ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2002 г. N ВКПИ 02-3
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
генерал - лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием помощника Главного военного
прокурора полковника юстиции Милованова В.В.,
представителей Министра обороны РФ
майора юстиции Волгапкина В.А.
и старшего лейтенанта юстиции Ильичева М.Г.,
представителя Министерства юстиции РФ Ждановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе военнослужащего войсковой части 85906 капитана Сенецкого
А.Б. о признании незаконным и недействующим с момента принятия п.
18 Положения, утвержденного Приказом Министра обороны РФ "Об
утверждении положения о продовольственном обеспечении Вооруженных
Сил РФ на мирное время" от 22 июля 2000 года N 400, в части,
противоречащей Федеральному закону "О статусе военнослужащих",
установил:
заявитель Сенецкий А.Б. обратился в Верховный Суд РФ с
просьбой признать незаконным п. 18 Положения в той мере, в которой
предусмотрено, что денежная компенсация взамен положенных
продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов)
выплачивается соответствующим категориям военнослужащих в размере
их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не
установлен иной размер). Такая редакция п. 18 Положения, по мнению
заявителя, противоречит п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", предусматривающему выплату денежных компенсаций
взамен положенного продовольственного пайка, без каких-либо
условий, в размере его стоимости.
Дело рассматривается в отсутствие Сенецкого А.Б., который в
своем заявлении просил суд рассмотреть его жалобу без его участия.
В судебном заседании представители Министра обороны РФ майор
юстиции Волгапкин В.А. и старший лейтенант юстиции Ильичев М.Г.,
действовавшие в порядке передоверия по доверенностям, выданным
начальником центрального продовольственного управления МО РФ от 12
октября 2001 года и 24 января 2002 года, соответственно,
предложили отказать Сенецкому А.Б. в удовлетворении жалобы,
поскольку считают, что в п. 18 Положения слова "если на
соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер"
самостоятельно не устанавливают какого-либо размера денежной
компенсации взамен продовольственного пайка, а лишь отсылают к
соответствующему федеральному закону, устанавливающему размер
денежной компенсации продовольственного пайка, в случае изменения
или дополнения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в
части, касающейся определения такого размера, а также вступления в
законную силу иных федеральных законов, которыми может быть
предусмотрена отмена или приостановлено действие п. 1 ст. 14
Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Данный Приказ Министра обороны зарегистрирован в Министерстве
юстиции РФ 16 октября 2000 года, регистрационный номер 2421.
Исследовав письменные доказательства, заслушав выступление
заместителя руководителя Департамента регистрации и контроля за
ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ
Ждановой Т.А., участвовавшей по доверенности, выданной Министром
юстиции РФ 17 января 2002 года за N 07/474-102, заявившей, что
редакция п. 18 Положения в оспариваемой части затрагивает права
военнослужащих и должна быть признана не соответствующей ст. 14
Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также заключение
военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В. об
удовлетворении жалобы Сенецкого А.Б., Верховный Суд Российской
Федерации находит, что требования Сенецкого А.Б. о признании
редакции п. 18 Положения не соответствующей п. 1 ст. 14
Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются
обоснованными.
Статьей Федерального закона "О статусе военнослужащих"
установлено, что продовольственное обеспечение военнослужащих
осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются
Правительством РФ.
На Министерство обороны данным Законом возложена лишь
обязанность определения порядка продовольственного обеспечения
военнослужащих в предусмотренных Законом формах, одной из которых
является выплата денежной компенсации взамен положенного
продовольственного пайка (питания). При этом Законом установлено,
что денежная компенсация взамен пайка (питания) производится в
размере его стоимости.
Однако в п. 18 "Положения о продовольственном обеспечении
Вооруженных Сил РФ на мирное время", утвержденного Приказом
Министра обороны РФ N 400 от 22 июля 2000 года, указано, что
компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости
(если на соответствующий год Федеральным законом не установлен
иной размер). Приведенная редакция пункта 18 Положения не
соответствует содержанию ст. 14 Закона, в которой не содержится
таких условий.
Утверждения представителей Министра обороны РФ о том, что
оспариваемые в п. 18 слова самостоятельно не устанавливают иной
размер денежной компенсации, не свидетельствует, что права
военнослужащих не могут быть нарушены.
Такая редакция данного пункта Положения позволяет, о чем
заявили в суде и представители ответчика, внести изменения в п. 14
Федерального закона "О статусе военнослужащих" не только
изменением самого этого Закона, но и любым другим федеральным
законом, которым может быть предусмотрена как отмена, так и
приостановление действия п. 1 ст. 14 Федерального закона "О
статусе военнослужащих".
Между тем п. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" предусмотрено, что права и социальные гарантии
военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также
материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и
дополнений в настоящий Федеральный закон.
В связи с изложенным приведенные в п. 18 Положения
оспариваемые слова суд признает затрагивающими права
военнослужащих и они подлежат исключению из Положения.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 191, 193, 194, 197, 203
ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Сенецкого А.Б. в части признания незаконным и не
действующим с момента принятия п. 18 "Положения о
продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время",
утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 400 от 22 июля 2000
года, удовлетворить.
Признать п. 18 Положения в изложенной редакции не
соответствующим ст. 14 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.98, касающейся выплаты денежной
компенсации взамен положенного продовольственного пайка.
Министру обороны РФ п. 18 названного Положения привести в
соответствие со ст. 14 Закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ
от 27.05.98, исключив из него слова "если на соответствующий год
федеральным законом не установлен иной размер".
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.
Председательствующий по делу
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал - лейтенант юстиции
Ю.В.ПАРХОМЧУК
|