ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2002 года
Дело N 55-Г02-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2002 г. по
кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия на
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 ноября 2001 года
дело по заявлению С. о признании положений частей 3, 4, 6 статьи
62; пунктов 2 и 3 части 3 и части 4 статьи 66; части 1 статьи 84 и
части 4 статьи 85 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия,
утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Хакасия
от 29 октября 1997 года N 83-5 (в редакции постановлений
Верховного Совета Республики Хакасия от 24 июня 1999 года и 21
ноября 2000 года), противоречащими федеральному законодательству и
Конституции Республики Хакасия, недействующими и не подлежащими
применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 29
октября 1997 года N 83-5 (в редакции постановлений Верховного
Совета Республики Хакасия от 24 июня 1999 года и 21 ноября 2000
года) был утвержден Регламент Верховного Совета Республики
Хакасия, в соответствии с ч. 2 ст. 62 которого законопроект с
заключениями соответствующего комитета (комиссии) и юридического
отдела Управления делами Верховного Совета подлежит рассмотрению
Президиумом Верховного Совета.
На основании частей 3, 4, 6 статьи 62 Регламента, если
представленный проект закона не отвечает требованиям статей 59 -
61 настоящего Регламента, такой законопроект отклоняется.
Решение Президиума Верховного Совета об отклонении
законопроекта должно быть мотивированным.
В случае несогласия с решением Президиума Верховного Совета об
отклонении законопроекта субъект законодательной инициативы имеет
право внести отклоненный законопроект на рассмотрение сессии
Верховного Совета.
В силу пунктов 2, 3 части 3 и части 4 статьи 66 Регламента
Президиум Верховного Совета принимает решение:
- об отклонении законопроекта;
- о направлении законопроекта на доработку.
Решение о направлении законопроекта на доработку должно быть
мотивированным.
Осуществление Верховным Советом Республики Хакасия права
законодательной инициативы предусмотрено главой 12 Регламента, в
соответствии с ч. 1 ст. 84 которой предложения о разработке
законопроектов вносятся субъектами права законодательной
инициативы Республики Хакасия в Верховный Совет или его Президиум,
которые в случае одобрения данной законодательной инициативы
поручают разработку законопроекта соответствующим государственным
органам и комитетам (комиссиям) Верховного Совета.
Из части 4 статьи 85 Регламента следует, что текст замечаний и
предложений рассматривается Верховным Советом или Президиумом
Верховного Совета, и в случае его одобрения принимается
соответствующее постановление.
С. обратился в суд с заявлением о признании положений частей 3,
4, 6 статьи 62; пунктов 2, 3 части 3 и части 4 статьи 66; части 1
статьи 84 и части 4 статьи 85 Регламента недействующими и не
подлежащими применению как противоречащие федеральному
законодательству и Конституции Республики Хакасия. Заявитель
ссылался на то, что обжалуемые нормы Регламента, определяющие
полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасия по
отклонению законопроекта либо о направлении его на доработку, а
также нормы части 1 статьи 84 и части 4 статьи 85 Регламента,
относящие к ведению Верховного Совета или его Президиуму
организацию разработки законопроекта в случае одобрения
законодательной инициативы субъекта права законодательной
инициативы, противоречат пункту 4 статьи 7 Федерального закона от
6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно
которому решение о принятии либо отклонении проекта закона
оформляется постановлением законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации; части
1 статьи 86 Конституции Республики Хакасия, согласно которой
законопроекты вносятся в Верховный Совет Республики Хакасия,
статье 17 Закона Республики Хакасия "О Верховном Совете Республики
Хакасия", в силу которого решение о принятии либо отклонении
проекта закона оформляется постановлением Верховного Совета
Республики Хакасия.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 30 ноября 2001
года заявление было удовлетворено.
В кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия
поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением
норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации
установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" решение о принятии либо отклонении проекта закона, а
также о принятии закона оформляется постановлением
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Эта норма воспроизведена в части 4 статьи 17 Закона Республики
Хакасия "О Верховном Совете Республики Хакасия".
При рассмотрении дела суд пришел к правильному выводу о том,
что оспариваемые положения Регламента Верховного Совета Республики
Хакасия противоречат федеральному законодательству, Конституции и
законам Республики Хакасия. Этими нормами Президиум Верховного
Совета Республики Хакасия незаконно наделен правами, которыми
может пользоваться только Верховный Совет Республики Хакасия.
Все доводы кассационной жалобы были предметом судебного
разбирательства и правильно признаны судом необоснованными.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 ноября 2001
года оставить без изменения, кассационную жалобу Верховного Совета
Республики Хакасия - без удовлетворения.
|