КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2002 г. N 42-О
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА АРБИТРАЖНОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16 МАЯ 2000 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 4 СТАТЬИ 104 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А.
Гаджиева, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,
В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в заседании палаты ходатайство Арбитражного суда
Республики Карелия,
установил:
1. Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве
просит разъяснить положение резолютивной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года по
делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4
статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
в связи с жалобой компании "Timber Holdings International Limited"
об определении разумной и соразмерной компенсации должникам,
находящимся в процедуре конкурсного производства.
Как следует из ходатайства и представленных материалов, в
Арбитражный суд Республики Карелия обратилось ОАО "Карелэнерго" с
жалобой на действия конкурсного управляющего по передаче имущества
должника муниципальному образованию. Определением от 31 июля 2001
года суд отказал в удовлетворении требований ОАО "Карелэнерго"
признать передачу имущества незаконной, обязать конкурсного
управляющего произвести передачу имущества после его
инвентаризации и оценки, соблюсти процедуру определения размера
справедливой и разумной компенсации за передаваемое муниципальному
образованию имущество, определить правомерность его отнесения к
жилищному фонду социального назначения и объектам коммунальной
инфраструктуры.
При рассмотрении апелляционной жалобы ОАО "Карелэнерго"
Арбитражный суд Республики Карелия пришел к выводу о наличии
правовой неопределенности, сложившейся в правоприменительной
практике по причине того, что вопрос об определении размера и
порядка выплаты разумной и соразмерной компенсации находящимся в
процедуре конкурсного производства предприятиям - должникам,
передающим муниципальным образованиям жилищный фонд социального
использования и объекты коммунальной инфраструктуры, в
законодательном порядке не решен, в связи с чем счел необходимым
обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
2. Постановлением от 16 мая 2000 года Конституционный Суд
Российской Федерации признал положения пункта 4 статьи 104
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не
противоречащими Конституции Российской Федерации в той части, в
какой они предусматривают передачу муниципальным образованиям
таких жизненно необходимых для региона объектов, как жилищный фонд
социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты
коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения их использования
в соответствии с назначением.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации признал
эти положения не соответствующими Конституции Российской
Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и
3), в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им
сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать
соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд
социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты
коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без
выплаты должникам - собственникам, находящимся в процедуре
конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации,
обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а
также по существу исключают судебную проверку такой передачи.
При этом законодателю было предложено предусмотреть положения,
касающиеся размера и порядка выплаты разумной и справедливой
компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного
производства, и механизм реализации решений федеральных органов
государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов
различных уровней.
3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации вправе давать официальное разъяснение
вынесенного им решения только в пределах содержания данного
решения и только по предмету, относящемуся к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве
фактически просит дать разъяснение порядка реализации
содержащегося в Постановлении от 16 мая 2000 года положения о
разумной и соразмерной компенсации, подлежащей выплате
предприятиям - должникам. Между тем определение такого порядка и
установление в конкретном деле, какая компенсация будет являться
разумной и соразмерной, в компетенцию Конституционного Суда
Российской Федерации не входит, а относится к ведению
законодательных и правоприменительных органов.
Согласно конституционному принципу самостоятельности судебной
власти (осуществляемой, в частности, арбитражными судами) и в
соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 16 мая 2000 года до внесения необходимых
изменений в законодательство суды в целях обеспечения гарантий,
закрепленных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской
Федерации, в процессе реализации названного Постановления должны,
исходя из своих дискреционных полномочий, непосредственно
применять нормы Конституции Российской Федерации, а также
гражданского и финансового законодательства. Следовательно, при
этом не требуется дополнительное официальное разъяснение
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая
2000 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Арбитражного
суда Республики Карелия.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председательствующий -
судья Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
|