ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2002 года
Дело N 49-Г02-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 марта 2002 г.
гражданское дело по кассационному протесту прокурора на решение
Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2001 г. по
заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
подлежащим применению Закона Республики Башкортостан от 14 декабря
2000 г. "О бюджете фонда государственного социального страхования
Республики Башкортостан на 2001 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителей Кабинета Министров
Республики Башкортостан Валеева К.В., Государственного Собрания
Республики Башкортостан Федоровой Н.Н., Фонда социального
страхования Республики Башкортостан Сюндюкова Ф.А., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., поддержавшей
доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о
признании Закона Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 г. "О
бюджете Фонда государственного социального страхования Республики
Башкортостан на 2001 год" противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то,
что Фонд государственного социального страхования Республики
Башкортостан, действовавший на основании Положения о Фонде
государственного социального страхования Республики Башкортостан,
утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 6 июля 1994 г., является государственным
внебюджетным фондом. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ
определение перечня и порядка формирования государственных
внебюджетных фондов, управление их деятельностью отнесено к
ведению Российской Федерации, поэтому Государственное Собрание
Республики Башкортостан не вправе было входить в обсуждение
вопросов по управлению средствами Фонда социального страхования
Российской Федерации, то есть утверждать бюджет Фонда
государственного социального страхования Республики Башкортостан.
По мнению прокурора, к государственным внебюджетным фондам
отнесены лишь указанные в ст. 144 БК РФ. Согласно п. 2 Положения о
Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, он
является специализированным финансово-кредитным учреждением при
Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся
в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за
подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не
входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и
изъятию не подлежат. Издание правовых актов по вопросам
деятельности Фонда РФ субъектами РФ действующим федеральным
законодательством не предусмотрено.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 ноября
2001 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном протесте участвовавшего в рассмотрении дела
прокурора ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его
незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного протеста,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение суда подлежащим отмене с вынесением
нового решения по делу по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из
положений ст. ст. 8, 11, 145 Бюджетного кодекса РФ, согласно
которым, по мнению суда, оспариваемый Закон был принят
Государственным Собранием Республики Башкортостан в пределах своей
компетенции; по форме и содержанию не противоречит требованиям
федерального законодательства. Суд также указал в решении, что
Фонд государственного социального страхования Республики
Башкортостан является фактически региональным (территориальным)
отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Между тем с выводом суда о праве Государственного Собрания
Республики Башкортостан принимать подобный Закон согласиться
нельзя.
В соответствии с п. 1 ст. 143 БК РФ вне федерального бюджета
образуются государственные фонды денежных средств, управляемые
органами государственной власти Российской Федерации и
предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по
болезни, инвалидности; в случае потери кормильца, рождения и
воспитания детей и в других случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и
получение бесплатной медицинской помощи. Правовой статус, порядок
создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных
фондов определяются федеральным законом в соответствии с настоящим
Кодексом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в
федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных
фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
определен в ст. 144 этого же Кодекса: это Пенсионный фонд РФ; Фонд
социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения
РФ.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об основах обязательного
социального страхования" от 9 июня 1999 г. утверждение бюджетов
обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении
относится к полномочиям федеральных органов государственной
власти.
Согласно ст. 13 этого же Закона управление системой
обязательного социального страхования осуществляет Правительство
РФ (п. 1). Средства обязательного социального страхования являются
федеральной государственной собственностью (п. 3).
В соответствии со ст. 15 данного Закона бюджеты фондов
конкретных видов обязательного социального страхования на
очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Согласно ст. 16 этого же Закона бюджеты фондов обязательного
социального страхования не входят в состав федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Средства бюджетов фондов социального страхования изъятию не
подлежат.
В силу п. 3 ст. 19 данного Закона отчеты об исполнении бюджетов
обязательного социального страхования за конкретный финансовый год
вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской
Федерации Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. (с последующими
изменениями и дополнениями) средства на осуществление
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной
и расходной частях бюджета Фонда социального страхования
Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом,
отдельными строками. Указанные средства являются федеральной
собственностью и изъятию не подлежат.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
РФ N 101 от 12 февраля 1994 г. (с последующими изменениями) Фонд
является специализированным финансово-кредитным учреждением при
Правительстве Российской Федерации и осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ,
указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, а также настоящим Положением (п. 1 разд. I).
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за
подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не
входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и
изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении
утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и
центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении
после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем
Фонда (п. 2 разд. 1).
Дав анализ представленным доказательствам, суд пришел к выводу
о том, что Фонд государственного социального страхования
Республики Башкортостан фактически является региональным
(территориальным) отделением Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Таким образом, с учетом указанных выше положений федерального
законодательства, у суда не было оснований для вывода о том, что
его бюджет подлежит утверждению представительным (законодательным)
органом государственной власти субъекта РФ (Государственным
Собранием Республики Башкортостан), поскольку в таком случае он
подлежит утверждению председателем Фонда социального страхования
Российской Федерации.
О том, что Фонд государственного социального страхования
Республики Башкортостан является региональным отделением Фонда
социального страхования Российской Федерации по Республике
Башкортостан, а следовательно, его бюджет подлежит утверждению
председателем Фонда социального страхования Российской Федерации,
свидетельствуют также дополнительно представленные в кассационную
инстанцию доказательства (постановление Фонда социального
страхования РФ от 25.12.2001 N 132; постановление главы
администрации Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан от
12 марта 2002 г. N 401; Положение о региональном отделении Фонда
социального страхования Российской Федерации по Республике
Башкортостан, утвержденное постановлением Фонда социального
страхования РФ от 25.12.2001 N 132).
Следовательно, ссылка суда в решении на ст. ст. 8, 11, 145 БК
РФ, главу 24 Налогового кодекса РФ, другие федеральные законы
(указанные в решении), является несостоятельной, поскольку вывод
суда основан на неправильном применении закона.
То обстоятельство, что статьи доходов и расходов в оспариваемом
Законе предусмотрены те же, что и в Федеральном законе от 12
февраля 2001 г. "Об бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2001 г.", не свидетельствует о том, что
Государственное Собрание Республики Башкортостан вправе утверждать
бюджет фонда государственного социального страхования Республики
Башкортостан, являющегося, как указывалось выше, региональным
(территориальным) отделением Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Поскольку решение основано на неправильном применении норм
материального права, обстоятельства, имеющие значение, установлены
на основании имеющихся, а также дополнительно представленных
материалов, с которыми заинтересованные лица ознакомлены, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
считает необходимым отменить решение суда с вынесением нового
решения по делу.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 ноября
2001 г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым заявление
прокурора Республики Башкортостан удовлетворить. Признать Закон
Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 г. "О бюджете Фонда
государственного социального страхования Республики Башкортостан
на 2001 год" противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению.
|