воинских подразделений,
создаваемых в рамках ДКБ;
в) транзитного перемещения воинских формирований других
государств-участников ДКБ через территорию государства -
участника ДКБ. При этом срок перемещения этих подразделений через
территорию государства-участника не могут превышать 10 суток, если
иное не предусмотрено отдельными международными договорами;
г) предоставления государству-участнику ДКБ по его просьбе
помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных
природными катаклизмами и технологическими авариями;
д) обслуживания временно размещенных на территории государства
- участника ДКБ в соответствии с Договором объединений,
соединений, воинских частей и подразделений.
Статья 4. Ограничение допуска воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника
1. Запрещается допуск и пребывание на территории государства -
участника ДКБ воинских формирований других государств-участников
ДКБ, оснащенных ядерным, химическим, бактериологическим и другими
видами оружия массового поражения, а также оружием, имеющим
составные части ядерного, химического, бактериологического
вооружения и другим оружием массового поражения.
2. Потенциальные носители ядерного оружия других видов оружия
массового поражения допускаются в соответствии с Договором для
краткосрочного размещения на территории государства-участника ДКБ
при условии надлежащего реконструирования, что удостоверяется
соответствующим документом.
3. В случае введения в государстве-участнике ДКБ или в
отдельных его местностях чрезвычайного или военного положения в
интересах национальной безопасности могут быть установлены
дополнительные ограничения и запрет на допуск воинских
формирований других государств-участников ДКБ на территорию
государства-участника ДКБ.
Статья 5. Требования к условиям допуска воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
1. Необходимыми условиями для допуска и пребывания на
территории государства-участника ДКБ воинских формирований
других государств-участников ДКБ являются:
а) временность, то есть четкая определенность и ограниченность
во времени пребывания;
б) непричинение таким пребыванием препятствий развитию
отношений государства-участника ДКБ с третьими государствами и
укреплению международной коллективной безопасности;
в) уважение суверенитета и соблюдение военнослужащими и лицами
гражданского персонала, входящими в состав воинских формирований
других государств-участников ДКБ, а также членами их семей
законов государства-участника ДКБ, неучастие в политической
деятельности и конфликтах на его территории, кроме как при
выполнении поставленных задач;
г) неприменение воинских формирований других государств -
участников ДКБ вопреки военно-политическим и другим интересам
государства-участника ДКБ, требованиям Устава ООН относительно
действий по поддержанию мира и безопасности, другим нормам
международного права.
2. Допуск воинских формирований других государств-участников
ДКБ на территорию государства-участника ДКБ должен
предусматривать:
а) цель, задачи, состав, численность, места дислокации и время
пребывания воинских формирований других государств-участников
ДКБ на территории государства-участника ДКБ, определенные
решением, виды их деятельности и порядок подчиненности;
б) ограничения по передвижению воинских формирований других
государств-участников ДКБ и входящих в их состав военнослужащих и
лиц гражданского персонала по территории государства-участника
ДКБ;
в) порядок ввода на территорию государства-участника ДКБ
воинских формирований других государств-участников ДКБ и вывода
их, а также въезда и выезда входящих в их состав военнослужащих и
лиц гражданского персонала не в составе этих подразделений;
г) маршруты транзита воинских формирований других государств -
участников ДКБ через территорию государства-участника ДКБ;
д) порядок применения воинских формирований других
государств-участников во время их пребывания в государстве -
участнике ДКБ;
е) условия и порядок использования воинскими формированиями
других государств-участников ДКБ баз, учебных центров, полигонов и
других объектов на территории государства-участника ДКБ;
ж) требования по охране окружающей среды, утилизации и вывозу
отходов;
з) порядок внесения платы за аренду земельных участков,
другого недвижимого имущества, в том числе жилых и иных помещений,
а также платы за использование воздушного пространства, за
аэронавигационное, навигационно-гидрографическое и информационное
обеспечение воинских формирований других государств-участников
ДКБ, оказание коммунальных, бытовых и иных услуг;
и) порядок возмещения ущерба, причиненного государству -
участнику ДКБ в результате действий или бездействия воинских
формирований других государств-участников ДКБ, их военнослужащих и
лиц гражданского персонала;
к) порядок реализации права военнослужащих воинских
формирований других государств-участников ДКБ на ношение оружия
и его применение;
л) условия использования на территории государства-участника
ДКБ государственной символики государств, воинские формирования
которых допускаются на его территорию;
м) вопросы юрисдикции, связанные с пребыванием воинских
формирований других государств-участников ДКБ на территории
государства-участника ДКБ;
н) обязанности других государств-участников ДКБ перед
государством-участником ДКБ, вытекающие из условий пребывания их
воинских формирований на его территории;
о) условия и порядок досрочного вывода воинских формирований
других государств-участников ДКБ с территории государства -
участника ДКБ;
п) другие вопросы, связанные с пребыванием в государстве -
участнике ДКБ воинских формирований других государств-участников
ДКБ.
