ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2002 г. N 2532-III ГД
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ"
(ПРОЕКТ N 99074271-2)
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О применении контрольно -
кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими
лицами" (проект N 99074271-2).
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Принят
Государственной Думой
13 марта 2002 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
контрольно - кассовая техника, используемая при осуществлении
денежных расчетов с физическими лицами (далее - контрольно -
кассовая техника), - оснащенные фискальной памятью контрольно -
кассовые машины, электронно - вычислительные машины, в том числе
персональные, программно - технические комплексы, банкоматы;
фискальная память - комплекс программно - аппаратных средств в
составе контрольно - кассовой техники, обеспечивающих
некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и
энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о
проведенных с использованием контрольно - кассовой техники
денежных расчетах с физическими лицами, необходимой для полного
учета доходов в целях правильного исчисления налогов;
фискальный режим - режим функционирования контрольно -
кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в
фискальной памяти;
фискальные данные - фиксируемые на контрольной ленте и в
фискальной памяти сведения о расчетах физических лиц,
произведенных за приобретенные ими товары, выполненные работы или
оказанные услуги.
Статья 2. Сфера применения контрольно - кассовой техники
1. Контрольно - кассовые машины на территории Российской
Федерации применяются в обязательном порядке всеми юридическими
лицами, их филиалами и другими обособленными подразделениями
(далее - организации), физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальные
предприниматели), при осуществлении ими денежных расчетов с
физическими лицами в случаях продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг. Указанные организации и индивидуальные
предприниматели могут также использовать в этих случаях
персональные электронно - вычислительные машины, программно -
технические комплексы, оснащенные фискальной памятью и включенные
в Государственный реестр контрольно - кассовой техники,
используемой на территории Российской Федерации (далее также -
Государственный реестр).
2. Кредитные организации при совершении ими банковских
операций и иных сделок с физическими лицами на территории
Российской Федерации могут применять как контрольно - кассовые
машины, так и персональные электронно - вычислительные машины, а
также программно - технические комплексы и банкоматы,
обеспечивающие учет фискальной информации.
3. Правительство Российской Федерации утверждает перечень
отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей,
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей
своего местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
физическими лицами без применения контрольно - кассовой техники.
В отдельных случаях Правительство Российской Федерации может
предоставлять органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации право определять дополнительные категории организаций и
индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей своего местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с физическими лицами без применения
контрольно - кассовой техники.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, которые в
соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляют денежные
расчеты с физическими лицами без применения контрольно - кассовой
техники, обязаны использовать бланки документов строгой
отчетности, приравниваемых к кассовым чекам, по формам,
утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
Статья 3. Государственный реестр контрольно - кассовой
техники, используемой на территории Российской Федерации
1. При осуществлении денежных расчетов с физическими лицами на
территории Российской Федерации применяются только те модели
контрольно - кассовой техники, которые включены в Государственный
реестр.
Государственный реестр - единый банк данных, содержащий
необходимые сведения о моделях контрольно - кассовой техники,
которые применяются на территории Российской Федерации.
2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его
структуре и составу сведений, а также федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение
Государственного реестра, определяются Правительством Российской
Федерации.
3. Сведения о моделях контрольно - кассовой техники,
включенных в Государственный реестр, а также об изменениях в
Государственном реестре подлежат официальному опубликованию в
10-дневный срок со дня принятия таких изменений.
4. В случае исключения из Государственного реестра ранее
применявшихся моделей контрольно - кассовой техники их дальнейшая
эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их
амортизации.
Статья 4. Требования к контрольно - кассовой технике, порядок
и условия ее регистрации и применения
1. Требования к контрольно - кассовой технике, порядок и
условия ее регистрации и применения определяются положением по
применению контрольно - кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с физическими лицами, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно - кассовая техника, применяемая
организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве
налогоплательщика;
находиться на техническом обслуживании в центрах технического
обслуживания контрольно - кассовой техники;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке, оснащена
средствами визуального контроля, удостоверяющими ее включение в
Государственный реестр и постановку на обслуживание в центре
технического обслуживания контрольно - кассовой техники;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном
режиме.
С 1 января 2003 года при осуществлении денежных расчетов с
физическими лицами применение контрольно - кассовой техники без
фискальной памяти не допускается.
2. Требования настоящего Федерального закона, установленные
для организаций и индивидуальных предпринимателей,
распространяются также на кредитные организации в случае
применения ими контрольно - кассовых машин.
Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих контрольно - кассовую технику
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие
контрольно - кассовую технику, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно - кассовой техники в
налоговых органах;
осуществлять ввод в эксплуатацию контрольно - кассовой техники
с участием специалистов центра технического обслуживания
контрольно - кассовой техники, в котором она находится на
техническом обслуживании, допускать к ее техническому обслуживанию
и ремонту только специалистов данного центра;
применять при осуществлении денежных расчетов с физическими
лицами исправную контрольно - кассовую технику, оснащенную
средствами визуального контроля, удостоверяющими включение
контрольно - кассовой техники в Государственный реестр и ее
постановку на обслуживание в центре технического обслуживания
контрольно - кассовой техники, опломбированную в установленном
порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую
надлежащий учет денежных средств при расчетах с физическими лицами
(фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной
памяти);
выдавать физическим лицам при приобретении ими товаров
(выполнении работ, оказании услуг) отпечатанные контрольно -
кассовой техникой кассовые чеки (приравненные к ним документы);
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке
документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в
эксплуатацию и применением контрольно - кассовой техники, а также
обеспечивать должностным лицам налоговых органов, сотрудникам
федеральных органов налоговой полиции, работникам центров
технического обслуживания контрольно - кассовой техники, в которых
находится на обслуживании контрольно - кассовая техника,
беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно - кассовой
технике, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации
контрольно - кассовой техники введение в фискальную память
контрольно - кассовой техники информации и замену накопителей
фискальной памяти с участием представителей налоговых органов;
вывешивать в доступном для визуального восприятия физических
лиц месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на
выполняемые работы, оказываемые услуги), которые должны
соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и
тарифы, и быть оформлены в соответствии с предъявляемыми
требованиями.
Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих
персональные электронно - вычислительные машины, программно -
технические комплексы и банкоматы
Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2
настоящего Федерального закона персональные электронно -
вычислительные машины, программно - технические комплексы и
банкоматы, обязаны:
соблюдать требования положения по применению кредитными
организациями персональных электронно - вычислительных машин,
программно - технических комплексов и банкоматов при оформлении и
учете банковских операций и иных сделок с физическими лицами и
используемых в них программных продуктов, которое утверждается
Центральным банком Российской Федерации по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
осуществлять ведение Государственного реестра;
применять персональные электронно - вычислительные машины,
программно - технические комплексы и банкоматы, которые должны
быть оснащены защищенными от несанкционированного доступа
программными продуктами;
предоставлять налоговым органам и федеральным органам
налоговой полиции в соответствии с их полномочиями, установленными
федеральными законами, информацию о банковских операциях и об иных
сделках с физическими лицами, произведенных за проверяемый период.
Статья 7. Контроль за применением контрольно - кассовой
техники
1. Налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции:
осуществляют контроль за соблюдением требований настоящего
Федерального закона и положения по применению контрольно -
кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими
лицами;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях
и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением контрольно -
кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и
сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи кассовых чеков (приравненных к ним
документов), наличия ценников на продаваемые товары (прейскурантов
на оказываемые услуги);
налагают штрафы в установленном федеральным законом порядке на
организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают
требования настоящего Федерального закона и положения по
применению контрольно - кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с физическими лицами;
при повторном нарушении, допущенном организацией или
индивидуальным предпринимателем в течение одного года со дня
принятия налоговым органом или федеральным органом налоговой
полиции решения о наложении штрафа за предыдущее нарушение, могут
обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной организации и
одновременном приостановлении ее деятельности, связанной с
денежными расчетами с физическими лицами, в том числе о
приостановлении операций по ее счетам в кредитных организациях,
или с заявлением о прекращении деятельности индивидуального
предпринимателя.
2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей
компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими
перечисленных в настоящей статье контрольных функций.
3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль
за соблюдением требований положения по применению кредитными
организациями персональных электронно - вычислительных машин,
программно - технических комплексов и банкоматов при оформлении и
учете банковских операций и иных сделок с физическими лицами и
используемых в них программных продуктов.
Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего
Федерального закона
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
признать утратившими силу:
Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1993, N 27, ст. 1018);
абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального
закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.
2).
Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального
закона
1. Внести в Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г.
N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1114; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4973; 2000,
N 46, ст. 4537) следующие дополнения:
часть первую статьи 10 дополнить пунктом 10 следующего
содержания:
"10) выявлять, предупреждать и пресекать нарушения
законодательства Российской Федерации о применении контрольно -
кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими
лицами, а также нарушения установленного порядка обращения
наличных денежных средств.";
часть первую статьи 11 дополнить пунктом 21 следующего
содержания:
"21) осуществлять контроль за соблюдением требований к
контрольно - кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и
применения, которые определяются законодательством Российской
Федерации о применении контрольно - кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, за полнотой
учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
проверять документы, связанные с применением контрольно - кассовой
техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по
вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки
выдачи кассовых чеков (приравненных к ним документов), наличия
ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые
услуги), налагать штрафы на организации, включая кредитные
организации, а также на индивидуальных предпринимателей за
нарушение требований законодательства Российской Федерации о
применении контрольно - кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с физическими лицами.".
2. Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта
1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.
3484; 2002, N 1, ст. 2) дополнить абзацем следующего содержания:
"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно
- кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения,
которые определяются законодательством Российской Федерации о
применении контрольно - кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов с физическими лицами, за полнотой учета выручки
в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять
документы, связанные с применением контрольно - кассовой техники,
получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи
кассовых чеков (приравненных к ним документов), наличия ценников
на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги),
налагать штрафы на организации, включая кредитные организации, а
также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований
законодательства Российской Федерации о применении контрольно -
кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими
лицами.".
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
|