ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2002 г. N ГКПИ2002-160
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе открытого акционерного общества "Разрез Бородинский" о
признании недействительным п. 4 Правил очистки и промывки вагонов
и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом
Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999
г. N 8Ц,
установил:
ОАО "Разрез Бородинский" обратилось в Верховный Суд Российской
Федерации с жалобой о признании недействительным п. 4 Правил
очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов,
утвержденных приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 8Ц,
ссылаясь на то, что положения оспариваемого нормативного правового
акта не соответствуют требованиям закона и нарушают законные права
грузоотправителя.
Представитель заявителя - ОАО "Разрез Бородинский" - Понятин
Е.Н. поддержал в суде заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: МПС России Агеева И.М.,
Драчев В.Ю., Тебеньков С.А., Минюста России Чижикова Т.Ю. -
возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что
пункт 4 оспариваемых Правил не противоречит законодательству
Российской Федерации и не ущемляет прав потребителей услуг
федерального железнодорожного транспорта. Правила зарегистрированы
Минюстом России 7 октября 1999 г., регистрационный N 1930, и
официально опубликованы.
Выслушав объяснения представителя ОАО "Разрез Бородинский"
Понятина Е.Н., представителей заинтересованных лиц: МПС России
Агеевой И.М., Драчева В.Ю., Тебенькова С.А., Минюста России
Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей,
что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от
29 марта 1999 г. N 8Ц утверждены Правила очистки и промывки
вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.
Как пояснили в суде представители МПС России Агеева И.М.,
Драчев В.Ю., Тебеньков С.А., Правила очистки и промывки вагонов и
контейнеров после выгрузки грузов изданы в развитие ст. 48 ТУЖД,
предусматривающей, что после выгрузки грузов вагоны, контейнеры
должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты
приспособления для крепления, за исключением несъемных, а также
должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные
инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты,
грузополучателем, если выгрузка грузов проводилась им, или
железной дорогой, если выгрузка грузов проводилась ею.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии
такой очистки определяются правилами перевозок грузов на
железнодорожном транспорте.
Пунктом 4 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после
выгрузки грузов определено, что наличие снега в очищенном вагоне
не является признаком его загрязнения.
Данный критерий очистки вагонов является обязательным для
грузополучателя и железной дороги, т.е. им регулируются иные этапы
технологического процесса, связанные с перевозкой грузов.
Регулирование отношений между железной дорогой и
грузоотправителями при подаче вагонов под погрузку регулируется
ст. 27 ТУЖД и Правилами обслуживания железнодорожных подъездных
путей, утвержденными приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N
15Ц.
В силу ст. 27 ТУЖД и ст. 791 ГК РФ железная дорога обязана
подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в
необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для
перевозки конкретных грузов вагоны.
Пригодность в коммерческом отношении поданных под погрузку
вагонов определяет грузоотправитель, если погрузка осуществляется
им.
Закон раскрывает содержание пригодности вагонов, контейнеров в
коммерческом отношении как состояние грузовых отсеков вагонов,
контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также
отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных
факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в
пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов
вагонов, контейнеров.
Согласно ч. 7 ст. 27 ТУЖД и п. 2 ст. 791 ГК РФ грузоотправители
вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для
перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать
взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для
перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.
Предоставление грузоотправителям такого права подразумевается
во всех случаях, за исключением тех, при которых в соответствии со
ст. 27 ТУЖД подготовку вагонов, контейнеров должны осуществлять
сами грузоотправители.
Из объяснений представителя Понятина Е.Н. следует, что ОАО
"Разрез Бородинский" осуществляет подготовку вагонов для погрузки
бурого угля.
Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 784 устанавливает, что общие
условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами,
иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте в
открытом подвижном составе, утвержденные приказом МПС России от 29
марта 1999 г. N 15Ц, предусматривают, что при производстве
погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ
22235-76 и других нормативно-технических документов, содержащих
требования по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров.
ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог
колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при
производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ,
технические условия погрузки и крепления грузов устанавливают, что
перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки,
прокладки, бруски должны быть очищены отправителем от снега, льда
и грязи.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству, изданы в
пределах компетенции федерального органа исполнительной власти в
области железнодорожного транспорта и не нарушают прав и
охраняемых законом интересов юридического лица, жалоба ОАО "Разрез
Бородинский" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу открытого акционерного общества "Разрез Бородинский" о
признании недействительным п. 4 Правил очистки и промывки вагонов
и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом
Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999
г. N 8Ц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|