Статья 6. Основания для денонсации решения о временном
пребывании на территории государства-участника ДКБ воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Решение о временном пребывании воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
подлежит денонсации в случае:
а) если дальнейшее пребывание воинских формирований других
государств-участников ДКБ угрожает национальным интересам
государства-участника ДКБ или если достигнута определенная
решением цель их пребывания;
б) несоблюдения или нарушения воинскими формированиями других
государств-участников ДКБ требований международных договоров,
настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов;
в) вмешательства или угрозы вмешательства воинских
формирований других государств-участников ДКБ во внутренние дела
государства-участника ДКБ;
г) при возникновении угрозы потери другим государством -
участником ДКБ контроля за его воинскими формированиями на
территории государства-участника ДКБ.
Раздел II. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О ДОПУСКЕ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
НА ТЕРРИТОРИЮ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ
Статья 7. Внесение предложения о допуске воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
1. Предложение о допуске воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ
вносится в совет национальной безопасности и обороны министерством
иностранных дел совместно с министерством обороны по согласованию
в необходимых случаях с другими заинтересованными центральными
органами исполнительной власти. Предложение должно включать
имеющиеся на момент его внесения данные о задачах, сроках
пребывания, районах расположения, общей численности указанных
формирований, перечне вооружения, военной техники и
материально-технических средств.
2. Совет национальной безопасности и обороны, признавая
соответствие допуска воинских формирований других государств -
участников ДКБ национальным интересам и законам государства -
участника ДКБ, в том числе его международным обязательствам и
Уставу ООН, учитывая, что соответствующими международными
договорами предусматривается возмещение расходов, связанных с
пребыванием указанных подразделений в государстве-участнике ДКБ,
обеспечение на надлежащем уровне безопасности его граждан в
условиях такого пребывания, вносит предложение о допуске воинских
формирований других государств-участников ДКБ на территорию
государства-участника ДКБ на рассмотрение президента.
Статья 8. Принятие решений о допуске воинских формирований
других государств-участников ДКБ на территорию государства -
участника ДКБ
1. Президент государства-участника ДКБ на основании
указанного в пункте 2 статьи 7 настоящего Закона предложения
принимает решение о допуске воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ.
2. Решение президента о допуске воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ
в соответствии с конституцией государства-участника ДКБ подлежит
одобрению парламентом, который рассматривает вопрос о таком
одобрении как безотлагательный внеочередно.
Решение о допуске воинских формирований других государств -
участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ не
вносится на одобрение парламента, если такой допуск предусмотрен
международным договором, согласие на обязательность которого дано
парламентом государства-участника ДКБ.
3. Предложения о допуске в государство-участник ДКБ воинских
формирований других государств-участников ДКБ и пребывании их на
его территории в рамках военного сотрудничества могут вноситься на
основании согласованных с государствами-участниками ДКБ и
утвержденных президентом планов военного сотрудничества в
соответствии с международными договорами государств-участников ДКБ
на год или иной период. Они рассматриваются, согласовываются и
одобряются в порядке, определенном статьей 7 настоящего Закона и
настоящей статьей.
4. Решение президента о допуске воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территорию государства-участника ДКБ
вступает в силу после его одобрения парламентом.
Статья 9. Реализация решений о досрочном выводе воинских
формирований других государств-участников ДКБ с территории
государства-участника ДКБ
Решения о досрочном выводе воинских формирований других
государств-участников ДКБ с территории государства-участника ДКБ
реализуются органами исполнительной власти после денонсации
соответствующего решения в установленном законодательством
государства-участника ДКБ порядке.
