ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-129
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Алдущинкова Бориса Дмитриевича о признании
недействительными Правил рыболовства в водоемах Волжско-Камского
бассейна, утвержденных Приказом Государственного комитета
Российской Федерации по рыболовству и Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г.
N 153/381,
установил:
Алдущинков Б.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации
с заявлением о признании недействительными Правил рыболовства в
водоемах Волжско-Камского бассейна, утвержденных Приказом
Госкомрыболовства России и Госкомэкологии России от 18 мая 2000 г.
N 153/381, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой
акт издан с превышением полномочий федеральных органов
исполнительной власти, не соответствует действующему
законодательству и нарушает его права на благоприятную окружающую
среду.
В судебном заседании Верховного Суда РФ Алдущинков Б.Д.
поддержал заявленные требования и пояснил, что в результате
применения Правил он не в состоянии ловить рыбу и заниматься
активным отдыхом.
Представители заинтересованных лиц Госкомрыболовства России
Изюмова Е.А., Маньков В.Б., Минюста России Жданова Т.Н. возражали
против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что
Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна изданы в
пределах полномочий государственных органов, соответствуют
действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых
законом интересов граждан.
Оспариваемые Правила зарегистрированы Минюстом России 30 июня
2000 г., регистрационный N 2296.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации о дне
слушания дела извещено, просило суд рассмотреть дело в отсутствие
его представителя.
Выслушав объяснения заявителя Алдущинкова Б.Д., представителей
заинтересованных лиц Госкомрыболовства России Изюмовой Е.А.,
Манькова В.Б., Минюста России Ждановой Т.И., исследовав материалы
дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по
рыболовству и Государственного комитета Российской Федерации по
охране окружающей среды от 18 мая 2000 г. N 153/381 утверждены
Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна.
Настоящие Правила регулируют вопросы, связанные с охраной,
воспроизводством и рациональным использованием водных
биологических ресурсов и экологическим состоянием водных объектов,
являющихся рыбохозяйственными водоемами, и их действие
распространяется на организации всех форм собственности, а также
на физических лиц, которые по роду своей деятельности занимаются
использованием водных биологических ресурсов, включая их добычу
(вылов), обработку и реализацию.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О животном мире"
правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов
животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются
соответствующими специально уполномоченными государственными
органами по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются
Правительством Российской Федерации или органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Как пояснил в суде представитель Госкомрыболовства России
Маньков В.Б., Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1999
г. N 147 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации
по рыболовству" в ведение Комитета как федерального органа
исполнительной власти переданы функции в области рыбохозяйственной
деятельности, возложенные ранее на Минсельхозпрод России, в том
числе, по утверждению в установленном порядке правил рыболовства
(п. 44 Постановления Правительства РФ от 11 октября 1998 г. N 1090
"Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации").
Федеральный закон "О животном мире" в статье 42 устанавливает,
что отношения в области рыболовства и охраны водных
беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются
соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Действие Правил рыболовства в водоемах Волжско-Камского
бассейна распространяется на реки Волга (до плотины Волжской ГЭС,
г. Волгоград) и Кама с притоками, на водохранилища
Волжско-Камского бассейна - Иваньковское, Угличское, Рыбинское,
Горьковское, Чебоксарское, Боткинское, Камское, Нижне-Камское,
Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское и на все
рыбохозяйственные водоемы, расположенные в указанном бассейне.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что Госкомрыболовство
России и Госкомэкология России в пределах предоставленных им
полномочий издали Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского
бассейна.
Данные федеральные органы исполнительной власти осуществляют
государственный контроль за использованием и охраной животного
мира и среды его обитания и не совмещают свою деятельность с
деятельностью по использованию объектов животного мира, что
соответствует основному принципу государственного управления в
области охраны и устойчивого использования объектов животного
мира.
Оспариваемые Правила изданы в целях сохранения и рационального
использования рыбных запасов в водоемах Волжско-Камского бассейна,
на основании рекомендаций научно-исследовательских организаций и
по согласованию с Межведомственной Ихтиологической Комиссией.
