ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2002 года
Дело N 47-Г02-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании от 15 марта 2002 г.
гражданское дело по кассационной жалобе администрации Оренбургской
области на решение Оренбургского областного суда от 10 декабря
2001 г. по заявлению ОАО "Оренбургнефть" о признании частично
недействительным распоряжения главы администрации Оренбургской
области N 124-р от 9 февраля 1998 г. "О вводе системы
компьютерного весового контроля большегрузного транспорта на
автомобильных дорогах общего пользования Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя ОАО "Оренбургнефть"
Савина Е.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
распоряжением главы администрации Оренбургской области N 124-р
от 09.02.1998 (с изменениями от 30.11.1998 N 1121-р "О вводе
систем компьютерного весового контроля большегрузного транспорта
на автомобильных дорогах общего пользования Оренбургской области"
рекомендовано ГП "Оренбургавтодор") ввести систему весового
контроля автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные
грузы, организовав пункты весового контроля на автомобильных
дорогах общего пользования Оренбургской области (далее -
распоряжение). В пункте 1.2 распоряжения указано, что эксплуатация
пунктов весового контроля поручена ГП "Оренбургавтодор".
Названным распоряжением утверждено "Положение о порядке
компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными
средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования
Оренбургской области" (далее - Положение).
Абзацем вторым пункта 3.4 указанного Положения предусмотрено,
что при превышении нагрузки транспортного средства свыше 35 т и
нагрузки на ось свыше 13 т транспортное средство задерживается до
устранения причин задержания в соответствии со ст. 245 КоАП РСФСР
с помещением на стоянку задержанных автомобилей.
Пунктами 5.1 - 5.4 названного Положения установлено, что служба
весового контроля, включающая в себя посты весового контроля
создается при ГП "Оренбургавтодор" (п. 5.1), ее задачами являются
выявление транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по
дорогам общего пользования Оренбургской области с нарушением
максимально допустимой нагрузки на данную категорию автодороги,
взимание платы с владельцев или пользователей транспортных
средств, перевозящих тяжеловесные грузы, за нанесение ущерба
дорожному покрытию и искусственным сооружениям, пополнение за счет
компенсации ущерба, наносимого автодорогам тяжеловесными
транспортными средствами, территориального дорожного фонда (п.
5.2), стационарный пост весового контроля работает круглосуточно,
и исходя из этого составляется штатное расписание, сотрудники
ГИБДД оказывают содействие в работе службы весового контроля на
основании договора, заключаемого между ГИБДД и ГП
"Оренбургавтодор" (п. 5.3), взимание разовых сборов за превышение
осевой нагрузки транспортных средств осуществляется через отдел
службы весового контроля, при этом перевозчику выдается квитанция
разового сбора и чек (п. 5.4).
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" обратилось в суд
с заявлением о признании недействительными и не подлежащими
применению пункта 1.2 названного выше распоряжения, абзаца второго
пункта 3.4, пунктов 5.1 - 5.4 Положения, ссылаясь на то, что
положения, закрепленные в указанных пунктах, противоречат
федеральному законодательству.
По мнению заявителя, пункт 1.2 распоряжения и пункты 5.1 - 5.4
Положения противоречат подпункту 25 пункта 8 "Положения о
Министерстве транспорта РФ", утвержденного Постановлением
Правительства РФ 30.12.2000, в соответствии с которым функции
весового контроля в РФ осуществляются органами Транспортной
инспекции Министерства транспорта РФ совместно с ГИБДД; статье 7
Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", согласно которой запрещается
наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов
управления; пункту 2 статьи 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ",
согласно которому порядок формирования территориальных дорожных
фондов определяется законами субъектов РФ, а не актами органов
исполнительной власти; пункт 3.4 Положения противоречит ст. 245
КоАП РСФСР, которая не предусматривает задержание транспортного
средства за нарушение правил дорожного движения, связанных с
весовыми ограничениями.
В судебном заседании представитель ОАО "Оренбургнефть" Пастухов
В.Г. поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемые
нормы противоречат федеральному законодательству и нарушают права
ОАО "Оренбургнефть", эксплуатирующего большегрузный транспорт на
территории области.
Представитель администрации Оренбургской области, возражая
против удовлетворения заявления, пояснил, что распоряжение
администрации Оренбургской области издано в соответствии с
рекомендациями Правительства РФ. Государственное предприятие
"Оренбургавтодор" не было наделено полномочиями государственного
органа. Распоряжением главы администрации N 124-Р от 09.02.98 ГП
"Оренбургавтодор" поручена эксплуатация пунктов весового контроля,
что не относится к полномочиям государственных органов. Согласно
Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации
(приложение N 3) ГП "Оренбургавтодор" отнесено к территориальным
органам дорожного хозяйства, уполномоченным выдавать разрешения на
перевозки по обслуживаемой сети автомобильных дорог, и поэтому
считает необоснованными доводы заявителя о противоречии пункта 1.2
распоряжения от 09.02.98 и пунктов 5.1 - 5.4 Положения,
утвержденного этим распоряжением. Полагает, что оспариваемые нормы
не противоречат подпункту 25 пункта 8 Положения о Министерстве
транспорта РФ, так как в названном пункте, по мнению представителя
администрации, речь идет об организации пунктов весового контроля
на федеральных дорогах, а не на дорогах субъекта Российской
Федерации. Считает, что абзац 2 пункта 3.4 Положения не
противоречит ст. 245 КоАП РСФСР, поскольку указанной нормой
допускается задержание транспортного средства при отсутствии
документов, предусмотренных правилами дорожного движения. К таким
документам относится разрешение на перевозку тяжеловесных грузов.