Раздел III. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ
Статья 10. Порядок въезда на территорию государства -
участника ДКБ и выезда за его пределы воинских формирований других
государств-участников ДКБ
1. Воинские формирования других государств-участников ДКБ,
входящие в их состав военнослужащие и лица гражданского персонала
могут прибывать в государства-участники ДКБ на автомобильных либо
железнодорожных транспортных средствах, морских и речных судах и
военных кораблях или воздушных судах и пребывать в государстве -
участнике ДКБ либо осуществлять транзит через его территорию
согласно решению, настоящему Закону и международным договорам.
2. Пересечение воинскими формированиями других государств -
участников ДКБ государственной границы государства-участника ДКБ
осуществляется во время и через пункты пропуска, определенные его
компетентными органами.
3. В пунктах пропуска воинских формирований других
государств-участников ДКБ через государственную границу
государства-участника ДКБ:
а) командиры указанных воинских формирований предъявляют
удостоверенные компетентными национальными органами именной список
лиц, входящих в состав этих формирований, перечень вооружения,
военной техники и материально-технических средств с указанием цели
прибытия на территорию государства-участника ДКБ;
б) военнослужащие и лица гражданского персонала при себе
должны иметь действительные и предусмотренные национальным
законодательством документы, удостоверяющие личность и
принадлежность к указанным воинским формированиям;
в) военнослужащие должны быть одеты в военную форму одежды
национальных вооруженных сил;
г) служебный автотранспорт и военная техника должны быть в
дополнение к регистрационному номеру оборудованы отчетливо видным
знаком, показывающим их государственную принадлежность.
4. Военнослужащим и лицам гражданского персонала, входящим в
состав воинских формирований других государств-участников ДКБ, при
пересечении государственной границы государства-участника ДКБ
предоставляется право провозить их личные вещи и валютные ценности
за исключением товаров, запрещенных к ввозу и вывозу его
национальным законодательством; они подлежат пограничному и
таможенному контролю.
5. Ввоз и вывоз воинскими формированиями других государств -
участников ДКБ вооружения, военной техники и
материально-технических средств для целей реализации решения
осуществляется в приоритетном порядке без применения мер
нетарифного регулирования и взимания всех видов пошлин, налогов и
сборов на основании перечней, согласованных уполномоченными
органами.
6. Служебные документы (переписка), обеспеченные средствами
идентификации командования воинских формирований других
государств-участников ДКБ, не подлежат таможенному досмотру.
Курьер, перемещающий данные документы, должен иметь распоряжение
на доставку, подтверждающее его полномочия и содержащее сведения о
количестве документов и виде наложенного обеспечения.
7. При пересечении государственной границы государства -
участника ДКБ воинскими формированиями других государств -
участников ДКБ в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона
им предоставляются специальные (внеочередные и упрощенные)
условия, установленные правительством государства-участника ДКБ.
Военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные
суда, а также военная техника, которые прибывают в государство -
участник ДКБ или выбывают за его пределы, таможенному досмотру не
подлежат.
8. Воинские формирования других государств-участников ДКБ,
прибывающие в государство-участник ДКБ по основаниям,
определенным статьей 2 настоящего Закона, военнослужащие и лица
гражданского персонала в составе этих формирований обязаны
выполнять требования установленных в государстве-участнике ДКБ
санитарных норм и правил.
9. Военнослужащие и лица гражданского персонала, прибывающие в
государство-участник ДКБ в составе воинских формирований других
государств-участников ДКБ, освобождаются от получения въездных виз
и обязательной регистрации национальных документов, удостоверяющих
их личность, в регистрационном органе государства-участника ДКБ.
Освобождение от регистрации указанных документов не
распространяется на случаи проживания военнослужащих и лиц
гражданского персонала воинских формирований других государств -
участников ДКБ за пределами мест дислокации этих формирований.
10. Члены семей военнослужащих и лиц гражданского персонала
воинских формирований других государств-участников ДКБ
осуществляют въезд в государство-участник ДКБ и выезд из него с
соблюдением требований национального законодательства и с учетом
особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
11. Члены семей военнослужащих и лиц гражданского персонала
воинских формирований других государств-участников ДКБ при
въезде на территорию государства-участника ДКБ заполняют
официальные сертификаты о состоянии здоровья, подтверждая
отсутствие инфекционных заболеваний.
