ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2002 г. N ГКПИ01-1401
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Соловьевой В.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
и адвоката Мамошина В.Н.
рассмотрел в закрытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе открытого акционерного общества "Термотрон" о признании
незаконными п. 30 и частично п. 47 Инструкции о порядке
финансирования и расчетов за материальные ценности мобрезерва,
утвержденной Роскомрезервом, Минфином России, Банком России 16 мая
1995 года N 1-3/38, N 1-Н, N 29,
установил:
ОАО "Термотрон" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации
с жалобой о признании незаконными п. 30 и частично п. 47
Инструкции о порядке финансирования и расчетов за материальные
ценности мобрезерва, утвержденной Роскомрезервом, Минфином России,
Банком России 16 мая 1995 года N 1-3/38, N 1-Н, N 29, ссылаясь на
то, что оспариваемые положения Инструкции противоречат
федеральному закону и Конституции РФ, нарушают права и охраняемые
законом интересы юридического лица.
В суде представители ОАО "Термотрон" Батрак В.Ф. и адвокат
Мамошин В.Н. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Росрезерва - Гаврилов Н.С.,
Королев В.Н., Минфина России - Блажко Д.В., Минюста России -
Гончаренко Е.П. - возражали против удовлетворения жалобы, т.к.
пункты 30 и 47 оспариваемой Инструкции соответствуют действующему
законодательству и не нарушают права ОАО "Термотрон". Инструкция
прошла юридическую экспертизу и зарегистрирована в Минюсте России
14 июля 1995 года за N 904.
Банк России о дне слушания дела извещен, в суд своего
представителя не направил, в письменном отзыве просил жалобу ОАО
"Термотрон" оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Термотрон" Батрака
В.Ф., адвоката Мамошина В.Н.; представителей заинтересованных лиц:
Росрезерва - Гавриловой Н.С., Королева В.Н.; Минфина России -
Блажко Д.В., Минюста России - Гончаренко Е.П., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Федотовой А.В., полагавшей, что жалоба не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Комитетом Российской Федерации по государственным резервам,
Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации 16 мая 1995 года утверждена Инструкция о
порядке финансирования и расчетов за материальные ценности
мобрезерва N 1-3/38, N 1-Н, N 29.
Инструкция зарегистрирована Минюстом России 14 июля 1995 года,
регистрационный N 904.
Из объяснений представителя Минюста России Гончаренко Е.П. в
суде следует, что в соответствии с п. 7 Положения о Комитете
Российской Федерации по государственным резервам, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1992 года N 990-98,
Комитет имел право утверждать совместно с Минфином России, по
согласованию с Банком России инструкции о порядке расчетов с
поставщиками и получателями (потребителями), обязательные для
исполнения предприятиями и организациями независимо от форм
собственности.
Ныне действующее Положение о Российском агентстве по
государственным резервам, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 14 февраля 2000 года N 122, предусматривает,
что Росрезерв разрабатывает и утверждает в установленном порядке
инструкции, определяющие особенности поставки, приемки (закладки),
хранения, замены, выпуска материальных ценностей государственного
резерва и проведения с ними других операций, обязательные для
поставщиков, ответственных хранителей и получателей
(потребителей).
Инструкция о порядке финансирования и расчетов за материальные
ценности мобрезерва определяет порядок финансирования расходов на
оплату материальных ценностей мобрезерва, перераспределения и
использования финансовых средств.
Согласно пункту 3 Инструкции изъятие материальных ценностей из
мобрезерва без предварительной оплаты и представления акта по
форме приложения 1 на выпуск материальных ценностей из мобрезерва,
без заверенных банком копий платежных поручений на перечисление
стоимости выпускаемых материалов и дополнительной платы за
заимствование расценивается как самовольное расходование, и в этом
случае к ответственному хранителю применяются санкции в
соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном
резерве" и пунктом 47 настоящей Инструкции.
Данный пункт Инструкции устанавливает порядок расчетов при
разбронировании материальных ценностей государственного резерва.
Федеральный закон "О государственном материальном резерве"
предусматривает, что формирование, хранение и обслуживание
мобилизационного резерва осуществляется в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации.
Финансирование системы государственного резерва осуществляется
как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств,
получаемых от реализации материальных ценностей государственного
резерва, в том числе при выпуске материальных ценностей в порядке
разбронирования.
