МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
15 марта 2002 г.
N 2510/2413-02-32
Минздрав России направляет Вам Программу оптимизации условий и
охраны труда работников системы Министерства здравоохранения
Российской Федерации на 2002-2005 годы, одобренную совместным
решением коллегии Минздрава России и Президиума профсоюза
работников здравоохранения Российской Федерации от 5 февраля т.г.
/Пр. N 2/, "Об Отраслевых тарифных соглашениях и проекте программы
оптимизации условий и охраны труда работников здравоохранения на
2002-2005 гг.".
Предлагаем Вам совместно с территориальными организациями
профсоюзов разработать региональные целевые программы улучшения
условий и охраны труда.
Приложение: Программа на 9 л.
Заместитель Министра
Т.И.СТУКОЛОВА
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
профсоюза работников
здравоохранения
Российской Федерации
В.Н.ЛЯЛИН
ПРОГРАММА
ОПТИМИЗАЦИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002-2005 ГОДЫ
Основание для разработки 1. Федеральный закон от 17 июля
программы 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской
Федерации".
2. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 5 января
2001 г. N 15-Р.
3. Задачи, поставленные в
докладе Министра здравоохранения
Российской Федерации на итоговой
коллегии на среднесрочную
перспективу до 2005 года.
Исполнители и 1. Минздрав России.
соисполнители 2. ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской
Федерации
3. Российская медицинская
академия последипломного
образования.
4. Федеральный фонд
обязательного медицинского
страхования Российской
Федерации.
5. Всероссийский научно -
исследовательский и
испытательный институт
медицинской техники.
6. Общественные организации.
Основные программные 1. Правовое и нормативное
мероприятия обеспечение охраны труда
работников отрасли.
2. Организационное и техническое
обеспечение охраны труда.
3. Обучение работников по охране
труда.
4. Информационное обеспечение
охраны труда и социальной
защиты.
5. Научное обеспечение охраны
труда и социальной защиты.
6. Аттестация рабочих мест по
условиям труда.
7. Обеспечение работающих
средствами индивидуальной
защиты.
Контроль за реализацией 1. Минздрав России
Программы 2. ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской
Федерации.
3. Органы управления
здравоохранением Российской
Федерации.
Ожидаемые конечные 1. Снижение производственного
результаты Программы травматизма.
2. Снижение профессиональной и
общей заболеваемости.
3. Улучшение условий труда
работающих.
ВВЕДЕНИЕ
Цель программы:
- разработка мероприятий по предупреждению и профилактике
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
работников отрасли.
В последние годы в организациях, учреждениях, предприятиях
отрасли вырос уровень профессиональной заболеваемости, в структуре
которой преобладают туберкулез органов дыхания, сывороточный
гепатит, бронхиальная астма, дерматит, лекарственно -
медикаментозная аллергия, экзема /в 1990 году 161 случай, в 2000
году 462 случая/.
В результате несчастных случаев, связанных с производством, в
отрасли ежегодно получают травмы различной степени тяжести около 6
тысяч человек, из них более 50 человек погибают.
Увеличилось количество обращений и жалоб о том, что в ряде
территорий не обеспечиваются предусмотренные законодательством
льготы и компенсации работникам здравоохранения.
Неблагополучное положение с охраной труда и социальной защитой
работающих обусловлено низким уровнем финансирования отрасли,
изношенностью оборудования и основных фондов, отсутствием средств
на улучшение условий труда, приобретение средств индивидуальной и
коллективной защиты работающих, решение социальных вопросов.
Причинами, способствующими росту производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости является отсутствие
соответствующей современным требованиям отраслевой нормативно -
правовой базы в области охраны труда, а также экономических
механизмов, побуждающих руководителей обеспечивать здоровые и
безопасные условия труда.
1. ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ОТРАСЛИ
Главной целью мероприятий данного раздела является проведение
работы по созданию и совершенствованию нормативно - правовой базы
для реализации основных направлений развития системы
здравоохранения в области обеспечения охраны труда.
Запланированы мероприятия по пересмотру действующих и
разработке новых правил и типовых инструкций по охране труда и
безопасной эксплуатации отделений, кабинетов, лабораторий,
оборудования учреждений здравоохранения.
Предусмотрена разработка мер, усиливающих ответственность
руководителей за улучшение условий и охраны труда, государственных
гарантий права на охрану труда работающих.
Финансовое обеспечение раздела предусмотрено осуществлять за
счет средств федерального бюджета и федерального фонда
обязательного медицинского страхования.
Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела -
усиление защиты здоровья, прав и интересов работников
здравоохранения, госсанэпиднадзора, медицинской науки и
образования путем совершенствования правовой и нормативной базы,
закрепляющей функции и ответственность государства и работодателя
за обеспечение надлежащих условий и охрану труда.
2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОХРАНЫ ТРУДА
Главной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является
организация работы по управлению охраной труда.
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Социально - экономический эффект реализации мероприятий
данного раздела - создание условий для снижения профессионального
риска, сокращения потерь, связанных с производственно
обусловленной заболеваемостью и травматизмом, уменьшение расходов
по возмещению вреда работникам от несчастных случаев и
профессиональных заболеваний, а также для повышения эффективности
труда.
3. ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ТРУДА
Главная цель мероприятий данного раздела - повышение уровня
знаний по охране труда всех работников системы здравоохранения
/руководителей, специалистов, обслуживающего персонала/.
Предусматривается:
- улучшение работы системы повышения квалификации в области
охраны труда во всех сферах деятельности работников
здравоохранения;
- разработка типовых программ обучения по охране труда для
руководителей и специалистов органов управления, учреждений и
организаций здравоохранения, а также персонала, занятого
выполнением работ повышенной опасности;
- разработка и подготовка к изданию методических рекомендаций,
учебных пособий и справочной литературы по вопросам охраны труда в
здравоохранении;
- проведение общероссийских и региональных совещаний и
семинаров по охране труда.
Финансовое обеспечение предусматривается осуществлять за счет
средств федерального бюджета и бюджетных средств субъектов
Российской Федерации.
Приложение
МЕРОПРИЯТИЯ К ПРОГРАММЕ
ОПТИМИЗАЦИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002-2005 ГОДЫ
---------T---------------------------------------T----------------
| NN | Наименование мероприятий |Срок исполнения|
| п/п | | /годы/ |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| Российская медицинская академия последипломного |
| образования |
+--------T---------------------------------------T---------------+
| 1. |Организация отраслевого учебно - | 2002 |
| |методического центра по охране труда | |
| |работников здравоохранения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.1. |Разработка учебных программ, пособий, | 2002-2005 |
| |справочников, методических рекомендаций| |
| |по охране труда. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.2. |Исследование условий и охраны труда, | 2002-2005 |
| |подготовка научно - обоснованных | |
| |предложений и мероприятий по режиму | |
| |труда и отдыха, предоставлению льгот и | |
| |компенсаций различным категориям | |
| |работников здравоохранения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.3. |Подготовка, компьютерных программ по | 2002-2005 |
| |охране труда для организаций | |
| |здравоохранения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.4. |Сбор, анализ, обобщение и разработка | 2003 |
| |сборника Типовых инструкций по охране | |
| |труда для учреждений здравоохранения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.5. |Разработка методических рекомендаций по| 2004 |
| |аттестации рабочих мест. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.6. |Разработка методических рекомендаций по| 2004 |
| |обучению вопросам охраны труда для | |
| |высших и средних медицинских учебных | |
| |заведений. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.7. |Сбор, обобщение и анализ материалов о | ежегодно |
| |состоянии условий и охраны труда и | |
| |подготовка доклада с предложениями для | |
| |руководства Минздрава России. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| Всероссийский научно - исследовательский и |
| испытательный институт медицинской техники |
| /ВНИИМТ/ |
+--------T---------------------------------------T---------------+
| 1. |Создание отраслевой научно - | 2002 |
| |исследовательской лаборатории по охране| |
| |труда. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.1. |Совершенствование нормативно - правовой| 2002-2005 |
| |базы по охране труда в здравоохранении.| |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.1.1. |Анализ и перспектива действующей | 2002 |
| |нормативно - правовой базы по охране | |
| |труда в здравоохранении. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.1.2. |Разработка отраслевых правил и | 2002-2005 |
| |отраслевых инструкций по охране труда в| |
| |соответствии с ежегодно утверждаемым | |
| |Минтрудом России Перечнем. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 1.1.3. |Разработка портативных приборов | 2004-2005 |
| |индивидуального контроля опасных | |
| |уровней электромагнитного потока ВЧ и | |
| |СВЧ, лазерного излучения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| Органы управления здравоохранением субъектов |
| Российской Федерации, руководители учреждений |
| здравоохранения федерального подчинения |
+--------T---------------------------------------T---------------+
| 1. |Предусмотреть в органах управления | 2002-2005 |
| |здравоохранением субъектов Российской | |
| |Федерации, в пределах установленной | |
| |численности и фонда оплаты труда | |
| |должности специалистов по охране труда.| |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 2. |В соответствии с приказом Минздрава | постоянно |
| |России от 22.05.2001 г. N 165 "Об | |
| |утверждении штатных нормативов служащих| |
| |и рабочих учреждений здравоохранения | |
| |..." ввести в учреждениях | |
| |здравоохранения с численностью | |
| |работников физических лиц 100 и более -| |
| |должность инженера по охране труда. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 3. |В соответствии с постановлением | постоянно |
| |Минтруда России от 14 марта 1997 г. | |
| |N 12 "О проведении аттестации рабочих | |
| |мест по условиям труда" продолжить | |
| |работу по аттестации рабочих мест по | |
| |условиям труда учреждений | |
| |здравоохранения. | |
+--------+---------------------------------------+---------------+
| 4. |Организовать работу по разъяснению и | постоянно |
| |выполнению основных положений нового | |
| |Трудового кодекса Российской Федерации.| |
L--------+---------------------------------------+----------------
Руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики
Н.Н.ВОЛОДИН
Начальник отдела правовой
и социальной защиты ЦК
профсоюза работников
здравоохранения РФ
М.В.КРАСНОРУДСКАЯ
|