Статья 11. Условия пребывания воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
1. Государство-участник ДКБ предоставляет воинским
формированиям других государств-участников ДКБ на безвозмездной
основе электроэнергию, воду, услуги связи, обеспечивает
коммунально-бытовое обслуживание в объеме, необходимом для
выполнения ими поставленных задач, обеспечивает расчетно-кассовое
обслуживание указанных воинских формирований.
2. По вопросам организации повседневной деятельности воинских
формирований других государств-участников ДКБ, медицинского,
коммунально-бытового обслуживания, предоставления транспортных
услуг, а также услуг органов связи командование указанных воинских
формирований взаимодействует с министерством обороны и иными
ведомствами государства-участника ДКБ, в которых предусмотрена
военная служба, его административными и хозяйственными
ведомствами, вправе вести с ними денежные расчеты.
3. Государство-участник ДКБ отказывается от предъявления
другим государствам-участникам ДКБ каких-либо претензий,
касающихся возмещения ущерба, нанесенного физическим или
юридическим лицам и связанного со смертью, телесными повреждениями
и лишением трудоспособности его граждан, а также ущерба,
нанесенного его недвижимому имуществу, природным ресурсам,
культурным и историческим ценностям, если такой ущерб нанесен их
воинскими формированиями при выполнении задач по отражению внешней
военной агрессии, ликвидации террористических вооруженных
формирований на его территории и при осуществлении мер по
обеспечению собственной безопасности.
4. Воинские формирования других государств-участников ДКБ,
пребывающие на территории государства-участника ДКБ,
военнослужащие и лица гражданского персонала, входящие в их
состав, и члены их семей должны:
а) соблюдать конституцию и законы государства-участника ДКБ;
б) уважать суверенитет, традиции и обычаи народа и не
причинять вреда национальным интересам государства-участника
ДКБ, не посягать на права, свободы и законные интересы его
граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в
государстве-участнике ДКБ да законных основаниях.
5. Военнослужащие и лица гражданского персонала воинских
формирований других государств-участников ДКБ, временно
пребывающие на территории государства-участника, не могут
претендовать на приобретение каких-либо прав на постоянное
жительство на его территории.
Статья 12. Права, свободы, обязанности и ответственность
военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских формирований
других государств-участников ДКБ
1. Военнослужащие и лица гражданского персонала воинских
формирований других государств-участников ДКБ и члены их семей,
пребывающие на территории государства-участника ДКБ, пользуются
теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности,
как и его граждане, за исключениями, установленными конституцией,
настоящим Законом или международными договорами государства -
участника ДКБ.
2. В случае, если военнослужащий или лицо гражданского
персонала воинского формирования другого государства-участника
ДКБ, подозреваемое в совершении преступления на территории
государства-участника ДКБ, пребывает за его пределами, вопрос о
привлечении его к ответственности решается согласно
законодательству государства и заключенным им международным
договорам.
3. Военнослужащие воинских формирований других государств -
участников ДКБ во время пребывания на территории государства -
участника ДКБ имеют право на ношение военной формы одежды своего
государства, ношение и применение оружия при исполнении в
установленном порядке обязанностей военной службы в пределах мест
дислокации этих подразделений, а также в местах проведения ими
командно-штабных и войсковых учений, подготовки подразделений в
соответствии с целью пребывания в государстве-участнике ДКБ. В
случае нарушения указанных требований оружие и боеприпасы,
принадлежащие военнослужащим, изымаются соответствующими органами
государства-участника ДКБ в установленном порядке.
Статья 13. Санитарно-эпидемиологический надзор,
государственный ветеринарный контроль и медицинское обеспечение
воинских формирований других государств-участников ДКБ
1. Меры по предупреждению распространения заболеваний и
вредителей, которые переносятся людьми, животными и растениями, в
местах дислокации воинских формирований других государств -
участников ДКБ и контроль за этим осуществляется согласно
законодательству государства-участника ДКБ по согласованию с
командованием указанных воинских формирований.
2. Санитарно-эпидемиологический надзор, государственный
ветеринарный контроль в местах дислокации воинских формирований
других государств-участников ДКБ осуществляют соответствующие
органы государственной власти государства-участника ДКБ, их
должностные лица в соответствии с его законами и по согласованию с
командованием указанных воинских формирований.