Задержание транспортного средства по этому основанию предусмотрено
также Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных
грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации.
Считает необоснованной ссылку на несоответствие распоряжения от
09.02.98 пункту 2 статьи 2 Закона РФ "О дорожных фондах в
Российской Федерации", так как порядок формирования и расходования
средств территориального дорожного фонда Оренбургской области
определен Законом Оренбургской области от 08.06.2000.
Распоряжением N 124-р от 09.02.98 и Положением, утвержденным этим
распоряжением, порядок формирования территориального дорожного
фонда не определяется.
Аналогичные объяснения даны представителями ГП
"Оренбургавтодор".
Решением Оренбургского областного суда от 10 декабря 2001 г.
ОАО "Оренбургнефть" отказано в удовлетворении заявления о
признании недействительными пунктов 1.2 оспариваемого распоряжения
и п. 5.2 утвержденного им Положения. В остальной части требования
удовлетворены.
В кассационной жалобе администрации Оренбургской области
ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы,
обсудив доводы кассационной жалобы, которые по существу сводятся к
отмене решения суда в части удовлетворения требований заявителя,
Судебная коллегия оснований к удовлетворению жалобы не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом, плата за
провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам
общего пользования и контроль за соблюдением допустимых весовых
параметров автомобильного транспорта на этих автомобильных дорогах
были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.09.1995 N 962 (с изменениями и дополнениями от 01.12.1997 N
1513, от 02.02.2000 N 100) "О взимании платы с владельцев или
пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные
грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1211 от
14.10.1996 установлены временные ставки платы за провоз
тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и порядок
использования средств, получаемых от взимания этой платы.
Министром транспорта РФ утверждены Инструкция по перевозке
крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом
по дорогам Российской Федерации и Положение о порядке компенсации
ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при
проезде по федеральным автомобильным дорогам, которыми
установлено, что взимание платы за провоз тяжеловесных грузов
производится при выдаче соответствующими органами управления
дорогами специальных разрешений на осуществление перевозок
тяжеловесных грузов. В число органов, имеющих право выдавать
разрешение, включено и ГП "Оренбургавтодор".
Организация постоянно действующей службы весового контроля на
федеральных автомобильных дорогах и осуществление функций по
контролю за соблюдением весовых параметров автомобильного
транспорта при проезде по федеральным автомобильным дорогам, были
возложены Постановлением Правительства РФ N 962 от 26.09.1995 на
Российское дорожное агентство и Министерство внутренних дел РФ
(пункты 2 и 3).
Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (п. 6.1)
предусмотрено, что контроль за соблюдением весовых параметров и
габаритов транспортных средств осуществляют органы управления
дорогами, органы Российской транспортной инспекции,
Государственной автомобильной инспекции.
Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.12.2000 (п. 8 подп. 25) определено, что организация
стационарных пунктов, на которых производится весовой контроль
транспортных средств, является функцией Министерства транспорта
Российской Федерации.
Проанализировав положения действующего федерального
законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что
контроль за соблюдением весовых параметров и габаритов
транспортных средств является функцией государственных органов
исполнительной власти и действующим федеральным законодательством
осуществление этой функции возложено на государственную службу
дорожного хозяйства, транспортную инспекцию, инспекцию
безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ N 962 от 26.09.1995 (п. 4) было
рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей
автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети
дорог субъектов Российской Федерации и организовать службы
весового контроля.
Главой администрации Оренбургской области по вопросу,
касающемуся взимания платы за провоз по дорогам тяжеловесных
грузов, издано распоряжение N 198-р от 07.03.1997 "О взимании
платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта,
перевозящего тяжеловесные и негабаритные грузы при проезде по
автомобильным дорогам общего пользования", а по вопросу об
организации службы весового контроля - распоряжение N 124-р от
09.02.1998 "О вводе систем компьютерного весового контроля
большегрузного транспорта на автомобильных дорогах общего
пользования Оренбургской области".
"Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого
тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по
автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области",
утвержденным распоряжением N 124-р от 09.02.1998, определены
порядок компенсации ущерба, наносимого дорогам в результате
проезда тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств,
порядок использования средств, полученных в счет компенсации
ущерба, а также организация работы службы весового контроля и
постов весового контроля.