Согласно ст. 20 ФЗ "О животном мире" обязательной мерой охраны
животного мира является государственная экологическая экспертиза,
осуществляемая в соответствии с законодательством Российской
Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять
на объекты животного мира и среду их обитания.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат
удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также
материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов
животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации
этих объектов.
Из объяснений представителя Госкомрыболовства России Манькова
В.Б. следует, что Правительство РФ ежегодно устанавливает общие
допустимые уловы водных биологических ресурсов, которые
разрабатываются с учетом заключения государственной экологической
экспертизы. Правила регулируют вопросы, связанные с охраной,
воспроизводством и рациональным использованием водных
биологических ресурсов и экологическим состоянием водных объектов,
и при их принятии проведение государственной экологической
экспертизы не требуется.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в статье 11
предусматривает обязательную государственную экологическую
экспертизу проектов правовых актов Российской Федерации
нормативного и ненормативного характера, реализация которых может
привести к негативным воздействиям на окружающую среду.
Правила, утвержденные Госкомрыболовством России и
Госкомэкологии России, к таким объектам не относятся, объемы
(лимиты, квоты) рыболовства в Волжско-Камском бассейне не
устанавливают.
Ссылки заявителя на ст. 11 Закона РСФСР "Об охране окружающей
среды" (в настоящее время Федеральный закон "Об охране окружающей
среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) являются несостоятельными,
т.к. Правила изданы в соответствии с Федеральным законом "О
животном мире" и не нарушают прав заявителя на благоприятную
окружающую среду.
Пунктом 15.4 Правил разрешается применение пелагических
тралов. Количество тралов, сроки лова и конкретные промысловые
участки устанавливаются органами охраны по рекомендациям
научно-промысловых советов и научно-исследовательских организаций.
Минимально допустимые размеры шага ячеи в орудиях лова
определены в п. 15.6.1 Правил для сетей ставных для лова
крупночастиковых видов рыб:
- в Волгоградском водохранилище - 65 мм;
- в Рыбинском, Горьковском, Камском, Боткинском, Нижнекамском
водохранилищах - 60 мм;
- в Иваньковском, Угличском, Куйбышевском, Чебоксарском
водохранилищах - 55 мм;
- в Саратовском водохранилище - 50 мм.
По объяснениям представителя Госкомрыболовства России Манькова
В.Б., разрешение применения пелагических тралов, минимально
допустимые размеры шага ячеи в орудиях лова разработаны в
соответствии с рекомендациями Государственного
научно-исследовательского института озерного и речного рыбного
хозяйства. Размер ячеи в различных орудиях лова по сравнению с
Правилами рыболовства в рыбохозяйственных водоемах
Волжско-Камского бассейна, утвержденными Приказом Минрыбхоза СССР
от 18 декабря 1968 г. N 401, не претерпел значительных изменений.
Применяемые в сетях размеры ячеи позволяют вести рациональное
неистощительное использование водных биоресурсов.
Продолжительность запретного периода на лов охраняемых видов
рыб в период весеннего нереста - 40 дней (п. 15.7 Правил), данный
срок позволяет обеспечить естественное воспроизводство водных
биоресурсов. Пелагические тралы применяются в ограниченном
количестве.
Пунктом 15.11 Правил предусмотрено, что органы охраны по
рекомендациям научно-промысловых советов и
научно-исследовательских организаций могут разрешать применение
специализированных орудий лова (батальные сети, плавные
крупноячейные сети, тралы для лова тюльки, ловушки, орудия для
электролова рыбы серийного производства и др.) на отдельных
участках водоемов в определенные сроки. Указанные работы
осуществляются под контролем органов охраны.
Применение орудий для электролова рыбы не означает, что
разрешается добыча рыбы с применением электротока. Добыча рыбы с
применением врзывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих
орудий лова, а также огнестрельного и пневматического оружия
запрещается (п. 6.8 Правил).
Указанные выше пункты Правил устанавливают сроки, орудия и
способы лова при рыбохозяйственном использовании водоемов,
утверждены компетентными органами государственной власти и не
нарушают прав заявителя на окружающую среду.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Алдущинкова Бориса Дмитриевича о признании
недействительными Правил рыболовства в водоемах Волжско-Камского
бассейна, утвержденных Приказом Государственного комитета
Российской Федерации по рыболовству и Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г.
N 153/381, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|