3. При невозможности обеспечения другим государством -
участником ДКБ достаточным медицинским обслуживанием
военнослужащих и лиц гражданского персонала и членов их семей во
время пребывания в государстве-участнике ДКБ их медицинское
обслуживание может проводиться на договорных условиях
военно-медицинскими учреждениями государства-участника ДКБ, а при
необходимости - другими лечебно-медицинскими учреждениями.
Статья 14. Охрана окружающей среды
1. Воинские формирования других государств-участников ДКБ
должны соблюдать установленные законодательством государства -
участника ДКБ требования по охране окружающей среды, обеспечению
экологической безопасности, предупреждению загрязнения окружающей
среды, по сохранности природных ресурсов.
2. При проведении указанными формированиями командно-штабных и
войсковых учений, использовании тренировочных объектов не
допускается нарушение правил эксплуатации вооружения, военной
техники и использования недвижимого имущества.
3. Топливо и горюче-смазочные материалы, а также иные
вещества, необходимые для эксплуатации воздушных, морских, речных
судов и других транспортных средств, вооружения, военной и иной
техники, используются воинскими формированиями других государств -
участников ДКБ с соблюдением требований законодательства
государства-участника ДКБ по охране окружающей среды.
4. Уничтожение боеприпасов, которые не были использованы
воинскими формированиями других государств-участников ДКБ во время
пребывания в государстве-участнике ДКБ, осуществляется в
соответствии с установленными его законодательством нормами и
правилами за счет государств, которым принадлежали боеприпасы,
если иное не установлено международным договором.
5. Радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения,
предназначенные для использования воинскими формированиями других
государств-участников ДКБ в мирных целях, подлежат регистрации и
контролю за их использованием, которые осуществляются
соответствующими органами исполнительной власти государства -
участника ДКБ.
6. В случае загрязнения окружающей среды, ухудшения качества
природных ресурсов, не связанных с выполнением воинским
формированием задач, предусмотренных настоящим Законом, другое
государство-участник ДКБ обязано принять меры к восстановлению
прежнего состояния окружающей среды или возместить причиненный
ущерб, если загрязнение окружающей среды или ухудшение качества
природных ресурсов произошло по вине его воинского формирования.
Статья 15. Транспортные средства и маршруты движения воинских
формирований других государств-участников ДКБ
1. Транспортные средства воинских формирований других
государств-участников ДКБ регистрируются в соответствующих
регистрационных органах государства-участника ДКБ и используются с
соблюдением требований нормативно-правовых актов, в том числе по
ограничению уровня шума, содержанию вредных веществ в отработанных
газах и т.п.
2. Транспортные маршруты для перемещения воинских формирований
других государств-участников ДКБ, вооружения, тяжелой техники,
опасных материалов, виды транспорта и другие существенные условия
перевозок согласовываются командованием указанных воинских
формирований с соответствующими органами исполнительной власти
государства-участника ДКБ.
3. В государстве-участнике ДКБ признаются как действующие
удостоверения на право управления транспортными средствами или
военное разрешение на вождение, отвечающие Конвенции о дорожном
движении и выданные соответствующими государственными органами
другого государства-участника ДКБ, воинское формирование
которого допущено в государство-участник ДКБ.
4. Представители воинских формирований других государств -
участников ДКБ могут привлекаться к регулированию движения
транспорта с опасным грузом.
Статья 16. Связь и радиоэлектронные средства воинских
формирований других государств-участников ДКБ
1. Присвоение радиочастот и позывных сигналов, оформление
разрешений на использование радиоэлектронных средств на территории
государства-участника ДКБ, а также на их ввоз воинскими
формированиями других государств-участников ДКБ на его территорию
и государственный надзор за работой этих средств осуществляются в
соответствии с законодательством государства-участника ДКБ.
2. Воинские формирования других государств-участников ДКБ
используют присвоенные радиочастоты для радиоэлектронных средств
при наличии соответствующих разрешений. Вопросы об изменении
радиочастот решаются в порядке, определяемом правительством
государства-участника ДКБ.
3. Срок использования присвоенных радиочастот не может
превышать срока пребывания воинских формирований других государств
- участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ. По
истечении срока пребывания соответствующие разрешения на
использование радиочастот отменяются.
4. Воинские формирования других государств-участников ДКБ
принимают все необходимые меры для предупреждения создания помех в
работе средств связи и радиоэлектронных средств государства -
участника ДКБ.
