ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2002 г. N КАС02-92
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 марта 2002 года
гражданское дело по заявлению Нижнекамской организации Профсоюза
летного состава России о признании незаконным приказа директора
Федеральной авиационной службы России от 20 ноября 1997 года N 251
по частной жалобе заявителя на определение судьи Верховного Суда
Российской Федерации от 11 декабря 2001 года об отказе в принятии
жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Федина А.И., выслушав заключение прокурора А.В. Федотовой,
полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Нижнекамская организация Профсоюза летного состава России
обратилась в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11
декабря 2001 года заявителю отказано в принятии заявления связи с
неподсудностью его Верховному Суду Российской Федерации (п. 7 ст.
129 ГПК РСФСР).
В частной жалобе Нижнекамская организация Профсоюза летного
состава России просит об отмене определения судьи, полагая, что
дело подлежит рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не
находит оснований к отмене определения судьи Верховного Суда
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской
Федерации рассматривает дела по первой инстанции в т.ч. об
оспаривании нормативных актов министерств и ведомств, касающихся
прав и свобод граждан.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, не прошедшие государственную
регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в
силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
Установив, что оспариваемый приказ не проходил государственную
регистрацию и не опубликован для всеобщего сведения, судья пришел
к правильному выводу о том, что данный акт не попадает под
действие статьи 116 ГПК РСФСР по смыслу данной статьи и с учетом
требований, предъявляемых к нормативным актам, содержащихся в
Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997
года.
Поскольку заявитель утверждает, что применением оспариваемого
акта нарушаются права граждан - членов летного состава, заявитель
вправе по Закону Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обратиться
с соответствующей жалобой в районный суд, поставив вопрос о
прекращении действия данного акта.
Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11
декабря 2001 года оставить без изменения, а частную жалобу
Нижнекамской организации Профсоюза летного состава России - без
удовлетворения.
|