ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2002 года
Дело N 9-Г02-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Нечаева В.И.
рассмотрела в судебном заседании от 12 марта 2002 г. дело по
заявлению прокурора Нижегородской области о признании
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
порождающим правовых последствий со дня издания Положения о
порядке выплаты социального пособия для малоимущих граждан
Нижегородской области, утвержденного постановлением губернатора
области N 261 от 24.09.1996 (в ред. постановления N 97 от
10.04.1997), по кассационной жалобе администрации Нижегородской
области на решение Нижегородского областного суда от 8 ноября 2001
г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя правительства
Нижегородской области - правопреемника администрации области -
Корещиковой В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
прокурор Нижегородской области обратился с вышеуказанным
заявлением, ссылаясь на то, что утвержденное постановлением
губернатора Нижегородской области N 261 от 24.09.1996 (в ред.
постановления N 97 от 10.04.1997) Положение о порядке выплаты
социального пособия малоимущим гражданам противоречит федеральному
законодательству.
В соответствии с абзацем 2 Положения в перечень граждан,
имеющих право на получение социального пособия, включены:
неработающие пенсионеры и инвалиды 1 и 2 группы, дети в возрасте
до 16 лет, учащиеся общеобразовательных школ, не состоящие на
полном государственном обеспечении, неработающие трудоспособные
граждане, осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до
16 лет, инвалидами 1-й группы, престарелыми, достигшими 80-летнего
возраста, неработающие женщины, находящиеся в отпуске по уходу за
детьми, не достигшими 3-летнего возраста, работающие матери-
одиночки, разведенные вдовы, попечители, воспитывающие детей в
возрасте 1,5 лет, также предусмотрено, что органы местного
самоуправления вправе с учетом местных социально-экономических
условий назначать и выплачивать социальное пособие иным категориям
малоимущих граждан.
Положением также установлено, что назначение и выплата пособия
производятся дифференцированно по группам населения, имеющим
различные бюджеты прожиточного минимума, при этом величина
прожиточного минимума ставится в зависимость от наличия или
отсутствия подворья. Названные положения, по мнению прокурора,
противоречат Закону РФ "О государственной социальной помощи", ст.
4 Закона РФ "О прожиточном уровне".
Кроме того, данным Положением определен порядок расчета и
среднемесячного совокупного дохода на 1 человека в семье, что
противоречит п. 4 ст. 8 Закона РФ "О государственной социальной
помощи", где указано, что порядок расчета среднегодового дохода
семьи устанавливается федеральным законом, а до его принятия -
Правительством РФ.
Решением Нижегородского областного суда от 8 ноября 2001 г.
заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Нижегородской области
поставлен вопрос об отмене решения суда в части в связи с
неправильным толкованием и применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что
согласно ст. 7 ФЗ "О государственной социальной помощи"
получателями государственной социальной помощи могут быть
малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане,
которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход
ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации.
Обжалуемым же Положением сужен круг лиц, имеющих право на
получение социального пособия, в него не включены малоимущие
семьи, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой
доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации. Довод кассационной
жалобы о том, что из-за отсутствия финансовой возможности
выплачивать пособия всем категориям нуждающихся граждан в полном
объеме, а также в связи с тем, что федеральным законодательством
не установлен механизм реализации вышеназванного Федерального
закона, администрация области вправе была исключить вышеназванную
категорию из перечня получателей социального пособия, нельзя
признать правильным. Правом изменять установленный Федеральным
законом перечень лиц, имеющих право на получение социального
пособия, субъект Российской Федерации не наделен.
Оспариваемым Положением установлено, что назначение и выплата
пособия производятся дифференцированно по группам населения,
имеющим различные бюджеты прожиточного минимума. При этом величина
бюджета прожиточного минимума ставится в зависимость от наличия
или отсутствия подворья, что противоречит требованиям ст. 4 Закона
РФ "О прожиточном минимуме", в соответствии с которой величина
прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-
демографическим группам населения в субъектах РФ определяется
ежеквартально по основаниям потребительской корзины и данных
Государственного комитета РФ по статистике об уровне
потребительских цен на продукты питания, народного потребления,
непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным
платежам и сборам.
Кроме того, указанным Положением определен порядок
среднемесячного совокупного дохода на 1 человека в семье, что
находится в противоречии с п. 4 ст. 8 Закона РФ N 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи", где указано, что порядок
расчета среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным
законом, а до его принятия - Правительством РФ. Постановлением
Правительства РФ N 162 от 22.02.2000 "О порядке учета доходов и
расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих
одиноко проживающих граждан для предоставления государственной
социальной помощи" был определен такой порядок, и устанавливать
иной порядок самостоятельно администрация области была не вправе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ "О государственной социальной
помощи" социальная помощь назначается на основании заявления
гражданина, подаваемого в письменной форме, в котором указываются
сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на
праве собственности, указаний на необходимость предъявления каких-
либо иных документов в Законе не содержится. Предусмотрено лишь,
что представленные заявителем сведения могут быть подтверждены
посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования),
проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Тогда как оспариваемое Положение обязывает, помимо заявления о
назначении пособия, предоставлять и другие справки и копии
документов. Тем самым обжалуемое Положение расширило перечень
документов, которые должны представлять в обязательном порядке все
обращающиеся граждане за назначением государственной социальной
помощи, по сравнению с установленным федеральным
законодательством.
В то же время, как следует из смысла ч. 2 п. 2 и п. 3 ст. 8
вышеназванного Федерального закона, осуществляя самостоятельно
дополнительную проверку (комиссионное обследование) представленных
заявителем сведений, орган социальной защиты населения вправе
истребовать как от соответствующих организаций, так и от
обратившихся за социальной помощью граждан документы,
подтверждающие достоверность изложенных ими в заявлении сведений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не
имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 8 ноября 2001 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу администрации
Нижегородской области - без удовлетворения.
|