ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 марта 2002 г. Дело N КА-А40/1061-02
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации (МРО ФСС РФ) предъявило иск к ООО
"Промстройпроект" о взыскании неуплаченного в добровольном порядке
штрафа в размере 10000 рублей наложенного решением истца от
07.05.2001 г. по ст. 116 НК Российской Федерации за нарушения
установленного ст. 83 НК Российской Федерации срока подачи
заявления о постановке на учет.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2001 в
удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопросы
ответственности субъектов социального страхования с 2001 года
относятся к ведению специальных законодательных актов и не
регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме этого
истец с 01.01.01 утратил право налогового контроля.
В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит
отменить данный судебный акт и удовлетворить исковые требования,
т.к. судом неправильно применены нормы материального права, а
именно: ст. ст. 9, 30, 34-1, ст. 116 Налогового кодекса Российской
Федерации, ст. 10 Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 24 "О
бюджете Фонда социального страхования на 2000 год", ст. 6 ФЗ от
24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".
В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в
удовлетворении необоснованной жалобы.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте
рассмотрения дела, представитель истца в суд не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой
инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный
суд кассационной инстанции находит, что решение от 03.12.2001
Арбитражного суда г. Москвы отмене не подлежит.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном
заседании представленные сторонами доказательства, арбитражный суд
рассмотрел дело без нарушения норм процессуального права, влекущих
отмену судебного акта.
При этом было установлено, что ООО "Промстройпроект"
зарегистрировано в качестве юридического лица Московской
регистрационной Палатой 02.05.1994. Однако заявление о регистрации
в качестве страхователя в филиал N 7 МРО ФСС Российской Федерации
ответчик подал только 26.04.2001.
Актом камеральной проверки от 27.04.2001 N 223 истцом
установлено нарушение ответчиком срока постановки на учет в
качестве страхователя.
Решением о привлечении к ответственности за нарушение порядка
уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
N 233 от 07.05.2001 МРО ФСС Российской Федерации привлекло
ответчика к ответственности за совершение правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 116 НК Российской Федерации к штрафу в
размере 10000 рублей.
При рассмотрении спора, сославшись на п. 2 ст. 9 ФЗ от
16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О
бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.", суд пришел к
выводу о неправомерности привлечения ответчика истцом к
ответственности, предусмотренной ст. 116 НК Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что при
рассмотрении спора судом первой инстанции нормы права применены
правильно.
В соответствии со ст. 116 НК Российской Федерации к
ответственности привлекаются налогоплательщики, нарушившие
установленные ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации сроки
подачи заявления о постановке на учет, а не сроки регистрации в
качестве страхователя.
Указанные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний". Обязанность
регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика
предусмотрена в подпункт 1 п. 2 ст. 17 данного Закона.
В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 НК Российской Федерации
органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы
возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются
правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные
Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской
Федерации от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с
01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы
осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в государственные социальные
внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу
ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот
единый социальный налог законодатель не включил, они уплачиваются
в соответствии с федеральными законами об этом виде социального
страхования.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете фонда
социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст. 10
которого предусматривала применение финансовых санкций к
плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в
качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового
кодекса Российской Федерации, носит срочный характер и был принят
на 2000 год.
Поэтому истец на момент проверки и принятия решения о
привлечении страхователя к ответственности не обладал полномочиями
по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций,
а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК
Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 171, 174,
175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 декабря 2001 года по
делу N А40-40378/01-117-491 оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без удовлетворения.
|