Согласно Положению (п. 5.1) служба весового контроля,
включающая в себя посты весового контроля, создается при ГП
"Оренбургавтодор".
Из содержания пунктов 3.4, 5.4 названного Положения следует,
что сотрудникам службы весового контроля ГП "Оренбургавтодор" на
стационарных постах весового контроля предоставлено право взимать
плату за превышение установленной общей нагрузки транспортного
средства и нагрузки на ось (разовый сбор), пропускать транспортное
средство по маршруту следования при уплате указанного разового
сбора, задерживать транспортное средство.
Из объяснений представителей ГП "Оренбургавтодор", из
документов, представленных представителем ОАО "Оренбургнефть",
видно, что по фактам превышения установленной нагрузки
сотрудниками службы весового контроля составляются акты, разовые
сборы за превышение установленной нагрузки уплачиваются по
требованию сотрудников службы весового контроля либо
непосредственно водителями транспортного средства, либо владельцем
транспортного средства (перевозчиком) при предъявлении им
соответствующих документов.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному
выводу о том, что ГП "Оренбургавтодор" наделено функциями и
полномочиями органов исполнительной власти по осуществлению
контроля за соблюдением весовых параметров транспортных средств
при проезде по дорогам общего пользования.
В судебном заседании было установлено, что согласно Уставу ГП
"Оренбургавтодор" является коммерческой организацией. Его
учредитель и собственник имущества - Оренбургская область, предмет
деятельности - содержание, проектирование и строительство дорог в
области.
Территориальным органом управления дорожного хозяйства ГП
"Оренургавтодор" не является.
Законом Российской Федерации от 22.03.1991 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
(ст. 7) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и
правами федеральных органов власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд правильно исходил из того, что
наделение ГП "Оренбургавтодор" функциями и полномочиями по
весовому контролю транспортных средств противоречит требованиям
федерального законодательства, а поэтому требования заявителя о
признании недействительными пунктов 5.1, 5.3, 5.4 Положения,
предусматривающих создание службы весового контроля и постов
весового контроля при ГП "Оренбургавтодор", удовлетворены
обоснованно.
Ссылка представителей администрации и ГП "Оренбургавтодор" на
то, что функциями весового контроля ГП "Оренбургавтодор" наделено
Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации,
правильно признана несостоятельной. В приложении N 3 к названной
Инструкции, как обоснованно указано в решении суда, определен
перечень органов, осуществляющих выдачу разрешений на перевозку
крупногабаритных и тяжеловесных грузов, но не весовой контроль.
Органы, которым предоставлено право осуществлять весовой контроль,
указаны в ст. 6.1 Инструкции. Этими органами являются органы
управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции,
Государственной автомобильной инспекции.
Требования заявителя о признании не соответствующим
федеральному закону абзаца 2 пункта 3.4 Положения,
предусматривающего задержание транспортного средства при
превышении его нагрузки свыше 35 т и нагрузки на ось свыше 13 т,
также удовлетворены обоснованно.
Согласно ст. 72 (пункт "к") Конституции Российской Федерации
административное, административно-процессуальное законодательство
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. В силу статьи 76 пунктов 2 и 5 Конституции
Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъекта
Российской Федерации, принимаемые по вопросам, касающимся
административного и административно-процессуального
законодательства, не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 239 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях задержание транспортного средства является одной
из мер по обеспечению производства по делам об административных
правонарушениях и может применяться в случаях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 245 названного Кодекса установлено, что задержание
транспортного средства может быть произведено при управлении
транспортным средством водителем или иным лицом, в отношении
которого имеются достаточные основания полагать, что они находятся
в состоянии опьянения, при управлении лицом, не имеющим права
управления транспортными средствами или лишенным этого права или
не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами
дорожного движения или совершившим нарушения, предусмотренные
частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 КоАП РСФСР
(управление транспортными средствами имеющими неисправность
тормозной системы, рулевого управления, тяговосцепное устройство;
без государственных регистрационных знаков; с подложными
государственными регистрационными знаками).
Ни Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, ни
другими законодательными актами Российской Федерации не
предусмотрено задержание транспортного средства в случае
превышения нагрузки транспортного средства свыше 35 т и нагрузки
на ось свыше 13 т.
Установление такого основания для задержания транспортного
средства нормативным актом субъекта Российской Федерации, как
правильно указал суд в решении, противоречит требованиям ст. ст.
239, 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а
поэтому абзац 2 пункта 3.4 Положения должен быть признан
недействительным и не подлежащим применению с момента издания.
Судом проверялись доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, и
по мотивам, содержащимся в решении суда, правильно признаны
необоснованными. Эти доводы по существу сводятся к неправильному
применению судом норм материального права, с чем, как было указано
выше, согласиться нельзя.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Оренбургского областного суда от 10 декабря 2001 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
Оренбургской области - без удовлетворения.
|