5. Воинские формирования других государств-участников ДКБ при
необходимости имеют право устанавливать и использовать временные
средства дальней связи, включая радиостанции (за исключением
объектов радиовещания), разрешение на использование которых
предоставляется в порядке, определяемом правительством
государства-участника ДКБ.
Статья 17. Ограничение права собственности на отдельные виды
имущества и на использование недр воинскими формированиями других
государств-участников ДКБ
1. Во владении и пользовании воинских формирований других
государств-участников ДКБ, которые пребывают на территории
государства-участника ДКБ, и в собственности военнослужащих и лиц
гражданского персонала этих формирований и членов их семей не
может находиться имущество, включенное в перечень видов имущества,
которое не может по законодательству государства-участника ДКБ
находиться в собственности граждан, общественных объединений,
международных организаций и юридических лиц других государств на
его территории, если иное не предусмотрено настоящим Законом или
соответствующими международно-правовыми актами.
2. Воинским формированиям других государств-участников ДКБ на
территории государства-участника ДКБ запрещается проводить
геологическое изучение недр и разрабатывать месторождения полезных
ископаемых. Военнослужащие и лица гражданского персонала воинских
формирований других государств-участников ДКБ немедленно извещают
местные органы исполнительной власти о найденных на территориях (в
акваториях) их временного пребывания кладах, археологических
ценностях, драгоценных металлах, камнях и т.п. и передают их
уполномоченным для этого государственным органам.
3. Объекты и средства систем водоснабжения, энергосбережения,
национальной системы навигационно-гидрографического обеспечения
безопасности судоходства в территориальных водах государства -
участника ДКБ и государственной системы геодезических знаков
аренде не подлежат. Оказание государством-участником ДКБ услуг
указанных систем и соответствующая оплата этих услуг
заинтересованными сторонами осуществляются в соответствии с
настоящим Законом и на договорных началах согласно
законодательству государства-участника.
Статья 18. Страхование военнослужащих, лиц гражданского
персонала воинских формирований других государств-участников ДКБ и
членов их семей
1. Военнослужащие, лица гражданского персонала воинских
формирований других государств-участников ДКБ и члены их семей
пользуются на территории государства-участника ДКБ правом на
защиту наравне с его гражданами.
2. Любой вид страхования, связанный с пребыванием воинских
формирований других государств-участников ДКБ на территории
государства-участника ДКБ, осуществляется в соответствии с его
законодательством.
Статья 19. Налоги, сборы и другие обязательные платежи
Налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с
пребыванием воинских формирований другого государства-участника
ДКБ на территории государства-участника ДКБ, уплачиваются в
соответствии с настоящим Законом и законодательством государства,
если его международными договорами не предусмотрено иное.
Статья 20. Деятельность средств массовой информации воинских
формирований других государств-участников ДКБ
Деятельность средств массовой информации вооруженных
формирований других государств-участников ДКБ осуществляется на
территории государства-участника ДКБ в соответствии с его
законодательством.
Статья 21. Обязанности других государств-участников ДКБ перед
государством-участником ДКБ
1. Другие государства-участники ДКБ в связи с пребыванием их
воинских формирований на территории государства-участника ДКБ
обязаны:
а) заблаговременно информировать правительство о каждом случае
назначения на должность или освобождения от должности командира
(начальника) своих воинских формирований на территории
государства-участника ДКБ не позднее чем через трое суток после
такого назначения на должность или освобождения от должности;
б) обеспечить возмещение в порядке, определенном
международно-правовыми актами, заключенными государством -
участником ДКБ в рамках ДКБ, ущерба, причиненного ему другим
государством-участником или физическим либо юридическим лицом и на
его территории и в его исключительной (морской) экономической зоне
действиями воинских формирований, в том числе действиями или
бездействием лиц военного и гражданского персонала этих
формирований при исполнении возложенных на них обязанностей;
в) вывести в установленный международным договором срок свое
воинское формирование с территории государства-участника ДКБ при
истечении срока действия соответствующего решения или его
денонсации государством-участником ДКБ.
2. Государства-участники ДКБ, чьи воинские формирования
допущены в государство-участник ДКБ, могут иметь другие
обязанности перед ним, предусмотренные настоящим Законом, а также
международными договорами.