Положением о мобилизационном резерве, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1997
года N 570-27, предусмотрено право федеральных органов
исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом
Российской Федерации по государственным резервам разбронировать из
мобилизационного резерва материальные ценности, хранение которых
не вызывается необходимостью, в связи с уточнением в установленном
порядке номенклатуры или объемов накопления. Выпуск указанных
материальных ценностей производится после предварительной оплаты
(пп. "ж" п. 23 Положения).
Как установлено в судебном заседании объяснениями
представителей: ОАО "Термотрон" - Батрака В.Ф. и Правительства РФ
- Гавриловой Н.С., при выпуске материальных ценностей из
государственного резерва в порядке разбронирования между
территориальным управлением Росрезерва и производителем,
осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей,
заключается договор купли-продажи материальных ценностей,
подлежащих разбронированию. По условиям договора оплата
материальных ценностей производится покупателем в порядке
предварительной оплаты.
Представитель Правительства РФ Гаврилова Н.С. пояснила в
судебном заседании, что при выпуске материальных ценностей из
государственного резерва в порядке разбронирования первоочередное
право распорядиться материальными ценностями принадлежит
ответственным хранителям. Если организация - ответственный
хранитель - не может использовать материальные ценности, то они
передаются для реализации соответствующим территориальным
управлениям Росрезерва.
В соответствии с п. 14 Положения о Межведомственной комиссии по
вопросам реализации и использования разбронируемых из
мобилизационного резерва материальных ценностей, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 10.04.1999 N 412-21, в
исключительных случаях при отсутствии у организации возможности
реализовать самостоятельно материальные ценности они передаются
соответствующим территориальным управлениям Госкомрезерва России
для реализации, в том числе на конкурсной основе, с соблюдением
требований Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997
года N 305.
Пунктом 47 Инструкции предусмотрено, что при установлении
случаев оформления бестоварных операций по закладке, а также
самовольного расходования материальных ценностей мобрезерва
территориальные управления Роскомрезерва взыскивают с
ответственных хранителей, допустивших указанные нарушения, штраф в
размере 100 процентов стоимости самовольно израсходованных
материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5 процента от их
стоимости за каждый день с момента оформления указанной операции
или самовольного расходования до фактической закладки в порядке
накопления, освежения, замены или восстановления израсходованных
материальных ценностей мобрезерва.
Доводы представителя ОАО "Термотрон" Батрака В.Ф. о
неконституционности установления штрафа в размере 100 процентов не
могут служить основанием для признания незаконным оспариваемого
пункта Инструкции.
Федеральным законом "О государственном материальном резерве" от
29 декабря 1994 года N 79-ФЗ предусмотрена имущественная
ответственность по операциям с материальными ценностями
государственного резерва.
Так, согласно п. 8 ст. 16 настоящего Федерального закона за
необеспечение количественной сохранности материальных ценностей
государственного резерва, хранящихся в пунктах ответственного
хранения, организации, осуществляющие ответственное хранение
материальных ценностей государственного резерва, уплачивают штраф
в размере 100 процентов стоимости недостающих материальных
ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5
процента их стоимости за каждый день до полного восстановления в
государственном резерве недостающих материальных ценностей.
Верховный Суд Российской Федерации в порядке нормоконтроля
проверяет положения оспариваемого нормативного правового акта
федерального органа исполнительной власти на предмет соответствия
действующему закону и иным правовым актам.
Предусмотренная Инструкцией ответственность за самовольное
расходование является частью имущественной ответственности,
установленной законодателем за необеспечение количественной
сохранности материальных ценностей государственною резерва,
хранящихся в пунктах ответственного хранения.
Взыскание с ОАО "Термотрон" на основании решения арбитражного
суда штрафных санкций в пользу территориального управления
Росрезерва за неисполнение обязанности по сохранности
материального резерва до его выпуска в установленном порядке не
лишает заявителя права обжаловать судебное решение в установленном
законом порядке.
Учитывая, что положения оспариваемой Инструкции соответствуют
действующему законодательству, изданы в пределах компетенции
федеральных органов исполнительной власти и не нарушают прав и
охраняемых законом интересов юридического лица, жалоба ОАО
"Термотрон" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу открытого акционерного общества "Термотрон" о признании
незаконными п. 30 и частично п. 47 Инструкции о порядке
финансирования и расчетов за материальные ценности мобрезерва,
утвержденной Роскомрезервом, Минфином России, Банком России 16 мая
1995 года N 1-3/38, N 1-Н, N 29, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|