Статья 22. Обязанности командования воинских формирований
других государств-участников ДКБ, пребывающих на территории
государства-участника ДКБ
1. Командование воинских формирований других государств -
участников ДКБ, пребывающих на территории государства-участника
ДКБ, при выполнении предписанных решением задач обязано:
а) заблаговременно согласовать в установленном порядке с
министерством обороны планы проведения маневров и военных учений
своих формирований;
б) информировать ежеквартально министерство обороны о
фактической численности военнослужащих и лиц гражданского
персонала, типе и количестве вооружения и военной техники, а также
о количестве других материально-технических средств находящихся на
территории государства-участника (по перечню, определяемому
министерством обороны);
в) принимать с целью поддержания порядка и дисциплины в
пределах предоставленных ему полномочий необходимые дисциплинарные
меры в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала
своего государства за совершенные ими правонарушения.
2. Командование воинских формирований других государств -
участников ДКБ, пребывающих на территории государства-участника
ДКБ, содействует осуществлению соответствующими органами
исполнительной власти контроля за дислокацией и перемещением
указанных формирований, проведением ими командно-штабных и
войсковых учений, других мероприятий оперативной и боевой
подготовки согласно настоящему Закону и международным договорам,
заключенным государством-участником ДКБ.
3. Командование воинских формирований других государств -
участников ДКБ, пребывающих на территории государства-участника,
не вправе издавать приказы, распоряжения и иные акты,
противоречащие настоящему Закону и международным договорам,
заключенным государством-участником ДКБ.
4. В случае если военнослужащий либо лицо гражданского
персонала воинских формирований другого государства-участника
ДКБ подозревается в совершении на территории государства -
участника ДКБ преступления, командование обязано содействовать
исполнению правоохранительными органами государств-участников ДКБ
своих обязанностей по проведению оперативно-розыскных мероприятий
и следственных действий в соответствии с их законами и
заключенными в рамках Договора международно-правовыми актами по
вопросам юрисдикции и правовой помощи, а также обеспечивать при
необходимости участие в этих мероприятиях (действиях) военных и
лиц гражданского персонала.
Раздел IV. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДКБ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНСТИТУЦИИ
И ЗАКОНОВ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ДКБ О ДОПУСКЕ ЭТИХ
ФОРМИРОВАНИЙ НА ЕГО ТЕРРИТОРИЮ
Статья 23. Контроль за деятельностью воинских формирований
других государств-участников ДКБ и надзор за соблюдением ими
законов государства-участника ДКБ
1. Контроль за деятельностью воинских формирований других
государств-участников ДКБ на территории государства-участника ДКБ
осуществляют в пределах своих полномочий правительство,
министерство обороны, другие нейтральные и местные органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления,
командование указанных воинских формирований в соответствии с
конституцией, законами и международными договорами государства -
участника ДКБ.
2. Надзор за соблюдением воинскими формированиями других
государств-участников ДКБ законов и международных договоров
государства-участника ДКБ, согласие на обязательность которых дано
парламентом, осуществляется генеральной прокуратурой, подчиненными
ей прокуратурами других уровней и военной прокуратурой государства
- участника ДКБ, а также органами прокуратуры, входящими в состав
указанных воинских формирований.
Статья 24. Разрешение споров
Споры, возникающие в связи с временным пребыванием на
территории государства-участника ДКБ воинских формирований
других государств-участников ДКБ, разрешаются путем проведения
переговоров между государствами в порядке и на условиях,
определенных соответствующими международными договорами. При
отсутствии таких договоров применяются иные взаимоприемлемые
процедуры урегулирования споров.
Статья 25. Ответственность за нарушение требований конституции
и законов государства-участника ДКБ о допуске воинских
формирований других государств-участников ДКБ на его территорию
Должностные лица, допустившие нарушение требований конституции
и законов государства-участника ДКБ о порядке допуска и условиях
пребывания воинских формирований других государств-участников ДКБ
на его территории, привлекаются к ответственности согласно
законодательству государства и заключенным им международным
договорам.
Статья 26. Информирование о пребывании на территории
государства-участника ДКБ воинских формирований других
государств-участников ДКБ
Министерство обороны государства-участника ДКБ ежегодно
представляет президенту и парламенту информацию о пребывании на
его территории воинских формирований других государств -
участников ДКБ.
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. До приведения законов государства-участника ДКБ, иных его
нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом они
применяются в части, не противоречащей ему.
|